Территория и пространство в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 21:15, контрольная работа

Описание работы

Под территорией в международном праве понимается пространство с определенным правовым режимом — часть земного шара (сухопутная, водная территории, недра, воздушное пространство), а также космическое пространство и небесные тела. Правовой статус территорий определяется нормами внутригосударственного законодательства и международного права.
По правовому режиму территории подразделяются на государственные, территории со смешанным режимом и территории с международным режимом.

Содержание

Введение
Государственная территория: ее понятие и составные части.
Государственные границы.
3. Правовой режим космического пространства и небесных тел
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Исправленный вариант 15.doc

— 87.50 Кб (Скачать)

Вместе с тем государства-участники  обязуются установить международный  режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны, когда станет очевидно, что такая эксплуатация возможна. Целями данного режима, в частности, будут: упорядоченное и безопасное освоение природных ресурсов Луны, рациональное их регулирование, "справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с особым учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследование Луны".

Вопрос о границе  между воздушным и космическим  пространством договорно не урегулирован. Сложилась обычно-правовая норма, согласно которой эта граница проходит на высоте минимальных перигеев орбит искусственных спутников Земли, т. е. на высоте 100—110 км над уровнем океана. Надземное пространство на уровне и выше пределов минимально низких орбит спутников не подпадает под суверенитет государств, находящихся под этим пространством и считается открытым космосом.

Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, открыто для исследования и использования  всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Принцип свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел охватывает и научные исследования. Важным элементом космического права является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел. Это означает, что государства — участники Договора обязуются не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом. Отсюда следует, что космос является частично (в отношении оружия массового уничтожения) демилитаризованным.

Исключительно в мирных целях используются Луна и другие небесные тела: запрещается создание военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных маневров. Следовательно, на Луне и других небесных телах установлен режим полной демилитаризации. Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах от 18 декабря 1979 г. установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств: на Луне запрещаются угроза силой или применение силы, любые другие враждебные действия или угроза их совершения; запрещается также использование Луны для совершения любых подобных действий или применения любых подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала или искусственных космических объектов. Допускается использование на Луне военного персонала для научных исследований или каких-либо иных мирных целей.

Ограничение военной  деятельности в космосе и на небесных телах предусмотрено и в других международных актах, в частности, в Договоре о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой.

Принципом международного космического права является содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с этим участники Договора 1967 г. обязуются в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, а также общественность и международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности. К принципам космического права относится и недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества. Если государство — участник Договора имеет основание полагать, что запланированные им или его гражданами деятельность или эксперимент создадут потенциально вредные помехи деятельности других участников Договора в деле мирного исследования и использования космического пространства, то оно обязано провести необходимые международные консультации. Подобные консультации могут запросить любые другие участники Договора. Государства за свою деятельность в космическом пространстве несут международную ответственность, независимо от того, осуществляется она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами. Кроме того, государства ответственны за обеспечение того, чтобы их национальная деятельность проводилась в строгом соответствии с положениями Договора. Деятельность в космосе неправительственных юридических лиц должна осуществляться с разрешения соответствующего государства — участника Договора и под его постоянным наблюдением. В случае деятельности в космосе международной организации ответственность за выполнение Договора несут как сама организация, так и участвующие в ней государства.

Заключение

 

Огромный пространственный потенциал России представляет собой  резерв развития и безопасности страны, стратегический ресурс государства, значение которого меняется во времени и зависит  от изменений, происходящих в системе мирового хозяйства и мировой политики. В течение столетий огромные пространства России от Балтики до Тихого океана являлись символом величия страны. Однако после развала Советского Союза Россия пошла на ряд “территориальных уступок”, отдав США часть шельфа Берингова моря, Китаю — участки материкового побережья и несколько островов на Дальнем Востоке, Грузии — часть Дарьяльского ущелья. Территориальные притязания к России выдвигают Эстония (на часть Ленинградской обл. и Печорского района Псковской обл.), Финляндия (на часть Карельского перешейка), Норвегия (на часть Баренцева моря), Япония (на группу островов Курильской гряды). Ограниченность свободных пространств, являющихся носителями полезных ископаемых, земель, вод, леса превращает территорию в особый вид ресурса, потеря которого невосполнима.

Вовлечение (в пределах государственных границ) необъятных территорий России в систему мирохозяйственных  связей, когда страна использует свой “ресурс положения”, предоставляя территорию для различных видов экономической деятельности, приобретает особую значимость в новой хозяйственной и геополитической ситуации.

Современное геополитическое  положение России является уникальным. Она представляет собой естественный “евразийский мост”, находясь на торговых путях между интенсивно интегрирующейся Европой и бурно развивающимися странами Азиатско-Тихоокеанского региона и в наступающем веке объективно выдвигается в один из центров мировой хозяйственной жизни.

Территория России является местом для создания так называемых международных и транспортных коридоров, определяющим возможность и интенсивность экономических связей между отдельными частями и элементами пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список рекомендуемой  литературы:

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конвенция о режиме судоходства на Дунае 1948 г.
  2. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
  3. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.
  4. Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом 1888 г.
  5. Договор об Антарктике 1959 г.
  6. Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г.
  7. Хельсинкские правила использования вод международного значения 1966 г.
  8. Федеральный закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 04.12.2007) "О государственной границе Российской Федерации"
  9. Федеральный закон РФ от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 04.11.2006) "О континентальном шельфе Российской Федерации"
  10. Федеральный закон РФ от 17.12.1998 № 191-ФЗ (ред. от 04.11.2006) "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации"

 

Литература:

  1. Архилюк В.М. Основные черты правового режима пограничных рек // Актуальные вопросы теории современного международного права. - М., 1985. С. 19-31.
  2. Бабурин С.Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы. - М., 1997.
  3. Голицын В.В. Антарктика: тенденции развития режима. - М., 1989.
  4. Гуреев С.А., Тарасова И.М. Международное речное право. - М.,1993.
  5. Корбут Л.В., Баскин Ю.Я. Международно-правовой режим рек: история и современность. - М., 1987.
  6. Клименко Б.М. Общее наследие человечества. (Международно-правовые аспекты). - М., 1989.
  7. Скуратов Ю.А. Государственная граница в России: формирование правовой основы // Государство и право. 1993. № 10.
  8. Сокиркин В.А. Проблематика определения понятия "международный пролив" //Международное право-International Law. 2000. № 2. С.94-99.
  9. Трофимов В.Н. Правовой статус Антарктики. - М., 1990.
  10. Щербаков А.С. Государственная граница России и право // Государство и право. 1995. № 9.

 


Информация о работе Территория и пространство в международном праве