Таможенное право Европейского Союза

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2011 в 13:46, курсовая работа

Описание работы

В ходе работы следует решить следующие задачи:
1. Необходимо рассмотреть Таможенное право ЕС, при этом обратить внимание на понятие таможенного права, его предмет и объект, а также источники и метод таможенного права РФ;
2. Более подробно остановится на правовых основах таможенного союза;
3. Необходимо наиболее подробно проанализировать такой основной правовой акт Европейского союза, как таможенный кодекс РФ. В частности обратить внимание на историю принятия данного кодекса, его общие положения, сферу применения, а также определить базовые понятия и термины таможенного права.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Таможенное право ЕС: понятие, предмет, объект, источники и метод 4
Глава 2. Правовые основы Таможенного союза 7
Глава 3. Таможенный кодекс ЕС 15
3.1. История принятия. Общие положения. 15
3.2. Сфера применения Кодекса. 16
3.3. Базовые понятия и термины таможенного права 18
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

таможенное право европсоюза.doc

— 143.00 Кб (Скачать)

       АСТРАХАНСКИЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
 
 
 
 
 
 
 

       РЕФЕРАТ 

       Дисциплина: Международное таможенное право

       Тема: Таможенное право Европейского Союза 
 

                                              Работы выполнили:

                                              __________________________

                                              __________________________ 
 

                                              Работу проверила:

                                              __________________________ 
 
 

       Астрахань, 2002г.

 

 

ПЛАН:

 

Введение

 

       Данная  работа посвящена таможенному праву  Европейского союза (ЕС)

       Прежде  чем преступить к раскрытию обозначенной темы необходимо определить, что называют таможенным правом. В традиционном понимании таможенное право представляет собой совокупность норы, регулирующих правоотношения:

       а) связанные с прохождением товара через таможенную границу (таможенное обложение, таможенный контроль, таможенные режимы "и т. д.);

       б) связанные с институциональной организацией таможенного механизма;

       в) связанные с ответственностью за правонарушения в таможенной сфере и порядком разрешения таможенных споров.

       Учтя  данное определение, необходимо так же запомнить, что к таможенному праву ЕС данное определение применимо лишь частично. Правовое регулирование таможенного механизма является предметом конституционного и административного права стран — членов ЕС и не осуществляется на уровне Европейского Союза. Также предметом национального права (административного и уголовного) являются вопросы ответственности за таможенные правонарушения, хотя подписание Маастрихтского договора открывает перспективы гармонизации и в этой сфере.

       В ходе работы следует решить следующие  задачи:

       1. Необходимо рассмотреть Таможенное  право ЕС, при этом обратить  внимание на понятие таможенного  права, его предмет и объект, а также источники и метод  таможенного права РФ;

       2. Более подробно остановится на  правовых основах таможенного  союза;

       3. Необходимо наиболее подробно  проанализировать такой основной  правовой акт Европейского союза,  как таможенный кодекс РФ. В  частности обратить внимание  на историю принятия данного кодекса, его общие положения, сферу применения, а также определить базовые понятия и термины таможенного права.

       При написании данной работы автором  использовался широкий перечень учебной литературы по таможенному  праву, а так же проанализированы все доступные автору нормативно-правовые акты Таможенного права Европейского союза.

 

Глава 1.Таможенное право ЕС: понятие, предмет, объект, источники и метод

 

       Особенностью  таможенного права Европейского Союза является то, что правовое регулирование таможенного механизма является предметом конституционного и административного права стран — членов ЕС и не осуществляется на уровне Европейского Союза. Также предметом национального права (административного и уголовного) являются вопросы ответственности за таможенные правонарушения, хотя подписание Маастрихтского договора открывает перспективы гармонизации и в этой сфере.

