УВКБ ООН в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 09:34, доклад

Описание работы

Российская Федерация является участником Конвенции 1951 года, касающейся статуса беженцев, и Протокола 1967 года, а в 1993 году приняла федеральный закон «О беженцах».
УВКБ ООН осуществляет деятельность в Российской Федерации через Представительство в Москве, которое было открыто в 1992 году, а основная деятельность сосредоточена в регионах, где проживает наибольшее число лиц, находящихся в ведении Агентства. Особое внимание уделяется беженцам и лицам, ищущим убежище, проживающим в городах, в частности, в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге. Сотрудничество с местными неправительственными сетевыми организациями позволяет расширить партнерские связи в тех субъектах Российской Федерации, где УВКБ ООН не имеет представительства.

Работа содержит 1 файл

УВКБ ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 63.00 Кб (Скачать)

УВКБ  ООН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российская  Федерация является участником Конвенции 1951 года, касающейся статуса беженцев, и Протокола 1967 года, а в 1993 году приняла  федеральный закон «О беженцах».

УВКБ ООН  осуществляет деятельность в Российской Федерации через Представительство в Москве, которое было открыто в 1992 году, а основная деятельность сосредоточена в регионах, где проживает наибольшее число лиц, находящихся в ведении Агентства. Особое внимание уделяется беженцам и лицам, ищущим убежище, проживающим в городах, в частности, в Москве и Московской области и в Санкт-Петербурге. Сотрудничество с местными неправительственными сетевыми организациями позволяет расширить партнерские связи в тех субъектах Российской Федерации, где УВКБ ООН не имеет представительства.

Основной  целью Агентства является поддержка усилий правительства Российской Федерации по созданию справедливой и эффективной системы предоставления убежища в соответствии с международными стандартами. Деятельность Агентства ООН по делам беженцев в России дополняет усилия правительства Российской Федерации и осуществляется во взаимодействии с правительственными и неправительственными партнерами.

  • Мы содействуем развитию системы предоставления убежища, отвечающей международным стандартам и обеспечивающей полный и беспрепятственный доступ к процедуре определения статуса беженца и эффективную защиту беженцев.
  • Мы определяем и реализуем приемлемые долгосрочные решения для беженцев.
  • Мы содействуем присоединению к конвенциям о безгражданстве и получению гражданства лицами, не имеющими гражданства.
  • Мы занимаемся широким информированием и просвещением общественности и укрепляем потенциал организаций для привлечения финансовых средств на местном уровне.

УВКБ ООН  укрепляет местный потенциал  посредством организации обучающих мероприятий для сотрудников ФМС России и судейского корпуса, оказывает содействие в подготовке профильных законопроектов, предоставляет органам власти и юридическим партнерам документы о приоритетных направлениях деятельности и позиции УВКБ ООН и страновую информацию, и распространяет лучшие практики определения статуса беженца с тем, чтобы повысить эффективность национальных процедур и обеспечить их высокое качество.

Правовая помощь УВКБ ООН лицам, обратившимся за международной  защитой, включает проведение собеседований и рассмотрение индивидуальных ходатайств о предоставлении убежища. УВКБ ООН оказывает консультативную помощь лицам, ищущим убежище, включая поддержку в период рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища и в процессе обжалования, в том числе в суде.

УВКБ ООН  способствует возвращению беженцев в страны происхождения в условиях безопасности и с достоинством. УВКБ ООН также выступает за создание приемлемых условий для возвращения  в Российскую Федерацию и предоставляет  возвращающимся лицам поддержку и консультативную помощь. УВКБ ООН распространяет информацию о правах возвращающихся лиц, проводит мониторинг их возвращения, и участвует в деятельности по их успешной реинтеграции. Некоторые беженцы, не нашедшие эффективной правовой защиты в России и не имеющие возможности возвратиться на родину, в исключительных случаях могут быть переселены в третью страну с помощью УВКБ ООН.

