Теория международной торговли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 13:58, курсовая работа

Описание работы

Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений, которая возникла еще в эпоху рабовладения, т. е. была исторически первой, и наиболее развита сегодня. [1, с.197]
Международная торговля — это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира. Иначе говоря, международная торговля — это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.

Работа содержит 1 файл

глава 1.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

Кроме того, в современных условиях усиление интернационализации производственной сферы мировой экономики выдвигает в качестве одного из важнейших субъектов международной торговли транснациональные и многонациональные компании (ТНК и МНК). Так, в 90-е годы на внутрифирменную торговлю ТНК приходится более 40% международной торговли.

Развитие же интеграционных процессов предопределяет участие в качестве субъектов международной торговли интеграционных региональных группировок (например, Европейского Союза).

Таким образом, субъектами международной торговли выступают:

-   страны мира;

-   ТНК и МНК;

-   региональные интеграционные группировки.

В качестве объектов международной торговли выделяют продукты труда человека — товары и услуги.

Товар в широком смысле — это предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена. В рамках этого определения товаром могут считаться и услуги.

В более узком понимании, товар — это предмет труда человека, удовлетворяющий общественную потребность, произведенный для обмена и принимающий видимую и осязаемую форму.

Услуга — это предмет труда человека, также направленный на удовлетворение общественной потребности, произведенный для обмена, но принимающий форму невидимого, неосязаемого продукта.

Однако не все товары и услуги могут стать объектом международного обмена. Поэтому возникает необходимость в разграничении сущности торгуемых и неторгуемых товаров.

Торгуемые товары — товары, которые могут передвигаться между различными странами. Их цена определяется взаимодействием спроса и предложения как на внутреннем, так и на мировом рынке.

Неторгуемые товары — товары, которые потребляются в той же стране, где и производятся, т. е. не перемещаются между странами, и цена на которые устанавливается балансом спроса и предложения в отечественных рамках.

Границы между торгуемыми и неторгуемыми товарами весьма условны и зависят от транспортных издержек на его перемещение за рубеж, а также торговых барьеров, существующих на его пути. Проявляющиеся на современном этапе тенденции сокращения транспортных издержек под воздействием НТП и либерализации международной торговли способствуют увеличению количества торгуемых товаров, на классификации которых мы остановимся подробно в дальнейшем.

Формы международной торговли можно систематизировать по трем направлениям. Критериями определения форм является регулирование, предмет торговли, взаимодействие субъектов международной торговли. Классификация форм международной торговли приведена на рисунке 1.1.

 

 

Рисунок 1.2 - Классификация форм международной торговли

1                                 Примечание - Источник: [6, с. 32] Гатина, Г.Ф. Мировая экономика / Г. Ф. Гатина, В. А. Мерзликин, Н. Н. Щукина. - Москва: Инфра-М, 2001. - 384 с.

 

Однако, учитывая, что объектами международной торговли выступают товары и услуги, можно выделить следующие две ее формы: международную торговлю товарами и международную торговлю услугами.

Международная торговля товарами (МТТ) — это форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на основе международного разделения труда (МРТ) и выражающая их взаимную экономическую зависимость.

Международная торговля услугами (МТУ) — это специфическая форма мирохозяйственных связей по обмену услугами между продавцами и покупателями разных стран.

Развитие МТТ началось еще в эпоху рабовладения, о чем свидетельствуют международные торги, проводимые в Римской империи. Существовала она и при феодализме, но в силу натурального типа хозяйства в международный обмен поступала только небольшая часть производимых товаров, как правило, предметы роскоши (драгоценности, пряности, дорогие ткани и т. п.). Возникновение капитализма предопределило более интенсивное развитие МТТ. А с созданием национальных государств и возникновением машинного производства начинается специализация стран на производстве того или иного вида продукции. Тем не менее в международном товарообороте на этой стадии преобладают продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности и текстильные изделия (2/3 мирового экспорта). Появление крупных индустриальных предприятий на этапе позднего капитализма привело к массовому производству готовых изделий и увеличению товаропотоков между странами. Промышленный переворот конца XIX — начала XX веков повлек за собой развитие инфраструктуры (транспорт, связь и т. п.), что, в свою очередь, дало импульс к новому развитию мирохозяйственных связей и МТТ. В период между двумя войнами происходит замедление темпов развития МТТ, но с середины XX в. на базе развернувшейся НТР развитие МТТ вновь набирает темп. На протяжении всего послевоенного периода объемы МТТ быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста в 1,5 раза превышали темпы роста мирового объема производства. В целом в период 1950—1996 гг. мировой торговый оборот вырос в 16 раз.

