Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 22:14, статья
Демократизация общества, развитие международных отношений, «прозрачность» границ между государствами, существенно расширив возможности контактов между людьми, в то же время создали условия для повышения уровня преступности, ее организованности.
Демократизация общества, развитие международных отношений, «прозрачность» границ между государствами, существенно расширив возможности контактов между людьми, в то же время создали условия для повышения уровня преступности, ее организованности. Нередки случаи, когда лицо, совершив преступление в иностранном государстве, беспрепятственно возвращается в государство своего гражданства. Данное лицо, в силу сложившейся международной практики - согласно принципу «невыдачи собственных граждан» не подлежит экстрадиции (характерно для стран романо-германской системы права[1]).
Однако наличие данного принципа, отраженного в конституциях и международных соглашениях, регламентирующих вопросы экстрадиции, не означает, что лицо, совершившее преступление в иностранном государстве освобождается от уголовной ответственности. Так, в соответствии с ч.1 ст.7 Уголовного кодекса Республики Казахстан (далее – УК Республики Казахстан), граждане Республики Казахстан, совершившие преступление за пределами Республики Казахстан, подлежат уголовной ответственности по УК Республики Казахстан, если совершенное ими деяние признано преступлением в государстве, на территории которого оно было совершено, и если эти лица не были осуждены в другом государстве. При осуждении указанных лиц наказание не может превышать верхнего предела санкции, предусмотренной законом того государства, на территории которого было совершено преступление. На тех же основаниях несут ответственность и лица без гражданства. Данные лица в соответствии с международными соглашениями и уголовно-процессуальным законодательством при поступлении материалов уголовного дела из государства, где было совершено преступление, в государство, где находятся лица, его совершившее подлежат уголовному преследованию.
Впервые вопросы осуществление уголовного преследования в рамках международно-правовой регламентации нашли свое отражение во II части Конвенции «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» от 22 января 1993 года (далее – Минская конвенция). Согласно ст.72 данной Конвенции, государства – участники данного соглашения обязались по направляемым друг другу поручениям осуществлять в соответствии со своим законодательством уголовное преследование против собственных граждан, подозреваемых в том, что они совершили преступление на территории запрашивающего государства. В случаях, если преступление, по которому возбуждено дело, влечет за собой гражданско-правовые требования лиц, понесших ущерб от преступления, эти требования при наличии их ходатайства о возмещении ущерба рассматриваются в данном деле.
7 октября 2002
г. в Кишиневе состоялся
Кроме того, Кишиневская конвенция помимо аналогичных положений, содержащихся в Минской (Обязанность осуществления уголовного преследования (ст. 91), Поручение об осуществлении уголовного преследования (ст. 92), Порядок сношений по вопросам уголовного преследования (ст. 94), Уведомление о результатах уголовного преследования (ст. 97), Последствия принятия решения об уголовном преследовании (ст. 98), Смягчающие или отягчающие ответственность обстоятельства (ст. 99), Порядок рассмотрения дел, подсудных судам двух или нескольких Договаривающихся Сторон (ст. 101)) содержит ряд важных и существенных новелл по вопросам правовой регламентации осуществления уголовного преследования, в частности, это: Уголовное преследование невыданного лица (ст. 90), Взятие под стражу собственных граждан до получения поручения об осуществлении уголовного преследования (ст. 93), Переход юрисдикции (ст. 95), Порядок передачи уголовных дел, находящихся в производстве судов (ст. 96), Объединение уголовных дел (ст. 100), Отказ в осуществлении уголовного преследования (ст. 102).
В настоящее время в Республике Казахстан действуют как положения Минской, так и Кишиневской конвенции. Со странами, не ратифицировавшими Кишиневскую конвенцию, Республика Казахстан осуществляет международное сотрудничество на основе Минской конвенции.
Рассматривая
вопросы осуществления
При исполнении просьб соответствующего учреждения иностранного государства об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела Республика Казахстан получает от иностранного государства материалы уголовного дела (или материалы об этом преступлении) и должна решить вопрос – продолжить ли уголовное преследование, начатое в иностранном государстве (ч. 1 ст. 528 УПК Республики Казахстан), возбуждать ли уголовное дело, в случае если оно еще не возбуждено (ч.3 ст.528 УПК Республики Казахстан). В данной статье (как и в аналогичной ст.459 УПК Российской Федерации) установлен двоякий порядок исполнения просьб иностранных государств об осуществлении уголовного преследования или о возбуждении уголовного дела.[3]
В первом случае, в соответствии с ч. 1 ст. 528 УПК Республики Казахстан, при обращении соответствующего учреждения иностранного государства о передаче для дальнейшего расследования уголовного дела в отношении гражданина Республики Казахстан, совершившего преступление на территории иностранного государства и вернувшегося в Республику Казахстан, рассматривается Генеральным Прокурором Республики Казахстан или уполномоченным прокурором (в данном случае уголовное дело уже возбуждено). Во втором случае, при совершении на территории иностранного государства преступления гражданином Республики Казахстан, возвратившимся затем в Республику Казахстан до возбуждения в отношении него уголовного преследования, уголовное дело может быть возбуждено и расследовано органами предварительного следствия Республики Казахстан по материалам об этом преступлении, представленным учреждением иностранного государства в Генеральную Прокуратуру Республики Казахстан.
Следует отметить, что деятельность по рассмотрению запросов, поступающих из других государств и международных организаций, аккредитованных на территории Республики Казахстан осуществляется Департаментом международного сотрудничества Генеральной прокуратуры Республики Казахстан (далее – Департамент).
Департамент является
самостоятельным структурным
Основными направлениями деятельности Департамента являются:
- исполнение
международных обязательств
- осуществление
надзора за законностью
- осуществление
международного сотрудничества
органов прокуратуры
- осуществление
надзора за законностью
- ведение аналитической
работы по прокурорскому
- внесение предложений по улучшению эффективности деятельности нижестоящих прокуратур;
- изучение и
обобщение практики выполнения
международных договоров в
- расширение и совершенствование международно-правовой базы Республики Казахстан по вопросам борьбы с преступностью;
- осуществление
координации ведения переписки
по международному
В частности, ходатайства компетентных учреждений иностранных государств о продолжении уголовного преследования и о возбуждении уголовного дела в соответствии с Инструкцией об организации надзора в сфере международного сотрудничества, утвержденной приказом Генерального Прокурора Республики Казахстан от 18 февраля 2009 года № 10 рассматриваются Департаментом в месячный срок. В исключительных случаях, при большом объеме материалов уголовного дела, данный срок может быть продлен на один месяц.
При невозможности удовлетворения ходатайства компетентного органа иностранного государства, составляется заключение, утверждаемое начальником Департамента либо лицом, исполняющим его обязанности, и уголовное дело (материалы, поступившие для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) возвращается названными должностными лицами с указанием причин, препятствующих его удовлетворению.
В случае удовлетворения
ходатайства компетентного
При поступлении из иностранного государства в нарушение установленного порядка сношений в поднадзорный орган уголовного преследования уголовного дела для осуществления уголовного преследования (материалов для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) об этом соответствующим прокурором незамедлительно информируется специальным донесением вышестоящая прокуратура, и принимаются безотлагательные меры к возвращению указанного дела (материалов) в компетентное учреждение иностранного государства через Генеральную прокуратуру Республики Казахстан.