Свободно-экономические зоны в республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 21:25, курсовая работа

Описание работы

Успех проводимых реформ в Казахстане во многом зависит от умелого поиска и нахождения приоритетных направлений промышленной и региональной политики, которые на сегодняшний день еще не до конца сформировались. С другой стороны, стратегия Правительства на ускоренное проведение реформ и жесткий контроль над бюджетными расходами находятся под постоянной критикой со стороны общественности и влиятельных лоббистских группировок.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Свободные экономические зоны 4
Требования к системе управления 16
Глава 2. Специальные экономические зоны 19
Проблемы функционирования правового режима специальных экономических зон 22
Глава 3. Свободные экономические зоны: американский опыт 31
Зоны внешней торговли 31
Предпринимательские зоны 40
Технологические парки 44

Работа содержит 1 файл

Свободные экономические зоны Казахстана.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

      Внесение  дополнений и изменений в соответствующие нормативные акты будет способствовать улучшению правового режима функционирования специальных экономических зон и позволит обеспечить ускоренное экономическое развитие данных регионов.

      Глава 3. Свободные экономические  зоны: американский опыт

 

      В США в настоящее время существуют три основных типа СЭЗ: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Каковы же особенности, механизм и основные направления деятельности каждого из этих типов?

      Зоны внешней торговли.

      Первые  ЗВТ, создававшиеся на основе Закона о зонах внешней торговли (1934 г.) преследовали цели глубже вовлечь США в мировую торговлю путем расширения (с помощью таможенных льгот) экономической активности на определенных территориях, а также добиться снижения уровня безработицы, масштабы которой в стране были чрезвычайно велики в период «великой депрессии». В соответствии с Законом, в составе Министерства торговли США был создан Комитет по зонам внешней торговли, занимающийся рассмотрением и утверждением заявок на организацию этих зон, а также регулирующий деятельность их администрации. В 1950 ив 1991 гг. в указанный Закон были внесены существенные поправки и дополнения, направленные на расширение деятельности ЗВТ и ее диверсификацию.

      Согласно  существующему законодательству, ЗВТ, действующие на территории США, подразделяются на зоны общего назначения и специализированные (субзоны). Зоны общего назначения (они располагаются, как правило, около или на территории портов и аэропортов) находятся вне пределов юрисдикции таможенной службы США. Типичная ЗВТ общего назначения имеет сдаваемые в аренду площади для хранения товаров, размещенный там же дистрибьютерный центр с доступом к любым способам транспортировки; в большинстве таких зон имеются также площадки промышленных парков, на которых пользователи зон могут располагать свое хозяйство, коммунальные услуги предоставляются на основе публикуемых тарифов для государственных компаний.

      Сфера деятельности зон общего назначения (представляющих американский вариант  того, что в международной практике называется зоной свободной торговли или свободной гаванью) в основном охватывает складирование, сортировку, упаковку и перевалку товаров без их дополнительной обработки: а ряде случаев допускается незначительная обработка реэкспортируемых иностранных товаров. Такие зоны создаются на основе разрешения, выдаваемого Комитетом по зонам внешней торговли различным организациям, существующим при правительстве штата или при местных властях (например администрации порта, комитетам по промышленному развитию штата или графства, агентствам и корпорациям по экономическому развитию и т.д.). Важным условием создания этих зон является внесение ими вклада в хозяйственное развитие штата или графства, в повышение уровня занятости, расширение торговли. Управляются зоны государственными или частными компаниями, с которыми организации, получившие разрешение на создание зон, заключают контракты.

      Первые  торговые зоны общего назначения располагались  в крупных портах — в Нью-Йорке, Новом Орлеане, Сан-Франциско. Окленде, Лос-Анджелесе и Сиэтле. В 50-е годы подобные зоны были созданы в Толедо (штат Огайо), Бей-Каунти (штат Мичиган). Маягуэс (штат Пуэрто-Рико) и Гонолулу (штаг Гавайи). Однако более всего количество зон общего назначения увеличилось в 70—80-е годы, что отразило рост внешней торговли США и усиление конкурентной борьбы на их внутреннем рынке. В этот период подобные зоны создавались не только при морских портах и международных аэропортах, но также в городах, не имеющих выхода к океану, но играющих важную роль во внешней торговле (из 52 созданных в 1970 г. зон общего назначения 24 были расположены в городах, не имеющих выхода к океану или Великим озерам). Важную роль в этом процессе, помимо возросшего объема торговли США, сыграли активизация деятельности иностранных корпораций на внутреннем рынке, быстрый рост различных видов экспортных операций, что привело к созданию в стране новой торговой инфраструктуры.

