Судейский корпус Экономического Суда СНГ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить Экономический Суд СНГ.
Задачи работы:
 исследовать историю создания Экономического Суда СНГ;
 выявить особенности компетенции, основных функций Экономического Суда СНГ;
 охарактеризовать судейский корпус Экономического Суда СНГ.

Содержание

Введение
1.История создания Экономического Суда СНГ
1.1.Основные этапы создания Экономического Суда СНГ
1.2. Правовой статус Экономического Суда СНГ и его значение………………8
2. Основные полномочия Экономического суда СНГ
2.1. Компетенция и основные функции Экономического Суда СНГ
2.2.Деятельность Экономического Суда СНГ по толкованию нормативных актов СНГ
3. Судейский корпус Экономического Суда СНГ
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Экономический суд.doc

— 141.50 Кб (Скачать)


14

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1.История создания Экономического Суда СНГ

1.1.Основные этапы создания Экономического Суда СНГ

    1.2. Правовой статус Экономического Суда СНГ и его значение………………8

2. Основные полномочия Экономического суда СНГ

2.1. Компетенция и основные функции Экономического Суда СНГ

2.2.Деятельность Экономического Суда СНГ по толкованию нормативных актов СНГ

3. Судейский корпус Экономического Суда СНГ

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 


ВВЕДЕНИЕ

 

В современных интегративных условиях развития стран, роль судов регионального значения приобретает особую значимость. Это связано с тем, что глобализацонные процессы в мире, ставят новые задачи и условия экономического развития, что отражается и на судебной деятельности, в частности, расширяется компетенция судов, их правовой статус и функции.

Экономический Суд СНГ – важнейший судебный орган СНГ, образование которого совпало фактически с образованием Содружества Независимых государств. В современных условиях Экономический Суд СНГ трансформируется в силу экономического и политического развития. Так, например, одним из новых направлений явилась деятельность в рамках Таможенного союза  (ЕврАзЭС).

Среди  достоинств Экономического Суда СНГ - системность и детализация регулирования. Вместе с тем, на современном этапе, открытыми остались вопросы обеспечительных мер, преюдициального характера судебных решений, четкого механизма контроля над исполнением решений.

Поступательное развитие интеграционных процессов в экономической сфере на постсоветском пространстве вносит дальнейшие коррективы в деятельность Экономического Суда СНГ.

Цель работы – изучить Экономический Суд СНГ.

Задачи работы:

      исследовать историю создания Экономического Суда СНГ;

      выявить особенности компетенции, основных функций Экономического Суда СНГ;

      охарактеризовать судейский корпус Экономического Суда СНГ.

Объектом исследования является судебная власть СНГ, а предметом исследования – общественные правоотношения, связанные с историей, формированием и компетенцией Экономического Суда СНГ.

Правовой основой курсовой работы являются нормативные акты СНГ в целом, а также акты конкретизирующие деятельность Суда: Соглашение, Положение, Регламент.

 

 


1.История создания Экономического Суда СНГ

 

1.1.Основные этапы создания Экономического Суда СНГ

 

Начало новому союзу – Содружеству Независимых Государств – и конец существованию Советского Союза положили два документа – Соглашение о создании Содружества Независимых Государств и Заявление глав государств Республики Беларусь, РСФСР и Украины 8 декабря 1991 г.

10 декабря 1991 г. Верховный Совет Белоруссии абсолютным большинством голосов поддержал позицию руководителей трех республик, а также конституционным большинством денонсировал Союзный договор 1922 г. Таким же образом поступил и парламент России 10 декабря 1991 г. Верховный Совет Украины без обсуждения ратифицировал Соглашение о создании СНГ.

13 декабря 1991 г. президенты пяти среднеазиатских государств, собравшись в Ашхабаде, выступили с заявлением, в котором позитивно оценили подписанное в Беловежской пуще соглашение, но в то же время отметили, что эта акция оказалась для них неожиданной. Oни настаивали на праве каждой из республик бывшего СССР принимать участие в процессе выработки решений и документов в Содружестве и на их признании в качестве учредителей. Они также настаивали на том, чтобы документы об учреждении СНГ учитывали исторические и социально-экономические реальности республик Средней Азии, высказали ряд других поправок и предложений к Соглашению об образовании СНГ[1]. Лидеры пяти республик призвали провести совещание глав суверенных государств для рассмотрения вопросов формирования Содружества.

