Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА И ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ………………………………………….5
1.1. История религиозного пацифизма…………………………………………..5
1.2. Пацифизм: долгий путь к созданию доктрины (1867-1902)……………..10
1.3. Развитие международного пацифистского движения……………………19
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА И РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА В СНГ…………………………………………………………30
2.1. Волны террористических актов и их влияние на СНГ…………………...30
2.2. Ядерный терроризм реален…………………………………………….......34
2.3. «Новый» наряд пацифизма…………………………………………………48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...57

Работа содержит 1 файл

Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ курсовая.doc

— 247.00 Кб (Скачать)

ПЛАН:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА И ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ………………………………………….5

1.1. История религиозного пацифизма…………………………………………..5

1.2. Пацифизм: долгий путь к созданию доктрины (1867-1902)……………..10

1.3. Развитие международного пацифистского движения……………………19

ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ ТЕРРОРИЗМА И РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА В СНГ…………………………………………………………30

2.1. Волны террористических актов и их влияние на СНГ…………………...30

2.2. Ядерный терроризм реален…………………………………………….......34

2.3. «Новый» наряд  пацифизма…………………………………………………48

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...55

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...57

 

ВВЕДЕНИЕ

       Терроризм относится к числу самых опасных  и труднопрогнозируемых явлений  современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

       Масштабы  терроризма и его межгосударственный характер сделали совершенно необходимым  налаживание международной системы противодействия ему, координацию усилий различных государств на долгосрочной основе и на самом высшем уровне, создание международных организаций по борьбе с ним.

       Исключительное  распространение получил криминальный терроризм, т.е. совершение террористических актов организованными и иными преступными группами для устрашения и уничтожения конкурентов, для воздействия на государственную власть с тем, чтобы добиться наилучших условий для своей преступной деятельности. Общеуголовный терроризм можно встретить  в повседневной, криминальной практике очень многих стран, когда сводят счеты или устрашают друг друга различные преступные группировки.

       Актуальность  работы. Терроризм, давно выйдя за национальные рамки, приобрел международный характер. Он стал эффективным  и уж, конечно, эффектным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием, осознанием и ощущением жизни, своими нравственными нормами, своей культурой.

       Терроризм встроен в насильственную преступность. Его уровень и конкретные формы  проявления представляют собой показатель, с одной стороны, общественной нравственности, а с другой – эффективности  усилий общества и государства по решению наиболее острых проблем, в частности по профилактике и пресечению самого терроризма. Это преступление относится к тем видам преступного насилия, жертвой которого может быть каждый – от нищего до короля, каждый, даже тот, кто не имеет ни малейшего отношения к конфликту, породившему террористический акт. Отсюда крайняя уязвимость человека, принимающая катастрофические размеры при тоталитарных режимах.

       Цели  и задачи: В данной работе будут, по возможности, освещены такие вопросы, как:

  • современное состояние пацифизма и его история;
  • причины и условия, порождающие это зло, основные направления борьбы с данным преступлением.
  • также будут затронуты вопросы международного сотрудничества по борьбе с терроризмом;
  • рассмотреть особенности пацифизма и его влияние на СНГ;
  • изучить религиозный терроризм в мире, а также в СНГ;

       При написании данной курсовой работы, мной были использованы работы таких  авторов как Антонян Ю.М., Салимов  К.Н. «Современные проблемы терроризма», Чуфаровский Ю.В. «Терроризм – глобальная проблема современности», также были использованы материалы научно – практической конференции журнала «Государство и право» под названием «Терроризм: психологические корни и правовые оценки», в которой принимали участие многие видные отечественные ученые, непосредственно занимающиеся изучением проблем терроризма, и ряд других работ.

       Структура работы. Курсовая работа состоит из введения где выделены актуальность данной курсовой работы, цель и задачи. Также курсовая состоит из двух основные глав, заключения и списка использованной литературы.

