Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 11:06, курсовая работа
Цель работы: раскрыть сущность коррупции, ее причины и методы борьбы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. изучить понятие коррупции: социально-экономические и правовые аспекты;
2. рассмотреть предпосылки возникновения коррупции;
3. дать характеристику организаций занимающиеся противодействием и борьбой с коррупцией;
4.выявить пути решения проблемы коррупции в системе государственной службы.
ВВЕДЕНИЕ………….…………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. КОРРУПЦИЯ ПОНЯТИЕ И ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКОНЕВЕНИЯ…………………………………………………………….5
1.1.Понятие коррупции: социально-экономические и правовые аспекты…….5
1.2.Предпосылки возникновения коррупции…………………………………....7
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………...………….13
2.1.Организации, занимающиеся противодействием и борьбой с
коррупцией……………………………………………………………………….13
2.2.Пути решения проблемы коррупции в системе государственной
службы……………………………………………………………………………19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………….………………….33
Моральные ценности и ограничения.
У нас ни взяточник и ни взяткодатель не считают, что они совершают аморальный поступок. Им не стыдно. Более того, это сейчас в обществе считается нормальным. Это входит в нормы поведения.
Право и нравственность в регулировании общественной жизни имеют свои особенности. Правовые нормы и нравственные принципы - это правила поведения людей в обществе. В российских нормативных актах встречается такое определение: «Нравственность - это система норм, правил поведения, которые сложились в обществе на основе традиционных духовных и культурных ценностей, а именно представлений о добре, чести, достоинстве, долге, совести, справедливости и т.д.». Нравственные нормы, не имея формальной определенности правил поведения, обеспечивается как внутренним самоконтролем, так и влиянием авторитетов.
Право же, обладая нормативной определенностью, обеспечивается принудительной силой государства для соблюдения гражданами правил поведения. Совокупность стабильности права и нравственности дает стабильность в обществе. Когда изменяется государство, характер этих перемен будет нравственным, лишь в том случае, когда известно и принимается обществом соотношение между целями и средствами их достижения, и когда общественные и государственные ценности об общественном благе совпадают и правильно понимаются[18].
В каждый период развития истории Российской государственности всегда, так или иначе, присутствовало нравственное начало. Однако в последнее время в стране наблюдается общая нравственная беспринципность нашего законодательства и правоприменительной практики. А проблема отсутствия сдерживающих нравственных принципов заложенных в законодательные акты особенно актуальна для российского законодателя.
На протяжении всей истории развития российского законодательства прослеживалось действие общих идеальных норм на регулирование реальных общественных отношений. Сделать вывод о том, было положительным или отрицательным это влияние, достаточно сложно, однако отсутствие такого сдерживающего фактора в настоящее время отрицательно сказывается на возможности правового регулирования борьбы с коррупцией.
Несмотря на несоответствие общих идеальных норм, реально складывающимся правоотношениям, нормы права, отягощенные общими моральными и нравственными запретами, имеющими нормативный характер, реально воздействовали на уровень коррупции в стране. Что прослеживалось в наличии ответственности (как правовой, так и вне правовой), и правоприменительной практики решения вопросов ответственности за совершение антинравственных проступков.
Становление демократических государств, которое сопровождалось образованием общественных институтов контроля над моральным обликом государственных чиновников, положительно сказывалось на снижении уровня коррупции в западных странах. В постсоветской России такие институты общественного контроля над нравственностью находятся в процессе становления и пока, к сожалению, не могут оказать реальное воздействие на государственный и муниципальный аппарат власти. Таким примером может служить деятельность судебной палаты по информационным спорам. Достаточно редки случаи, когда высокопоставленные чиновники, уличенные в неблаговидных поступках, добровольно заявляли о своей отставке[25].
Для повышения нравственного уровня в российском обществе возможны различные пути, в основе которых должен лежать как общественный контроль над чиновниками, так и, возможно, наличие независимого от ведомственной принадлежности органа, наделенного полномочиями по вынесению дисциплинарных наказаний всем, без исключения, должностным лицам. В эти структуры должны избираться авторитетные по морально-нравственным качествам граждане, на основе всеобщего, равного избирательного права. Такая структура будет контролировать, деятельность должностных лиц, по этическим принципам, при тщательной регламентации этих принципов на законодательном уровне.
Максимизация собственной выгоды
Коррупция государственных должностных лиц является неизбежным побочным продуктом больших правительств. Но государственные чиновники с меньшей вероятностью поддадутся нелегальным соблазнам, если они высоко оплачиваются - пропорционально их обязанностям и возможностям для должностных преступлений.
В условиях отсутствия твердых законодательных гарантий и правового урегулирования в сфере государственной службы психологически объяснимым является стремление большинства чиновников «продать свои услуги, пока они пользуются спросом». На это их толкает «необеспеченность будущего после окончания службы». С экономической точки зрения взятка - это покупка решения должностным лицом общественного вопроса в интересах частного лица - взяткодателя.
Однако
в условиях, когда большая часть населения
страны переживает, мягко говоря, состояние
экономической нестабильности, желание
чиновников повысить собственные доходы
вряд ли встретит понимание и одобрение
в обществе. С другой стороны, спросим
себя: «Откажусь ли я дать взятку, если
от этого будет зависеть решение давно
наболевшей проблемы?» Боюсь, что очень
немногие отрицательно ответят на этот
вопрос. Получается, что коррупция начинается
не в коридорах власти и кабинетах больших
начальников, а возникает из моральных
принципов и поведения каждого из нас[24].
ГЛАВА 2.