УВКБ ООН  выступает за создание благоприятных  условий для интеграции посредством  продвижения партнерских связей НПО с федеральными/региональными органами власти и расширения участия НПО в управлении центрами приема.

В соответствии с политикой УВКБ ООН в отношении  беженцев в городских условиях, а  также в рамках стратегии поиска всеобъемлющих решений для этой категории лиц, УВКБ ООН оказывает содействие беженцам в реализации их прав на получение государственных услуг. При отсутствии такой возможности УВКБ ООН проводит консультации по социальным и психологическим вопросам, предо-ставляет доступ к базовой медицинской помощи, содействует включению детей беженцев в образовательный процесс, действуя непосредственно или через партнеров-исполнителей и оперативных партнеров.

Предпринимая  усилия по выявлению масштабов проблемы безгражданства в Российской Федерации, а также оказывая поддержку в работе по совершенствованию законодательства с целью последующего присоединения Российской Федерации к конвенциям ООН о безгражданстве, УВКБ ООН выступает за реализацию комплексных мер для предотвращения и сокращения безгражданства.

Привлекая ресурсы  межагентских рабочих групп (по социальным вопросам и по толерантности), УВКБ ООН продвигает идеи толерантности  в отношении беженцев и других категорий лиц, находящихся в  ведении Агентства, посредством  проведения разнообразных мероприятий по информированию и просвещению общественности, включая поддержку радиопрограммы о проблемах беженцев и миграции, проведение конкурсов и выставок и организацию специальных мероприятий, посвящённых Всемирному дню беженцев. УВКБ ООН принимает участие в международных кинофестивалях фильмов о правах человека и толерантном отношении к лицам, находящимся в ведении Агентства, и проводит семинары для журналистов, освещающих проблемы миграции и перемещения.

Партнерами УВКБ ООН в Российской Федерации являются:

  • Федеральные, региональные и муниципальные органы исполнительной власти, а именно Министерство иностранных дел, Федеральная миграционная служба (ФМС России) и ее территориальные управления, МЧС, Аппараты Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и в регионах; органы власти Москвы и С.-Петербурга, Федеральное государственное учреждение "Государственное юридическое бюро по Чеченской Республике", судебные органы, различные министерства и местные административные органы;
  • другие агентства системы ООН и международные организации, в частности, Управление Верховного комиссара по правам человека, Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международная организация труда (МОТ), Фонд ООН по народонаселению, управление ООН по безопасности, Волонтеры ООН, Международная организация по миграции, Совет Европы, Международная федерация обществ Красного Креста и Красного Полумесяца, Международный комитет Красного Креста, Датский и Норвежский советы по беженцам;
  • местные неправительственные организации, такие как Санкт-Петербургское отделение Российского Красного Креста, Санкт-Петербургский центр международного сотрудничества Красного Креста, Правозащитный центр «Мемориал», Комитет «Гражданское содействие», межрегиональные НПО «Веста» и «Низам», Альянс руководителей региональных СМИ России (АРС Пресс), «Научно-исследовательский институт и фонд охраны женского здоровья – Маги», «Вера, Надежда, Любовь», Институт прав человека, Северо-Осетинское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России», Детский фонд Северной Осетии-Алании, Общественная палата Российской Федерации и др.

Финансирование

УВКБ ООН  практически полностью финансируется  за счет добровольных взносов, главным  образом стран-доноров, а также  неправительственных организаций, частного сектора (корпораций и фондов) и отдельных лиц. Организация ежегодно получает ограниченную сумму из регулярного бюджета ООН на административные расходы. Правительство Российской Федерации делает ежегодный взнос в общий бюджет УВКБ ООН для финансирования программ в различных регионах мира. Информация о том, как сделать пожертвование, размещена на сайтах www.unhcr.ru и www.unhcr.org.