21 декабря 1991 г. собравшиеся в Алма-Ате руководители 11 из 15 бывших союзных республик подписали Протокол к Соглашению о создании СНГ, в котором говорилось, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Республика Молдова, Российская Федерация (РСФСР), Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах и как Высокие Договаривающиеся Стороны образуют Содружество Независимых Государств. Протокол имеет статус части Соглашения о создании СНГ.

Таким образом, Соглашение о создании Содружества состоит из двух документов, и дату его принятия следует обозначать как 8–21 декабря 1991 г.

Наиболее активно правотворчество в Содружестве проводилось в 1992 г. Было подписано более 100 многосторонних и в несколько раз больше двусторонних документов, регулирующих вопросы раздела собственности СССР, правопреемства, строительства вооруженных сил отдельных государств и налаживания военного сотрудничества между ними и т. д.

Были сделаны также некоторые шаги к созданию организационной структуры СНГ. Итогом этого процесса стало принятие Устава СНГ 22 января 1993 г. Его подписали семь государств: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Российская Федерация, Таджикистан и Узбекистан.

Соглашение о статусе Экономического суда СНГ было заключено 6 июля 1992 г. и, практически одновременно, с заключением Соглашения о принципах сближения хозяйственного законодательства государств Содружества было принято решение о создании Правового консультативного совета СНГ в составе министров юстиции и председателей высших арбитражных (хозяйственных) судов государств Содружества. Были при этом утверждены и положения об этих органах.

Необходимость создания экономического суда, таким образом, возникла вскоре после образования СНГ для урегулирования хозяйственных споров между субъектами, находящимися в разных государствах СНГ. Поскольку таких споров возникает большое количество, наиболее целесообразным представлялось не создание для их разрешения специального органа, а приспособление для этих целей существующих в государствах - участниках СНГ арбитражно-хозяйственно-судебных   структур. 

Данное   положение   было зафиксировано двумя соглашениями - Соглашение об общих условиях поставок товаров между организациями государств - участников   Содружества   определило   подведомственность преддоговорных споров по поставкам. Второе - Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, - целиком посвящено регулированию вопросов разрешения дел, вытекающих из договорных и иных гражданско-правовых   отношений   между   хозяйствующими субъектами,  а  также  исполнения  решений  арбитражных (хозяйственных) судов. Однако оставался нерешенным главный вопрос - о механизме урегулирования хозяйственных споров, возникающих между самими государствами.

В Соглашении глав государств - участников СНГ о мерах по обеспечению   улучшения   расчетов   между   хозяйственными организациями стран - участниц СНГ было указано: "В целях разрешения межгосударственных экономических споров, которые не могут быть отнесены к компетенции высших хозяйственных (арбитражных)    судов    государств   Содружества,    создать Хозяйственный суд Содружества" (ст. 5). Таким образом, необходимая для  образования  Экономического  суда  СНГ нормативная база была создана.

К настоящему времени государства - участники Содружества, строящие фундамент правовых государств, приобретают все больше и больше различий в правовой инфраструктуре. "Вместе с тем, - по мнению М.И.Клеандрова, - можно говорить здесь, тоже с определенной долей условности, о единой правовой инфраструктуре СНГ, общей для всех государств Содружества"[2].

 

 

1.2. Правовой статус Экономического Суда СНГ и его значение

 

Экономический Суд СНГ - важнейший из уставных органов Содружества. От большинства других он отличается тем, что является постоянно действующим органом и работает не в "импульсивном" режиме.