Развитие МТУ началось значительно позже. Долгое время услуги относились, согласно Международной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам. Однако развитие НТП, усилившееся с 50-х годов XX века, интернационализация хозяйственной жизни привели к превращению ряда услуг в «торгуемые» с точки зрения мировой экономики. Так, в период с 1965 по 1990 гг. доля сектора услуг в ВВП возросла с 55% до 64% в ПРС и с 42% до 47% в РС. На современном этапе рост МТУ на 25% опережает рост МТТ, и она оказывает все большее влияние на МТТ. Так, например, для поставки товаров за рубеж привлекается все больше услуг: начиная с анализа рынков и кончая транспортировкой товаров.

[1, c.198-203].

              Основные  тенденции развития международной торговли:

              - в современных условиях высокая динамика развития мировой торговли связана с повсеместным распространением МРТ, которое приводит к определенному росту промышленного и сельскохозяйственного производства;

- динамика мировой торговли постоянно колеблется. Это значит, что в кризисные годы темпы роста мировой торговли резко падают, а после кризиса сокращаются и абсолютные размеры торговли;

-  происходит быстрое обновление товарной номенклатуры, связанное с появлением на рынках большого числа принципиально новых товаров — продукции наукоемких отраслей и сферы высоких технологий;

-  НТР дает новый толчок для МРТ и специализации производства, в результате чего резко возрастает обмен деталями, узлами и компонентами, которые изготавливаются на предприятиях различных стран. Конечный продукт является результатом кооперации и внешней торговли;

- развитие мировой торговли в рамках НТР привело к снижению энергоемкого и металлоемкого производства, к внедрению более прогрессивных методов обработки первичных материалов, появлению ресурсосберегающих технологий;

- основное место в современной мировой торговле занимает торговля услугами (невидимая торговля), особенно распространен обмен технологиями (товар + услуги). Крупнейшие импортеры технологий — Япония, Италия, Германия. Крупнейшие экспортеры — США, Германия, Франция, Япония;

-  возросла роль транснациональных корпораций.

 

РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Государственное регулирование международной торговли может быть:

 

1) Односторонним, когда инструменты государственного регулирования используются правительством страны в одностороннем порядке без согласования или консультаций с ее торговыми партнерами. Обычно односторонние меры применяются в ответ на аналогичные шаги других стран и приводят к возникновению политических напряжений между торговыми партнерами (обложение отдельных товаров пошлинами, введение квот на импорт и т.д.).

2) Двусторонним, когда меры торговой политики согласовываются между странами, являющимися торговыми партнерами. Например, по взаимной договоренности каждой из сторон могут вводиться конвенционные пошлины, не ущемляющие интересов другой, страны могут согласовывать технические требования к маркировке, упаковке, договариваться о взаимном признании сертификатов качества и пр.

3) Многосторонним, когда торговая политика согласовывается и регулируется многосторонними соглашениями. Примеры многосторонней политики включают Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), соглашения в сфере торговли стран - членов Европейского союза (ЕС).

В зависимости от масштабов вмешательства государства в международную торговлю различают протекционистскую торговую политику и политику свободной торговли.

Протекционизм характеризуется введением высоких таможенных пошлин на импортные товары. К этим пошлинам, ограничивающим ввоз иностранных товаров, нередко присоединяются экспортные премии, поощряющие вывоз товаров. Хотя в настоящее время преобладает концепция свободной торговли, мнение о необходимости проведения протекционистской политики еще довольно широко распространено. В пользу протекционизма приводятся различные доводы, например:

- защитные пошлины нужны для сохранения и усиления отраслей, выпускающих стратегические товары и материалы, которые необходимы для обороны;

- пошлины способствуют увеличению внутренней занятости;

- защита производства пошлинами и квотами в странах с высокоспециализированными экономиками повышает диверсификацию производства и уменьшает его зависимость от конъюнктуры на мировых рынках;

- протекционизм дает возможность утвердиться новым отраслям отечественной промышленности;

- торговые барьеры нужны для защиты фирм от иностранных производителей, сбывающих убыточную продукцию по демпинговым ценам.