Агентство ООН по делам беженцев: 60 лет помощи людям в беде

Основная цель УВКБ ООН  заключается в обеспечении прав и благосостояния беженцев. УВКБ ООН  стремится обеспечить такое положение, при котором каждый мог бы осуществить  право на убежище, найти убежище  в другом государстве и добровольно возвратиться на родину.

Оказывая беженцам помощь в возвращении в свою страну или  в их переселении в другую страну, УВКБ ООН также стремится найти  для них долгосрочные решения. УВКБ ООН также занимается проблемами других категорий лиц, в частности, лиц без гражданства и внутренне перемещенных лиц.

В Российской Федерации в  сферу деятельности УВКБ ООН входят следующие категории лиц:

Беженцы – это лица, которые «в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой вследствие таких опасений…» 
- Конвенция ООН о статусе беженцев от 1951 г. 
- ФЗ «О Беженцах» в последней редакции от 30.12.2006 N 266-ФЗ

Лица, ищущие убежище (лица, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или временного убежища) – это лица, спасшиеся бегством из своей собственной страны, ищущие убежище в другом государстве и подавшие ходатайство о предоставлении им «убежища», или права на признание в качестве bona fide (подлинных) беженцев, и на получение юридической защиты и материальной помощи.

Подробная информация о численности и программах:

  • на русском языке
  • на английском языке

Лица  без гражданства – это лица, которые не являются гражданами никакого государства в силу его законодательства и по этой причине не имеют гражданства. 
- Конвенция ООН о статусе апатридов от 1954 г.

Подробная информация о численности и программах:

  • на русском языке
  • на английском языке

Возвращающиеся  лица: бывшие беженцы, которые добровольно  возвращаются в страну своего происхождения, индивидуально или в организованном порядке.

Лица без гражданства: Лица, которых никакое государство не рассматривает в качестве своих граждан (безгражданство de jure); или лица, которые находятся вне страны своей гражданской принадлежности и не могут пользоваться защитой этой страны или не желают пользоваться такой защитой в силу обоснованных причин. В этом случае речь идет о дипломатической и консульской защите и помощи, включая возвращение в страну их гражданской принадлежности (безгражданство de facto).

Гражданство - это  юридическая связь между государством и человеком, а безгражданство означает состояние, при котором человек не является гражданином какого-либо государства. Несмотря на то, что лица без гражданства могут иногда быть беженцами, эти две категории лиц являются отдельными группами и обе находятся в ведении УВКБ ООН.

Причины появления  безгражданства могут быть разными, например, дискриминация меньшинств в национальном законодательстве, неспособность предоставить гражданство всем лицам, когда государство приобретает независимость (правопреемство) и коллизия правовых норм различных государств.

Проблема безгражданства затрагивает около 12 миллионов человек во всем мире. Безгражданство оказывает негативное влияние на жизни людей, поскольку наличие гражданства позволяет людям в полной мере участвовать в жизни общества и является необходимым условием для реализации всех прав человека.

Лица без  гражданства не могут принимать  участие в выборах, зачастую не могут  получить документы, удостоверяющие личность, образование, медицинскую помощь, работу. Их могут задержать только лишь на том основании, что у них нет гражданства. Осознавая масштаб и важность проблемы, в 1954 году ООН приняло Конвенцию о статусе апатридов.

До тех пор, пока проблема безгражданства не будет  решена в рамках эффективного национального  законодательства, а также универсальной  регистрации рождения, перед УВКБ ООН стоит задача сотрудничать с государственными органами в целях предотвращения безгражданства, разрешения конкретных ситуаций безгражданства и защиты прав лиц без гражданства. Первым шагом для всех государств является ратификация Конвенции ООН 1961 г. О сокращении безгражданства.