       Для определения предмета таможенного права ЕС необходимо уяснить природу Европейского Союза и степень таможенной интеграции его членов. Согласно ст. 9 Договора об учреждении ЕЭС (н.н. ст. 23) основой функционирования Сообщества является Таможенный союз, предполагающий, во-первых, определенные таможенные правила перемещения товаров внутри границ ЕЭС (ликвидация таможенных пошлин, количественных ограничений и т. д.) и, во-вторых, общие для всех стран-членов нормы таможенного регулирования товарооборота с третьими странами (общий таможенный тариф, таможенные режимы и т.п.). Соответственно, таможенное право ЕС можно определить как совокупность норм европейского (коммунитарного) права, регулирующих внешние и внутренние аспекты функционирования Таможенного союза стран — членов ЕС.

       Среди источников таможенного права ЕС, как и источников других отраслей европейского права, различаются акты первичного и вторичного права. Первостепенное место среди первичных источников занимает Римский договор 1957 г., сформулировавший понятие и принципы Таможенного союза стран Сообщества.

       Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования таможенного  права ЕС имеют регламенты. Свойства регламента позволяют использовать эту форму выражения права ЕС для закрепления основополагающих вопросов деятельности Сообщества в целом и Таможенного союза в частности. Так, к важнейшим актам европейского права относится Регламент № 2913/92 от 12 октября 1992 г., вводящий в действие Таможенный кодекс Сообщества — фундаментальный документ таможенного права ЕС. В форме регламента закреплен и единый таможенный тариф ЕС.

       Директивы также активно используются как  инструмент гармонизации национального законодательства европейских стран, в частности, по вопросам косвенного налогообложения, тесно связанным с реализацией принципа "свободы движения товаров" (а частности, широко известная Шестая директива по НДС).

       Отдельной группой источников европейского таможенного права являются многочисленные решения Суда ЕС в области таможенного регулирования. Судебные решения помимо правоприменительной функции играют важнейшую роль в толковании, детализации и восполнении пробелов договоров и актов ЕС. Ряд решений Суда ЕС по вопросам таможенных правоотношений приобрели значение в процессе закрепления наднационального характера европейского права.

       Система источников таможенного права Европейского Союза базируется на принципе приоритета и прямого действия права Сообщества во всех вопросах, относящихся к созданию и функционированию Таможенного союза стран-членов. В настоящее время национальное таможенное законодательство стран — членов ЕС применяется только в той сфере, которая остается за пределами правоотношений, регулируемых актами Союза. Как правило, национальные законы устанавливают организацию таможенных органов и вопросы ответственности за правонарушения в таможенной сфере.

       Среди источников европейского таможенного  права особое место занимают международно-правовые акты. Первостепенный из них — Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), подписанное в 1947 г. и на сегодняшний день объединяющее более ста государств мира. Среди фундаментальных положений ГАТТ принцип недискриминации в международной торговле; обязательство государств минимизировать препятствия для свободного движения товаров и определять правила международной торговли, включая тарифы и другие ограничения, на основе многосторонних переговоров; провозглашение тарифных ограничений единственно возможными ограничениями импорта.

       Еще при подписании Парижского договора об учреждении Европейского объединения  угля и стали 1951 г. возник вопрос о  его соответствии принципам ГАТТ. Правила Генерального соглашения (участниками которого являлись все страны - стороны Парижского договора) требовали .предоставления странам равных условий торговли на основе принципа наибольшего благоприятствования, тогда как Договор ЕОУС создавал особые условия для стран-участниц в сфере, на которую Договор распространялся. Конфликт был разрешен только после длительных переговоров в рамках ГАТТ и предоставления странам ЕОУС особых отсрочек.