Аргументов в пользу протекционизма много, но почти все они неосновательны. Большинство из них являются во многом эмоциональными призывами, основанными на явных вымыслах. Эти аргументы отмечают только прямые последствия защитных пошлин. Они игнорируют простую истину, что в конечном счете страна должна импортировать для того, чтобы экспортировать.

Свободная торговля - это свободный, беспошлинный или облагаемый лишь незначительными пошлинами ввоз товаров. Ее преимущества заключаются в следующем:

- стимулирует международную специализацию, позволяет каждой стране потреблять такое же количество товаров что и до специализации, минимизировав реальные расходы рабочего времени, необходимые для создания данного объема товаров;

- облегчает развитие конкуренции, поддерживая при этом дух новаторства;

- дает возможность для расширения рынков и, следовательно, для массового производства, выгодного потребителям;

- способствует экономическому развитию и социальному прогрессу в странах, включенных в международную торговлю.

Дилемма, что лучше — протекционизм, который дает возможность развиваться национальной промышленности, или свобода торговли, которая позволяет напрямую сравнивать национальные издержки производства с международными, — предмет многовекового спора среди экономистов и политиков. В различные периоды истории внешнеторговая практика склонялась то в одну, то в другую сторону, никогда, правда, не принимая ни одну из экстремальных форм. В 50-60-е годы для международной экономики был характерен отход от протекционизма в сторону большей либерализации и свободы внешней торговли. С начала 70-х годов проявилась обратная тенденция — страны стали отгораживаться друг от друга все более изощренными тарифными и особенно нетарифными барьерами, защищая свой внутренний рынок от иностранной конкуренции.

Инструменты государственного регулирования международной торговли по своему характеру делятся на тарифные — те, что основаны на использовании таможенного тарифа, и нетарифные - все прочие методы. Нетарифные методы регулирования подразделяются на количественные методы и методы скрытого протекционизма. Отдельные инструменты торговой политики чаще применяются при необходимости либо ограничить импорт, либо форсировать экспорт.

Основная задача государства в области международной торговли - помочь экспортерам вывезти как можно больше своей продукции, сделав их товары более конкурентными на международном рынке, и ограничить импорт, сделав иностранные товары менее конкурентоспособными на внутреннем рынке. Поэтому часть методов государственного регулирования направлена на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и поэтому относится прежде всего к импорту. Другая часть методов имеет своей задачей форсирование экспорта.

В зависимости от того, какая сторона торговой политики считается важной, существует несколько дополняющих друг друга определений таможенного тарифа.

Таможенный тариф (custom tariff) в зависимости от контекста может определяться как:

1) инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка страны при его взаимодействии с мировым рынком;

2) свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу, систематизированный в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности;

3) конкретная ставка таможенной пошлины, подлежащей уплате при вывозе или ввозе определенного товара на таможенную территорию страны. В этом случае понятие таможенного тарифа полностью совпадает с понятием таможенной пошлины.

В отдельных странах таможенная территория может не совпадать с географической территорией. Под товаром обычно понимается любое имущество, перемещаемое через границу, включая, например, такое специфическое, как электроэнергия.

Таможенный тариф любой страны состоит из конкретных ставок таможенных пошлин, которые используются для целей налогообложения ввозимых или вывозимых товаров.

Таможенная пошлина (customs duty) — обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные пошлины выполняют три основные функции:

1) фискальную, которая относится и к импортным, и к экспортным пошлинам, поскольку они являются одной из статей доходной части государственного бюджета;

2) протекционистскую (защитную), относящуюся к импортным пошлинам, поскольку с их помощью государство ограждает местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;

Информация о работе Теория международной торговли