Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа
Целью работы является изучить основы валютного контроля и валютного регулирования.
Для достижения цели решались следующие задачи:
- изучить цели и задачи валютного контроля;
- дать характеристику органов валютного контроля;
- рассмотреть проблемы валютного регулирования.
Введение
1. Правовые основы валютного контроля в РФ
1.1Валютный контроль: понятие, цели и задачи валютного контроля
1.2Нормативно-правовое закрепление валютного контроля в РФ
1.3Органы и агенты валютного контроля, их функции
2. Правовые основы валютного регулирования в РФ
2.1Валютное регулирование: понятие, виды
2.2Проблемы валютного регулирования
Заключение
Список литературы
Как правило, международно-правовые соглашения очерчивают только исходные положения, которые должны конкретизироваться на уровне национального законодательства. Однако следует выделить круг международных соглашений, непосредственно затрагивающих сферу валютного контроля. Речь идет о межправительственных соглашениях, о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного и экспортного контроля. Так, подобное Соглашение было заключено 22 октября 1996 г. между Правительством РФ и Правительством Республики Узбекистан. В развитии этого Соглашения между Федеральной службой России по валютному и экспортному контролю и Государственным налоговым комитетом Республики Узбекистан был подписан Протокол от 12 марта 1997 г. о сотрудничестве и взаимным обязательствам сторон по обмену информацией, исполнению запросов, обмену опытом, оказанию помощи в подготовке кадров, а также по содействию в установлении контактов с иными органами договаривающихся сторон, наделенными полномочиями в области валютного и экспортного контроля. Аналогичное соглашение подписано с Азербайджанской Республикой.
Тем самым нормы международного права выполняют две основные функции применительно к регулированию валютных отношений и валютного контроля: во-первых, нормы международных соглашений закрепляют принципиальные подходы к формированию валютной политики государств; во-вторых, они могут непосредственно воздействовать на контрольные правоотношения, как это имеет место в случае с международными договорами о правовой помощи в сфере валютного контроля.
Основные
компоненты системы валютного контроля
находят свое отражение в законах и подзаконных
актах, издаваемых по валютным вопросам.5
1.3Органы и агенты валютного контроля, их функции
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами валютного контроля и агентами валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Основным органом валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации, уполномоченный:
- определять сферу и порядок обращения в Российской Федерации иностранной валюты;
- издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;
- проводить все виды валютных операций;
-устанавливать правила проведения резидентами и нерезидентами в РФ операций с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте, а также правила проведения нерезидентами в РФ операций с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ;
- устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в банках за пределами РФ;
- устанавливать общие правила выдачи лицензий банкам и иным кредитным учреждениям на осуществление валютных операций и выдавать такие лицензии;
- устанавливать единые формы учёта, отчётности, документации и статистики валютных операций, в том числе уполномоченными банками, а также порядок и сроки их представления;
- готовить и публиковать статистику валютных операций Российской Федерации по принятым международным стандартам, а также выполнять иные функции, предусмотренные Законом.6
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора выполняет следующие функции:
- контролирует соблюдение резидентами и нерезидентами законодательства России и ведомственных нормативных актов, регулирующих осуществление валютных операций, и выполнение резидентами обязательств перед государством в иностранной валюте;
- осуществляет контроль за полнотой поступления в установленном порядке средств в иностранной валюте по внешнеэкономическим операциям;
- организует с участием других органов и агентов валютного и экспортного контроля, заинтересованных органов федеральной исполнительной власти проверки полноты и объективности учета и отчётности по валютным, экспортным, импортным и иным внешнеэкономическим операциям, а также проверки операций нерезидентов в валюте Российской Федерации;
-проводит анализ и обобщает практику валютного и экспортного контроля, в том числе в зарубежных странах, и представляет в установленном порядке предложения по развитию и совершенствованию законодательства России в этой области;
- осуществляет иные функции, связанные с валютным и экспортным контролем, предусмотренные законодательством России.
Для осуществления перечисленных функций Федеральная служба имеет право:
- получать от органов и агентов валютного и экспортного контроля необходимую информацию и документы;
- проводить проверки финансовых и иных документов, связанных с осуществлением хозяйствующими субъектами внешнеэкономических операций.
Агентами валютного контроля являются организации, которые в соответствии с законодательством могут осуществлять функции валютного контроля. К агентам валютного контроля в настоящее время отнесены уполномоченные банки, подотчётные Центральному банку Российской Федерации и иные небанковские кредитные организации, имеющие лицензии на осуществление валютных операций, подотчетные федеральным органам исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации.7
Для целей осуществления валютного контроля применяется паспорт сделки. Паспорт сделки оформляется резидентом в уполномоченном банке при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки содержит сведения, необходимые для обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами (Инструкция Центрального банка РФ от 15 июня 2004 г. № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок").
Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
Представление паспорта сделки (паспорта импортной сделки, паспорта бартерной сделки) (далее - паспорт сделки) и указание его реквизитов (номера и даты) в таможенной декларации требуется при помещении товаров под заявляемый таможенный режим, если перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации либо изменение их таможенного режима осуществляется на основании договора, на который в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными правовыми актами Российской Федерации распространяется требование об оформлении паспорта сделки.
Таможенные органы не выдают разрешение на помещение под заявляемый таможенный режим товаров, вывозимых с таможенной территории Российской Федерации, а также при изменении таможенного режима ранее вывезенных с таможенной территории Российской Федерации товаров (за исключением изменения таможенного режима в связи с их ввозом на таможенную территорию Российской Федерации) в случае непредставления паспорта сделки (копии паспорта сделки, заверенной в соответствии с установленным порядком (далее - копия паспорта сделки).
Следует отметить, что предусмотренное Законом разделение на органы и агентов валютного контроля в полной мере прослеживается лишь в отношениях между Центральным банком РФ и уполномоченными банками. Участие этих субъектов в проведении валютного контроля прямо предусмотрено Законом о валютном регулировании. Полномочия банка России как органа валютного контроля конкретизируется в ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 394-1 «О Центральном банке РФ». Взаимоотношения Центрального банка РФ с уполномоченными банками - агентами валютного контроля, а также взаимоотношения последних с клиентами при осуществлении контрольных функций регулируются нормативными актами ЦБРФ, принимаемыми совместно с иными органами валютного контроля. В качестве примера приведем Инструкцию ЦБРФ и Государственного таможенного комитета РФ от 13 октября 1999 г. № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров». В данной Инструкции подробно описаны права и обязанности банков по наблюдению за законностью экспортных платежей в иностранной и национальной валюте, установлено право банков взимать плату с клиентов за осуществление контрольных функций, а также урегулированы вопросы ответственности банка-агента за ненадлежащее исполнение своих функций.8
2.Правовые основы валютного регулирования в РФ
2.1Валютное регулирование как неотъемлемая часть экономической политики страны.
Валютное регулирование - это, с одной стороны, процесс, а с другой - порядок государственного управления валютной сферой в экономике. Валютное регулирование является составной частью валютной политики и включает установленные государством принципы, методы и формы осуществления в стране валютных операций, способ государственного регулирования валютной сферы экономики в целях повышения экономической эффективности и обеспечение финансово - бюджетной безопасности.
Впервые валютное регулирование было применено в Германии: в 1916 г. в связи с разразившимся в результате Первой мировой войны экономическим кризисом здесь были приняты постановления о торговле с расчетами в иностранных валютных средствах и о регулировании платежей за границей. Эти документы были направлены на борьбу с утечкой капитала из страны.
К задачам валютного регулирования относят управление обращением валюты, контроль за валютными операциями, воздействие на валютный курс национальной валюты, ограничение использования иностранной валюты, установление порядка проведения валютного контроля.
Валютное регулирование подразделяется на:
Прямое валютное регулирование включает законодательные акты и действия исполнительной власти. Косвенное предполагает использование экономических, в частности валютно - кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка. Рыночное валютное регулирование основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию, а государственное направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.
Валютное регулирование осуществляется на тех уровнях: национальном, межгосударственном и региональном. Основными элементами национального валютного регулирования являются:
2.2Проблемы валютного регулирования
В российской экономике получают все более широкое распространение новые финансовые инструменты, которые используются в обслуживании расчетов внутри коммерческого оборота по внешнеторговым операциям. Одним из них является факторинг, который представляет собой сделку, в которой одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет уступки денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику). Обязательство вытекает из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу (должнику). В свою очередь, клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование к должнику, которое может быть уступлено клиентом финансовому агенту также и в целях обеспечения исполнения обязательства клиента перед финансовым агентом.
Дефицит оборотных средств у предприятий, наличие определенных сложностей в предоставлении банковских коммерческих кредитов - все это ведет к тому, что количество сделок факторинга значительно увеличивается. Многие банки, инвестиционные, финансовые и коммерческие компании осуществляют факторинговые операции, в том числе и операции международного факторинга, при условии, что одна из сторон сделки факторинга либо должник по уступаемому договору купли - продажи является фирмой - нерезидентом.