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОГО ПАЦИФИЗМА И ПУТЬ К СОЗДАНИЮ ДОКТРИНЫ

1.1. История религиозного пацифизма

       Религиозный пацифизм – (лат. pacificus – умиротворяющий) – течение, базирующееся на религиозно истолкованных принципах любви к ближнему и всепрощения как необходимых условиях достижения мира в отношениях между людьми и народами и выступающее с осуждением насилия и войн. Идея пацифизма возникла в связи со стремлением людей упорядочить свое общежитие в рамках формировавшейся государственности. Усиливавшиеся в связи с развитием производительных сил экономическое неравенство, противоположные интересы и сопутствующая им борьба (война) обусловили развитие философско-этической и социальной мысли, побуждая ее к поиску, с одной стороны, теоретического обоснования насильственного разрешения противоречий между людьми и народами и мирного устранения их – с другой. Последнее, в частности, находило выражение в идеалах совершенным образом устроенного и функционирующего общества, в котором не было бы места для дисгармонии и порождающих хаос страстей, а господствовали бы разумный порядок и мир; естественное стремление к миру послужило, таким образом, общей социальной основой светских и религиозных концепций пацифизма.

       Формировавшиеся религиозные системы со временем восприняли и «освятили» как идеал борьбы, так и идею пацифизма, обосновав их своими специфическими конфессиональными аргументами. Религиозный пацифизм – один из трех исторических подходов Церквей к проблеме войны и мира (наряду с концепцией «священной войны», популярной прежде всего в древневосточных и исламских государствах (джихад), и концепцией «справедливой войны», разработанной христианскими богословами и философами Аврелием Августином и Фомой Аквинским).

       Теологическое обоснование религиозного пацифизма его сторонники усматривают в ветхозаветной заповеди «не убий» (Исх. 20, 13; Втор. 5, 17), в словах новозаветной Нагорной проповеди «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9) и в ряде других библейских предписаний. Социально-этические аргументы раннехристианских мыслителей (Иустин, Тертуллиан, Киприан, Лактанций, Ориген и другие) в пользу религиозного пацифизма сводились к следующему: а) единственным реальным субъектом на земле является сотворенный Богом человек, тогда как общество есть фикция; по этой причине личность не должна посвящать себя обществу и жертвовать собой ради каких-либо призрачных общественных интересов; б) человеческая жизнь, дарованная Богом, является высшей ценностью, поэтому на нее нельзя посягать ни при каких условиях.

       Доминирование в среде христиан пepвых веков (преимущественно рабов и вольноотпущенников) идей пацифизма было связано не только с их приверженностью евангельскому  миру и с евангельским неприятием насилия, но и тем, что им были чужды  политические интересы Римской империи (христиане I–III вв. были преимущественно жителями покоренных Римом провинций), ведшей захватнические войны и содержавшей в этих целях огромную армию. В итоге они в течение определенного времени считали воинскую службу несовместимой с требованиями христианской морали. После признания в IV в. христианства государственной религией Римской империи церковная доктрина в целом отказалась от идеи религиозного пацифизма более чем на тысячелетие, приняв официально концепцию справедливых и несправедливых войн.

       Религиозный пацифизм раннехристианских мыслителей и их современных последователей характеризуется определенной двойственностью. С одной стороны, в его основе находится гуманная идея защиты нерушимой ценности человеческой личности. Однако, с другой стороны, эта защита имеет преимущественно формально-теистическое обоснование: в ней акцентируется необходимость соблюдения принципа ненасилия из-за его сверхъестественного источника. Христианство внесло в сферу культуры новые моральные и социальные мотивы, в том числе уважения к жизни отдельного индивида, сочувствия к человеческим страданиям, но одновременно отторгло эти идеалы от их земных корней, придав им трансцендентный характер.

       Идеи  религиозного пацифизма возродились начиная с XVI в. в учениях ряда протестантских сект (швейцарские и чешские братья, меннониты и другие), ратовавших за освобождение человека от влияния зла путем воздержания его от любого насилия. Помимо этических мотивов, войны осуждались рядом протестантских идеологов также в силу того, что служили препятствием для развития международных отношений, торговли и промышленности. Крайняя форма религиозного пацифизма, т. е. пацифизма абсолютного и бескомпромиссного, нашла свое выражение в учении протестантской секты квакеров, возникшей во второй половине XVII в. в Англии, но имеющей сегодня своих последователей на всех континентах. Обращаясь к ортодоксально понятым нормам христианской морали, отрицая при этом авторитет государства и «огосударствленной» Церкви, квакеры категорически отвергают всякое насилие даже в целях самозащиты; запрет на участие в вооруженной борьбе существенно осложнял их отношения с властями в Англии, США и в других странах в годы Второй мировой войны и в период «холодной войны».

