Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 12:31, курсовая работа
Целью исследования - всестороннее изучение объекта на основе нормативно-правовой литературы, периодических изданий, учебных и методических материалов.
Основными задачами для рассмотрения служат следующие:
•охарактеризовать основные исторические факторы разделения власти в правовом государстве на три ветви: законодательную, исполнительную, судебную;
•обозначить задачи судебной власти в правовом государстве;
•указать основные принципы судоустройства и судопроизводства в Украине;
•описать статус судей;
•дать характеристику Конституционного Суда Украины, его статуса и возложенных на него задач;
•указать состав и полномочия судов общей юрисдикции;
•представить базовые условия судебного процесса.
Введение
Объектом исследования в работе является сущность и основные правовые положения, связанные с судебной властью Украины.
Целью исследования - всестороннее изучение объекта на основе нормативно-правовой литературы, периодических изданий, учебных и методических материалов.
Основными задачами для рассмотрения служат следующие:
Судебная
система в правовом государстве
должна обеспечивать базовые условия
соблюдения демократии и правозаконности.
Поэтому трудно переоценить важность
этого института
1. Судебная власть и ее задачи в правовом государстве
Государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти осуществляют свои полномочия в установленных Конституцией пределах и в соответствии с законами Украины[1].
Третья в традиционной последовательности ветвь государственной власти — судебная — занимает далеко не последнее место в механизме государства. Органы судебной власти имеют свою четко установленную Конституцией и законами Украины компетенцию и действуют относительно независимо от органов законодательной и исполнительной власти, играя исключительно важную роль в общей системе сдержек и противовесов, которая предусмотрена принципом разделения власти.
Осуществляется судебная власть исключительно специально созданными с этой целью органами — судами. Правильное осуществление правосудия является основной задачей судебной власти. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются[1].
Понятие «правосудие» по-латински переводится, как «юстиция». Традиционно правосудие определяется как рассмотрение и решение судами уголовных, гражданских и других дел, которые осуществляются в специальной процессуальной форме. В зависимости от характера жизненных ситуаций, которые требуют разрешения, различаются виды осуществления правосудия: конституционное, административное, гражданское и уголовное судопроизводство, а также хозяйственное (арбитражное) судопроизводство.
Согласно Конституции Правосудие Украины осуществляется исключительно судами. Делегирование функций судов, а также присвоение этих функций другими органами или должностными лицами не допускаются
Юрисдикция
судов распространяется на все правоотношения,
возникающие в государстве. Судопроизводство
осуществляется Конституционным Судом
Украины и судами общей юрисдикции.
Народ непосредственно
К основным задачам правосудия относятся следующие задачи:
2. Основные принципы судоустройства в Украине
Проблемам суда и правосудия посвящен ряд специальных законов (Уголовно-процессуальный кодекс, Украины, Гражданский процессуальный кодекс Украины, Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 г., Закон Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1992 г.), но наиболее важные принципы этой деятельности закреплены в Конституции Украины (раздел VIII «Правосудие»).
К принципам судоустройства, то есть организации деятельности судов, согласно конституционным нормам, относятся:[6]
В Конституции Украины закреплены следующие основные принципы судопроизводства, то есть порядка судебного рассмотрения дел:[1]
3. Судьи и их статус
Статус судей определен Конституцией Украины и специальным Законом Украины «О статусе судей» от 15 декабря 1992 года. Судьей может стать гражданин Украины не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее трех лет, проживающий в Украине не менее 10 лет и владеющий государственным языком.[10]
Независимость и неприкосновенность судей гарантируются Конституцией и законами Украины. Влияние на судей каким бы то ни было образом запрещается.[1]
Судья освобождается от должности органом, который его избрал или назначил, в случае:
1) окончания срока, на который он избран и назначен;
2) достижения судьей шестидесяти пяти лет;
3)
невозможности исполнять свои
полномочия по состоянию
4) нарушения судьей требований относительно несовместимости;
5) нарушения судьей присяги;
6)
вступления в законную силу
обвинительного приговора в
7) прекращения его гражданства;
8)
признания его безвестно
9) подачи судьей заявления об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию.[1]
Государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.
Правосудие осуществляют профессиональные судьи и, в определенных законом случаях, народные заседатели и присяжные.[1]
Профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в какой бы то ни было политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать какие-либо иные оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
На должность судьи может быть рекомендован квалификационной комиссией судей гражданин Украины не моложе двадцати пяти лет, имеющий высшее юридическое образование и стаж работы в области права не менее грех лет, проживающий в Украине не менее десяти лет и владеющий государственным языком.
Судьями специализированных судов могут быть лица, имеющие профессиональную подготовку по вопросам юрисдикции этих судов. Эти судьи отправляют правосудие только в составе коллегий судей.
Дополнительные требования к отдельным категориям судей относительно стажа, возраста и их профессионального уровня устанавливаются законом.
Защита профессиональных интересов судей осуществляется в порядке, установленном законом. Лицо, впервые ставшее судьей, назначается на должность Президентом сроком на 5 лет. В случае успешного выполнения своих обязанностей на протяжении этого срока судья избирается Верховной Радой Украины бессрочно и пребывает на своем посту до достижения им 65-летнего возраста. Судьи независимы от любой власти и подчиняются только Конституции и чаконам Украины.
Судьи неприкосновенны. Это, в частности, означает, что судья не может быть арестован или задержан до вынесения судом обвинительною приговора без согласия на то Верховной Рады Украины,
Судьи являются должностными лицами государственной власти, которые в конституционном порядке наделены полномочиями осуществлять правосудие и исполнять свои обязанности на профессиональной основе. Они обязаны:
В Украине действует Высший совет юстиции, к ведению которого относится:
1) внесение
представления о назначении
2) принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместимости;
3) осуществление
дисциплинарного производства
Высший совет юстиции состоит из двадцати членов, Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждении назначают в Высший совет юстиции по три члена, а всеукраинская конференция работников прокуратуры — двух членов Высшего совета юстиции.