Подробная информация о численности и программах в  РФ:

  • на русском языке
  • на английском языке
  • Возвращающиеся лица: бывшие беженцы, которые добровольно возвращаются в страну своего происхождения, индивидуально или в организованном порядке.
  • Для многих людей, вынужденных покинуть свои дома, добровольное возвращение домой в условиях безопасности и с соблюдением достоинства знаменует успешное завершение тяжелого жизненного периода. Существуют и другие "долговременные решения", которые УВКБ ООН стремится предложить беженцам, однако лишь немногие имеют возможность быть переселенными в третьи страны или интегрироваться в принимающее их общество. За последние годы УВКБ ООН удалось осуществить большое количество крупномасштабных программ добровольной репатриации, благодаря которым миллионы беженцев вернулись домой. Только в Афганистан при поддержке УВКБ ООН с 2002 года вернулись около 5 млн. беженцев. УВКБ ООН на регулярной основе оказывает содействие и менее масштабной, и даже индивидуальной, репатриации беженцев и внутренне перемещенных лиц. Когда это необходимо и возможно, УВКБ ООН также оказывает помощь и проводит мониторинг процесса реинтеграции в принимающей стране для обеспечения того, чтобы репатриация стала устойчивым решением.

В 2011 г. УВКБ ООН проводит информационную кампанию

Информационная  кампания, начавшаяся 20 июня, во Всемирный  день беженцев, ставит своей целью  распространение информации о положениях Конвенции о беженцах 1951 г. и ее выполнении, о чем пойдет речь на Конференции министров стран-участниц Конвенции в декабре с.г. Кампания строится вокруг трех компонентов: лозунг «Даже 1 беженец...», заявление «Я 1 из тех, кому не безразлично» и призыв «Сделай 1 шаг».

Лозунг  «Даже 1 беженец...» отражает готовность Агентства ООН по делам беженцев к защите конкретных людей и заботу о судьбе каждого беженца.

Кампания УВКБ ООН проходит во всех странах мира, но под разными лозунгами в  зависимости от ситуации. В частности, в Российской Федерации были выбраны  четыре наиболее актуальных лозунга:

  • В мире насчитывается свыше 10 миллионов беженцев, которые потеряли все, что имели. Давайте поможем тем немногим, кто ищет убежище в России. – Даже один беженец без надежды на будущее - это слишком много.
  • Ежегодно большое число лиц, ищущих убежище, насильно отправляют назад, в смертельно опасные условия. Ужесточение пограничного контроля лишает тысячи беженцев возможности добраться до безопасного места. – Даже один беженец, возвращенный в опасную зону - это слишком много.
  • Дети – наше будущее. Предоставление гражданства – это инвестирование в будущее. - Даже один ребенок без гражданства -это слишком много.
  • Миллионы семей утратили крышу над головой в результате насилия и войн. - Даже одна семья без крыши над головой - это слишком много.

Заявление «Я 1 из тех, кому не безразлично» - это выражение солидарности с беженцами, причастности и не безразличия, а также готовности присоединиться к кампании.

Призыв  «Сделай 1 шаг» адресован каждому и даёт возможность выразить на практике свою солидарность и оказать поддержку беженцам: распространить информацию, выступить в защиту (подписать призыв, ходатайство, обращение), поработать в качестве волонтера в ходе конкретной операции УВКБ ООН или в офисе партнера-исполнителя, поделиться опытом, оплатить учебу талантливого ребенка-беженца в ВУЗе или купить наборы письменных принадлежностей для школьников, поделиться вещами, предметами обихода, оборудованием, оплатить культурное мероприятие для студентов и школьников или сделать пожертвование через сайт УВКБ ООН.

По случаю Всемирного дня беженцев с 20 по 24 июня 2011 г. в здании Общественной палаты Российской Федерации открыта выставка фотографий, сделанных детьми беженцев из Афганистана, Ирака, Бангладеш и стран Африки, проживающих в Москве и Московской области. Это совместный проект Представительства УВКБ ООН в Российской Федерации и Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по межнациональным отношениям и свободе совести.

Информация о работе УВКБ ООН в РФ