       Неприятие института государства и идеологии государственной Православной Церкви в России, оправдывавшей войны «за веру, царя и Отечество», во многом обусловливали религиозный пацифизм и ряда сект отечественного происхождения (духоборцы, молокане, толстовцы и другие).

       В истории религиозного пацифизма  очень популярными были (да и сейчас не утратили своей актуальности) те идеи, которые увязывали гарантии ненасилия и мира с религиозно-политическими  решениями. Сторонники «макроненасилия», исходя из того, что субъектами ненасильственных отношений и действий могут выступать как отдельные люди, так и те или иные группы, равно как и целые государства, полагают, что предварительным условием достижения ненасильственного состояния общества является соответствующее его структурное преобразование на религиозной основе. Наиболее распространенными в этом плане являются религиозно-федералистские концепции, ратующие за создание общемирового христианского государства как основной гарантии исключения насилия в отношениях между государствами и народами. В Новое время федералистская идея создания общеевропейского, а затем и единого мирового христианского государства выразилась в теории французских мыслителей конца XVII – начала XVIII вв. Пьера Дюбуа и Шарля Сен-Пьера. Ученые предлагали план, состоявший из трех последовательно реализуемых фаз: первая – создание международных миротворческих конфессиональных организаций; вторая – создание специальных религиозно-правовых институтов в рамках предварительно «федерализованных» христианских государств; третья – преобразование суверенных христианских государств в единое федеративное христианское государство с единым органом власти и с институтом наднациональных миротворческих организаций.

       Своеобразным  продолжением идей Дюбуа и Сен-Пьера  выступает сегодня декларируемая Римско-Католической Церковью концепция построения на земле «христианской цивилизации любви». Длительное время придерживавшаяся теории справедливых войн, эта Церковь конце ХХ в. постепенно воспринимает идею абсолютного пацифизма. Всякую войну, в том числе и оборонительную Римский Папа Иоанн Павел II (1978–2005) квалифицировал как несправедливую, считая само деление войн на справедливые и несправедливые несостоятельным. Мир в истолковании понтифика предстает как универсальная ценность, реализуемая в рамках всемирного объединения христиан и всех «людей доброй воли» на основе принципов христианского гуманизма. В проекте создания «христианской цивилизации любви» Церковь мыслится как сакральный и одновременно социальный центр, осуществляющий воспитание людей в духе мира и интегрирующий их на основе идеи мира.

         Религиозный пацифизм буддизма, даосизма, конфуцианства и других  «восточных» религий обусловлен  особенностями исторически складывавшихся  восточного образа жизни и  восточного менталитета, ориентированных преимущественно на ненасилие. Принцип восточной культурь «у-вэй», требующий невмешательства в протекание всякого естественного процесса и ориентирующий на приспособление к внешним условиям, противостоит принципу преобразующей деятельности западной цивилизации, сформулированному в эпоху Ренессанса и Просвещения. Для традиционных земледельческих культур Индии, Китая, Вьетнама и других стран этот принцип играл важную регулирующую роль: в отношениях с природой он требовал терпеливого и бережного отношения к ней, а в социальном плане выражал установку на адаптацию к сложившейся социальной среде, исключал стремление к ее целенаправленному преобразованию. В культурах народов Юго-Восточной Азии с земледельческой первоосновой доминируют чувства «погруженности» в мир, представление о единстве человека и природы, неконфронтационное мироощущение и нерасчленение социума на друзей и врагов. В подобной культуре гармония и бесконфликтность – высшие ценности, требующие отказа от агрессии и насилия, а также создания необходимых социокультурных механизмов, ориентированных на реализацию этих ценностей (особые восточные правила формирования иерархических структур во главе с личностями, склонными к сотрудничеству; установка на групповой конформизм и исключение конкуренции ради достижения консенсуса; создание атмосферы психологического дискомфорта в отношении лиц и групп, склонных к агрессии и так далее). Эти и другие социально-этические нормы были восприняты и ассимилированы «восточными» религиями, трансформировавшись в них в виде дхармы (совокупности религиозно-этических требований, мирного образа жизни, якобы вмененного людям богами), кармы (особой мистической силы, «закона воздаяния», автоматически действующего на основе оценки поступков, особенно по соблюдению принципа непротивления злу насилием во всех предыдущих перерождениях) и др.

Информация о работе Влияние терроризма и религиозного пацифизма в СНГ