Основными правовыми документами, регулирующими в настоящее время создание и деятельность Экономического суда, являются:

- Устав СНГ от 22 января 1993 г. (ст. 32);

- Договор о создании Экономического Союза от 24 сентября 1993 г.;

- Соглашение о статусе Экономического суда СНГ от 6 июля 1992 г.[3] и Положение о нем[4];

- Соглашение о мерах по обеспечению улучшения расчетов между хозяйственными организациями стран-участниц СНГ от 15 мая 1992 г. [5], иные акты Содружества;

- Регламент Экономического суда, утвержденный постановлением Пленума Экономического суда от 10 июля 1997 г.

Экономический Суд является единственным международным судебным органом на постсоветском пространстве. Деятельность Экономического Суда направлена на обеспечение единообразного применения соглашений государств- участников СНГ и основанных на них экономических обязательств путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений (пункт 1 Положения об Экономическом Суде СНГ, утвержденного Соглашением Совета Глав государств Содружества Независимых Государств от 6 июля 1992 года).

В настоящее время к компетенции Экономическою Суда относится разрешение межгосударственных экономических споров, возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных актами Содружества, а также о соответствии нормативных правовых актов государств-участников СНГ, принятых по экономическим вопросам, актам Содружества. Субъектами обращения по указанной категории дел являются только заинтересованные государства в лице их полномочных органов и институты Содружества[6].

В процессе экономического сотрудничества неизбежно возникают споры, связанные с толкованием международных соглашений, исполнением/неисполнением договорных обязательств.

Цивилизованным и эффективным инструментом разрешения таких споров является международная судебная процедура. Экономический cуд СНГ, наделенный узкоспециальной компетенцией, выполняющий в основном консультативную функцию, изначально не мог стать эффективным инструментом разрешения споров и оказался в этой части невостребованным.

Институт судебного рассмотрения споров – обязательный элемент инфраструктуры международного экономического сотрудничества. Упразднение Экономического cуда СНГ только отдалит решение задачи создания механизма судебного разрешения экономических споров.

Финансирующие его государства могли бы отдельным соглашением признать обязательность для себя решений Экономического cуда СНГ, положив тем самым начало становлению на территории Содружества института цивилизованной международной судебной процедуры.

Глобализация, растущая взаимосвязь и возникновение новых угроз безопасности требуют от Содружества многомерного подхода к решению возникающих проблем.


2. Основные полномочия Экономического суда СНГ

2.1. Компетенция и основные функции Экономического Суда СНГ

 

Анализируя компетенцию Экономического суда, следует отметить, что к его ведению относится разрешение двух категорий межгосударственных экономических споров, рассматриваемых судом по заявлениям заинтересованных государств в лице полномочных органов, институтов Содружества. К первой категории относятся споры, возникающие при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов. Во вторую категорию дел входят споры о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества.

Чрезвычайно важным для судов, в том числе и для институционных третейски-арбитражных, является вопрос об обязательности его решения по спорам, о юридической силе его решения,   о   механизме   его   исполнения.   Относительно Экономического суда СНГ Положением о нем установлено, что по результатам рассмотрения спора суд принимает решение, в котором устанавливается   факт   нарушения   государством-участником соглашений, других актов Содружества (либо отсутствие таких факторов) и определяются меры, которые рекомендуется принять соответствующему государству в целях устранения нарушения и его последствий[7]. Таким образом, можно сделать вывод, что решения суда носят рекомендательный характер, а их исполнение обеспечивается государством, в отношении которого принято то или иное решение.

Помимо функции по разрешению споров на Экономический суд возложено осуществление толкований: применения положений соглашений, других актов Содружества; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости Применения этих актов как не противоречащих соглашениям и принятых на их основе иных актов Содружества.

Таким образом, относительно статуса и компетенции Экономического суда СНГ, следует отметить, что ни арбитражно-третейским судом, ни институционным арбитражно (или экономически-хозяйственным) третейским судом он не является. Для государств, подписавших Соглашение о статусе Экономического суда, создана определенная обязательность его юрисдикции. По правовой природе он наиболее близок к Суду Европейского Экономического Сообщества (ныне Европейский Союз). Единственное отличие – Суд ЕС обеспечивает защиту также и физических, и юридических лиц, которые понесли убытки вследствие того, что не было соблюдено право Европейского Союза[8].

Информация о работе Судейский корпус Экономического Суда СНГ