ОСНОВНЫЕ МЕРЫ ПО БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЕЙ
И ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1.Организации,
занимающиеся противодействием и борьбой
с коррупцией
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции.
Комиссия Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по противодействию коррупции активно занимается:
-осуществления в пределах своих полномочий деятельности, направленной на противодействие коррупции в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления;
-анализа федерального законодательства в целях выявления положений, способствующих возникновению и распространению коррупции;
-подготовки предложений по совершенствованию федерального законодательства в области правового обеспечения противодействия коррупции.
С 2004 года по 30 ноября 2007 года Комиссией Государственной Думы по противодействию коррупции было рассмотрено более тысячи шестисот обращений, заявлений и жалоб, из них 1178 - от граждан, 436 - от организаций. Объем приложенных к обращениям документов составил более 13 тысяч листов.
Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл-Р».
АНО «Центр антикоррупционных исследований и инициатив «Трансперенси Интернешнл - Р» (Центр ТИ-Р) является некоммерческой общественной организацией, целью деятельности которой является создание единой национальной антикоррупционной системы, которая могла бы решать три блока задач:
-Формирование антикоррупционного мировоззрения и правосознания граждан
-Институализация «прозрачности»
-Предотвращение коррупции через обеспечение действенности антикоррупционных механизмов
В своей деятельности Центр ТИ-Р исходит из приоритетной роли общества в противодействии коррупции в широком смысле этого слова, и обеспечения прозрачности и подотчетности в деятельности государственных органов.
Межрегиональное Общественное Движение «Против коррупции» (МОД)
Цель проекта:
Инициаторы проекта уверены, что создание задуманной ими разветвленной коммуникационной системы и развитие диалоговых форм взаимодействия с участниками проекта и целевыми аудиториями будет:
-последовательно сужать поле возможностей коррупции;
-воздействовать на общественное сознание в духе нетерпимости к коррупции;
-внедрять идею необходимости общественного контроля за деятельностью государственных органов;
-внедрять идею необходимости института «парламентского расследования» как неотъемлемой части гражданского общества;
-содействовать созданию общественно-политических структур, сплачивающих своих членов на основе преданности своей стране, духу гражданской ответственности, заинтересованного отношения ко всему, что происходит в стране.
Миссия проекта:
-Влиять на общественное сознание, прививая уважение к закону всех слоев общества;
-Обобщать инициативы по совершенствованию законодательства;
-Стать мостом к будущему здоровому обществу;
-Вместе с активными силами общества искать пути к оздоровлению страны;
-Вместе со сторонниками подрубать корни коррупции.
Региональный общественный фонд «Информатика для демократии» (Фонд ИНДЕМ)
Является негосударственным некоммерческим общественным объединением.
Основной целью Фонда, закрепленной в его Уставе, является формирование - на основе не запрещенных законом поступлений - имущества, необходимого для разработки и реализации проектов, инициатив и программ, направленных на содействие становлению и развитию в России демократических институтов с использованием новейших достижений политологии, юриспруденции, экономики, социологии, социальной психологии, информатики и других смежных наук.
Межрегиональная общественная организация «Общественный антикоррупционный комитет»( МОО)
Будучи институтом гражданского общества, «Общественный антикоррупционный комитет» ставит перед собой целью участие в построении современной демократической модели государства через формирование антикоррупционных барьеров, что особенно важно в связи с проводимой в настоящее время административно реформой. Комитет исходит из того, что противостоять коррупции можно, лишь объединив усилия, органов власти и управления, правоохранительных структур и институтов гражданского общества.
Деятельность Комитета направлена на то, чтобы увеличить степень ответственности чиновников за свою работу, сделав ее более прозрачной и подконтрольной. Для этого Комитет занимается изучением текущей коррупционной ситуации, выработкой конкретных и практически реализуемых предложений, направленных на создание эффективной схемы взаимодействия власти и гражданских институтов в деле борьбы с коррупцией, ликвидацией ее прямых и косвенных последствий.
Все это призвано способствовать повышению доверия граждан к власти, улучшению инвестиционного климата и интеграции нашей страны в мировое экономическое сообщество, что в свою очередь качественно отразится на повышении уровня жизни граждан России.
Деятельность Комитета строится на публичной основе, к работе привлекаются эксперты, представители бизнеса, науки, творческой интеллигенции. МОО «Общественный антикоррупционный комитет» развивает сеть региональных представительств, в крупных городах России, последовательно создавая реальную и дееспособную структуру, активно сотрудничающую с властью в деле борьбы с коррупцией.
Общероссийская общественная организация «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией».
Основной целью Организации является:
Содействие консолидации широкой общественности в содействии правоохранительным органам в борьбе с преступностью и коррупцией;
-содействие выявлению случаев коррупции и злоупотребления служебным положением должностных лиц государственных и иных организаций и служб.
Основными задачами Организации являются:
-оказание общественной поддержки деятельности правоохранительных, других государственных органов и организаций, общественных объединений, направленной на обеспечение законности и укрепления правопорядка, усиление борьбы с преступностью;
-участие в международных, федеральных и региональных программах и акциях по борьбе с терроризмом, преступностью, коррупции и другими правонарушениями, разработке научно-практических рекомендаций по данным вопросам;
-подготовка ежегодных аналитических докладов по проблемам, связанным с борьбой с организованной преступностью и коррупцией, по совершенствованию международных, межнациональных и межконфессиональных отношений, по вопросам духовного сближения народов, а также доведение этих докладов до сведения широкой российской и зарубежной общественности заинтересованных структур и организаций;
Информация о работе Сущность коррупции, ее причины и методы борьбы