      Специализированные  зоны (субзоны) организуются в интересах компаний (обычно крупных), деятельность которых выходит за рамки зон общего назначения, и ориентированы только на одного пользователя. Такие зоны создаются решением руководства зон общего назначения, утверждаемым Комитетом по внешнеторговым зонам, для организации той или иной частной компанией сборочных заводов или различных промышленных производств. Поскольку статус субзоны является вторичным по отношению к статусу зоны общего назначения и, как правило, предоставляется уже существующим производствам, для его получения не требуется отдельного законодательства. Обычно субзоны представляют собой площадки частных заводов, уже имеющих лицензии Комитета по зонам внешней торговли на совершение операций, и технически являются частью зон общего назначения, хотя территориально размешаются за их пределами, а иногда даже значительно удалены от них. Создание субзон преследует цели развития экспортного потенциала, налаживания импортозамещающих производств.

      Впервые специализированные зоны возникли в 1952 г. после внесения в Закон 1934 г. дополнения, разрешающего создавать в общих ЗВТ промышленные (в том числе сборочные) производства, и вначале стали временными площадками для проведения торговых ярмарок. Первая специализированная зона, в которой были размешены производственные мощности, была утверждена Комитетом по зонам внешней торговли в 1962 г. в г.Пенуэлос (Пуэрто-Рико), где компания «Юнион карбайд», получив разрешение на закупку неквотированного объема сырой нефти для выпуска необходимой продукции, построила нефтехимический завод. В 1980 г. в США насчитывалось семь специализированных зон, имевших различные льготы в торговых операциях с сырой нефтью, транспортным и конторским оборудованием, текстилем и стальными трубами. В середине 80-х годов в субзонах было разрешено создавать предприятия по сборке различных узлов и блоков компьютеров, электронно-вычислительной техники, телефонных аппаратов, холодильных установок и автомобилей. Именно льготы, получаемые автомобильными компаниями в этой сфере бизнеса, способствовали дальнейшему росту числа специализированных зон.

      Торговые зоны общего назначения в большинстве случаев компактно располагаются на одном участке и занимают небольшие, в несколько сот акров (1 акр = 0,4 га) территории (бывают, правда, и исключения, когда эти зоны в силу производственной необходимости расширяются и занимают несколько земельных участков, находящихся в одном районе, но не смежных]. Большинство зон общего назначения имеет в своем составе одну или две, а иногда три—четыре специализированные зоны, а в зоне общего назначения, расположенной в Канзас-Сити (штат Миссури), действует 6 субзон.

      Практика  показывает, что большинство создаваемых зон функционирует эффективно. Только незначительная их часть по ряду объективных и субъективных причин не смогла выполнить поставленные перед ними задачи.

      В последние 25 лет в США наблюдался быстрый рост количества ЗВТ: за 1975—1992 гг. число зон общего назначения увеличилось с 17 до 190, а специализированных зон — с 2 до 259. Сейчас на рассмотрении Комитета по зонам внешней торговли находятся заявки на открытие еще около 70 зон. Вместе с тем в виду неэффективности часть ЗВТ была закрыта (за 195 5—1992 гг. — тринадцати), деятельность отдельных была приостановлена (за 1939— 1981 гг. — пяти), права некоторых (за 1988— 1990 гг. — трех) были переданы другим зонам.

      К настоящему времени ЗВТ существуют в 48 штатах практически на территории всей страны. География их размещения свидетельствует о том, что наибольшая концентрация ЗВТ отмечается либо в штатах, имеющих выход к морю или океану (Техас — 26 зон, Нью-Йорк — 13, Флорида — 12, Калифорния — 7 зон), либо в штатах, не имеющих выхода к водным артериям, но располагающих крупными промышленными комплексами (Огайо — 8 зон, Индиана и Иллинойс — по 6, Аризона и Мичиган — по 5, Северная Каролина — 4 зоны). Помимо удобного географического положения создание ЗВТ диктовалось комплексом экономических, производственных и социальных факторов.

      Широкому  распространению СЭЗ способствуют в первую очередь различные льготы, которые предоставляются компаниям (как местным. так и иностранным), действующим на их территории. Главные из них таковы.

      1. Таможенные пошлины и внутренние  налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территорию таможни и предназначаются для внутреннего потребления.

      2. Товары, находящиеся в ЗВТ, не  облагаются таможенными пошлинами и с них не взимаются акцизные сборы; частная собственность компаний или отдельных лиц, находящаяся на территории зоны, освобождается от взимания федерального и местного налогов.

      3. Товары, которые экспортируются  из ЗВТ в третьи страны, не  облагаются таможенными пошлинами,  внутренними налогами и не  подлежат квотированию.

      4. Товары, экспортируемые из зоны  внешней торговли, благодаря хорошо отлаженной на ее территории системе охраны не требуют больших страховых затрат.

      5. Таможенная процедура при экспорте  товаров из ЗВТ сведена к минимуму.

      6. Товары, запрещенные для импорта  в США, не ввозятся на территорию  ЗВТ. Исключение делается для товаров, предназначенных для последующего импорта в США, если они пройдут соответствующую переработку в зоне согласно требованиям американской таможенной службы.