       В отличие от Парижского договора, Римский  договор о ЕЭС 1957 г. изначально строился на полном соответствии принципам ГАТТ. Провозглашение целью Договора создание Таможенного союза стран-участниц в соответствии со ст. 10 XIV Генерального соглашения было направлено на снятие возможных противоречий между ЕЭС и ГАТТ. Тем не гяенее такие противоречия проявились, в частности, в вопросах ставок Единого таможенного тарифа Сообщества, в правилах Общей сельскохозяйственной политики, в системе преференций для заморских владений и бывших колоний стран ЕЭС и др. В 1972 г. вопрос о приоритете между ГАТТ и законодательством сообществ был рассмотрен Судом в деле № 21-24/72. Для решения данного дела Суд обозначил два вопроса: во-первых, насколько обязательным для Сообщества является Генеральное соглашение; и, во-вторых, предоставляет ли Соглашение гражданам Сообщества возможность судебной защиты прав, вытекающих из Соглашения. По первому вопросу Суд решил, что поскольку Сообщество и в Римском договоре, и в своих взаимоотношениях ее странами — участницами ГАТТ ясно и прямо Демонстрирует приверженность Генеральному соглашению и поскольку Сообщество является самостоятельной стороной во всех соглашениях и переговорах в рамках ГАТТ, осуществляя полномочия, ранее предоставленные Генеральным соглашением странам ЕЭС, то положения ГАТТ имеют обязательную силу для Сообщества.

       В то же время в случаях, если одна из сторон не может реализовать свои права, вытекающие из Соглашения, по причине несоблюдения условий соглашения другой стороной (другими сторонами), ГАТТ предусматривает применение пострадавшей стороной защитных мер, вплоть до односторонней приостановки своих обязательств по Соглашению. Исходя из этого, касательно второго вопроса Суд ЕС констатировал, что Генеральное соглашение не предоставляет гражданам Сообщества прав, которые могут быть защищены в судах. Таким образом. Суд решил, что Генеральное соглашение не влияет на законную силу решений органов Сообщества, вызвавших указанный спор.

       Аналогичным образом Судом рассматриваются  вопросы о взаимоотношениях права  ЕС с другими международно-правовыми  актами. Тем не менее акты международного права могут быть с полным основанием отнесены к источникам европейского таможенного права и в силу ссылок на них, содержащихся в первичных и вторичных актах ЕС, и в силу международной правосубъектности Сообщества, являющегося стороной целого ряда международных конвенций, договоров и соглашений. Среди наиболее значимых международно-правовых источников таможенного права ЕС можно выделить ряд конвенций, устанавливающих единые международные правила по формированию и реализации тарифов: Международная конвенция 1983 г. о гармонизированной системе описания и кодирования товаров, Международная конвенция о таможенной стоимости товаров и др. Важную роль в регулировании транзита в ЕС играют международные документы в области транспортного сообщения (Конвенции ТИР, АТА, Рейнская конвенция и др.). Ряд международных соглашений применяется при решении вопроса о границах таможенной территории Европейского Союза.

 

Глава 2. Правовые основы Таможенного союза

       Как уже было раннее сказано, правовую основу Таможенного союза составляют многочисленные источники права Европейского союза.

       Среди источников таможенного права ЕС, как и источников других отраслей европейского права, различаются акты первичного и вторичного права. Первостепенное место среди первичных источников занимает Римский договор 1957 г., сформулировавший понятие и принципы Таможенного союза стран Сообщества.

       Среди актов вторичного права наибольшее значение для формирования таможенного  права ЕС имеют регламенты. Свойства регламента позволяют использовать эту форму выражения права  ЕС для закрепления основополагающих вопросов деятельности Сообщества в целом и Таможенного союза в частности.

       Отдельной группой источников европейского таможенного  права являются многочисленные решения  Суда ЕС в области таможенного  регулирования.

       Рассмотрим  наиболее важные из них.

       Статья 2 Договора об учреждении ЕЭС провозглашает  политические и экономические цели Сообщества: гармоничное развитие экономической  активности, последовательное и сбалансированное расширение, стабильность я ускоряющийся подъем уровня жизни, достижение динамически определенных экономических показателей. Статья показывает два пути достижения экономических и политических целей: построение "общего рынка" и развивающееся сближение экономической политики государств-членов. Философия авторов Договора может быть выражена в следующем: чем больше рынок и чем "чище" конкуренция, тем лучше. "Общий рынок" рассматривался как место пересечения спроса и предложения из всех стран-членов, без какой-либо дискриминации этими странами участников рынка по признаку национальности и без создания других препятствий для свободной конкуренции.

Информация о работе Таможенное право Европейского Союза