      7. Импорт товаров из ЗВТ на  территорию США осуществляется  в соответствии с процедурой, позволяющей импортеру уплачивать таможенную пошлину либо на товар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в процессе его переработки. Тем самым импортеру предоставляется право выбирать меньшую пошлину.

      8. Импортеры продукции таких отраслей  промышленности, как судо- и автомобилестроение, производство конторского и промышленного оборудования, нефтепродуктов, а также продукции, собираемой или производимой в ЗВТ, при ввозе конечного продукта на таможенную территорию США освобождаются от уплаты так называемого инверсированного или обратного тарифа. Механизм установления последнего предусматривает более высокие пошлины на узлы и отдельные блоки, нежели на готовую продукцию с большей долей добавленной стоимости. Освобождение от такого тарифа позволяет, например, автомобильным компаниям США, осуществляющим в ЗВТ сборку различных узлов и блоков из деталей внутреннего и импортного производства, при их ввозе на таможенную территорию США уплачивать пошлину в размере 2.5% ад валорем (ставка, которая применяется при импорте готовых автомобилей), а не обычную 4-11% (ставка на импорт комплектующих деталей), В 90-е годы около 90% экономической активности в ЗВТ было связано с деятельностью фирм обрабатывающей промышленности (главным образом автомобилестроительной), стремившихся избежать оплаты инверсированного тарифа при импорте товаров из ЗВТ для обеспечения работы своих предприятий на территории США, что давало им существенную экономию и повышало конкурентоспособность выпускаемой продукции.

      Для многих компаний крайне важна также отсрочка уплаты импортных пошлин на период нахождения иностранных товаров в пределах ЗВТ (до момента их выпуска на таможенную территорию США), а также невзимание пошлин в случае реэкспорта ранее ввезенных в зону иностранных товаров. По этим причинам многие дистрибьютеры товаров иностранного производства располагаются на территории ЗВТ. Несмотря на, как правило, существующий запрет розничной торговли на территории зон, компании розничной торговли, располагающие на этих территориях свои склады, также выигрывают от отсрочки уплаты импортных пошлин.

      О масштабах и основных направлениях деятельности зон внешней торговли США свидетельствуют следующие данные. В 1992 г. общая стоимость товаров, которые были завезены и переработаны в ЗВТ, достигла 93,8 млрд. долл. (по сравнению с 102 млн. в 1970 г.), в том числе в зонах общего назначения 10,7 млрд. и в специализированных зонах — 83,1 млрд. долл. В конце 90-х годов общая стоимость товаров, ежегодно ввозимых в ЗВТ, составляла уже 130-150 млрд. долл.

      Расширение  хозяйственной деятельности ЗВТ  происходит главным образом благодаря  росту сборочных предприятий  и производству готовой продукции  на базе использования как местных, так и зарубежных материалов (среди  последних — компоненты и узлы автомобилей, сырая нефть, оборудование для производства аудиотехники, конторское и оптическое оборудование, компоненты и узлы для телевизоров и электронной техники). Основные пользователи субзон — заводы по сборке автомобилей (в 1996 г. их было около 40), на них приходится 63% всего объема выполняемых в зонах работ. Товары отечественного производства составляют 75% от общего объема завозимых в ЗВТ товаров (в субзонах их доля еще выше — более 80%). В настоящее время в зонах внешней торговли обоих типов действует более 2,8 тыс. фирм. главным образом американских, а число занятых составляет около 320 тыс. человек.

      Таким образом, зоны внешней торговли, глубоко интегрированные в экономику страны. вносят заметный вклад в ее социально-экономическое развитие, прежде всего стимулируя американские компании с помощью льготного налогового режима производить в самих США различные виды готовой продукции, более конкурентоспособной по сравнению с иностранной продукцией, продаваемой на американском рынке. Деятельность зон внешней торговли также благотворно влияет на инвестиционный климат в стране, противодействуя тенденции сокращения рабочих мест и способствуя росту внешней торговли (через ЗВТ проходит 2% импорта и около 1,5% экспорта страны). Возрастает роль этих зон и в обеспечении потребностей внутреннего рынка — в начале 90-х годов здесь было реализовано 88% продукции, производимой и перерабатываемой в ЗВТ.

      В последние годы США прилагают  большие усилия в направлении  повышения эффективности зон внешней торговли и их ориентации на расширение экспорта и транзитной торговли США. С этой целью в начале 90-х годов на федеральном уровне была разработана специальная программа, нацеленная на повышение эффективности зон и постепенную переориентацию их деятельности с импортных на экспортные операции. В соответствии с этой программой были приняты меры по оказанию поддержки американских фирм, действующим в ЗВТ в тех отраслях, где существует жесткая конкуренция со стороны иностранных компаний. В числе таких мер — изменение практики и процедуры получения экспортных лицензий.

Информация о работе Свободно-экономические зоны в республике Казахстан