Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:03, реферат
Возрождение в России частного права открывает новые страницы в истории одной из его наиболее жизнестойких ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает "свои" нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права - физических и юридических лиц одного государства - в правовых отношениях участвует "иностранный элемент", появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании.
Введение
1. Виды субъектов международного частного права.
2.Государство как субъект международного частного права.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Заключение
Список литературы
Нижегородский Институт Менеджмента и Бизнеса
Реферат
Тема: Субъекты МЧП
По дисциплине: Международное право
Работу выполнила:
студентка 5 курса, ФММ
Краснова И.Н.
Работу проверила:
Кондратьева Е.М.
Нижний Новгород
2011г
Содержание:
Введение
1. Виды субъектов
международного частного права.
2.Государство
как субъект международного частного
права.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Заключение
Список литературы
Введение.
Возрождение в России
частного права открывает новые страницы
в истории одной из его наиболее жизнестойких
ветвей - международного частного права.
Международное частное право возникло
и сложилось в силу объективного существования
в мире около двухсот правовых систем,
каждая из которых устанавливает "свои"
нормы для регулирования одних и тех же
общественных отношений. В тех случаях,
когда помимо национальных субъектов
права - физических и юридических лиц одного
государства - в правовых отношениях участвует
"иностранный элемент", появляется
необходимость в дополнительном правовом
регулировании. Игнорирование иностранной
правовой системы и подчинение отношений
только одному правопорядку не может обеспечить
объективного, адекватного конкретным
жизненным обстоятельствам, правового
регулирования.
В каждом государстве, важнейшим регулятором
общественных отношений является право,
а право - это система юридических норм,
которая фиксирует определенные отношения;
охраняет общеобязательные правила поведения,
а также закрепляет права и обязанности
лиц.
Международное частное право призвано
регулировать взаимоотношения между субъектами
МЧП. Особенность положения субъектов
МЧП состоит в том, что они выступают не
только носителями прав и обязанностей,
но и играют главную роль в создании и
реализации международно-правовых норм.
В своей работе я попытаюсь раскрыть правовое
положение субъектов МЧП, которыми, прежде
всего, являются физические и юридические
лица, а иногда - государства, их основные
особенности. На основе изученного материала,
постараюсь определить, какое место занимают
субъекты в международном частном праве.
Субъекты международного
частного права (МЧП) - это участники
гражданских правоотношений, осложненных
"иностранным элементом"1.
Под иностранным элементом понимаются
имущественные отношения, где субъектом
выступает сторона, имеющая иностранное
подданство; субъекты принадлежат одному
государству, а объект находится за границей;
возникновение, изменение или прекращение
отношений, связанных с юридическим фактом,
имеющим место за границей.
К числу субъектов международного частного
права относятся:
1) физические лица (граждане; лица без
гражданства - апатриды; иностранные граждане;
лица, имеющие двойное гражданство - бипатриды);
2) юридические лица (государственные организации,
частные фирмы, предприятия, научно-исследовательские
и иные организации);
3) государства;
4) нации и народы, борющиеся за свободу
и независимость, и создание собственной
государственности в лице своих руководящих
органов (к их числу относится, например,
Организация Освобождения Палестины);
5) международные межправительственные
организации;
6) государственно-подобные образования,
являющиеся субъектами международного
публичного права (к ним относятся вольные
города и Ватикан - резиденция
главы римско-католической церкви)2.
Физические и юридические лица, как субъекты
международного частного права являются
участниками правоотношений по МЧП независимо
от того, кто является другой стороной
в правоотношении: МЧП будет регулировать
отношения как между двумя физическими
или между двумя юридическими лицами,
так и между физическим или юридическим
лицом, с одной стороны, и государством
или другим субъектом международного
публичного права - с другой.
Государства; нации и народы, борющиеся
за независимость и создание собственной
государственности; международные межправительственные
организации; государственно-подобные
образования, как субъекты МЧП только
тогда будут входить в состав правоотношения,
регулируемого нормами МЧП, когда будет
выполнено следующее условие: контрагентом
по сделке (или другой стороной в правоотношении)
будет физическое, либо юридическое лицо.
Правоотношения, в которых участниками
являются два государства, или две межправительственные
организации, или государство и межправительственная
организация, не будут регулироваться
нормами МЧП. Они будут находиться в сфере
действия международного публичного нрава.
Следовательно, если в правоотношении
с одной стороны участвует субъект международного
публичного права, то другой стороной
для того, чтобы правоотношение регулировалось
нормами МЧП, может быть только физическое
либо юридическое лицо.
В моей работе
будут рассмотрены основные субъекты
МЧП, которые имеют свое правовое положение,
их я рассмотрю ниже, раскрыв специальные
юридические категории. Для физических
лиц такими категориями будут дееспособность
и правоспособность; для юридических -
личный статус и "национальность";
при характеристике субъектов международного
публичного права категориями, раскрывающими
особенности их участия в гражданско-правовых
отношениях международного характера,
являются государственный суверенитет,
суверенитет народов и наций.
2.Государство как субъект международного частного права.
В отличие от физических и юридических
лиц ("полноправных" субъектов МЧП),
государство, как уже было отмечено, будет
субъектом МЧП только при участии с другой
стороны в сделке физического или юридического
лица. Это не значит, что государство с
государством не может заключить договор
купли-продажи или любые другие договоры.
Важно понимать, что межгосударственное
общение определяется нормами международного
публичного права. В случае возникновения
спора, он будет решаться, например, в соответствии
со ст. 33 Устава ООН в Международном Суде
ООН, который рассматривает межгосударственные
споры. Применимым будет международное
публичное право, при этом сам вопрос о
выборе "компетентной" национальной
правовой системы не возникнет.
Участие государства в отношениях, регулируемых
МЧП, имеет свою специфику. Это связано
с особой природой и сущностью государства
- обладанием государственным суверенитетом
как признаком, характеризующим государство.
Государственный суверенитет означает
верховенство государства в решении всех
внутренних и внешних вопросов в пределах
своей территории и компетенции, независимость
одного государства от другого в решениях,
действиях, ответственности, правовом
регулировании. Независимость лежит в
основе принципа суверенного равенства
государств, который закреплен в Уставе
ООН и ряде других международных соглашений
как один из основных общепризнанных принципов
международного права.
В
силу суверенного равенства каждое государство
пользуется международным иммунитетом
- изъятием из-под действия национальной
правовой системы. Различают несколько
видов иммунитета государств6:
* судебный иммунитет (неподсудность одного
государства судам другого государства);
* иммунитет от предварительного обеспечения
иска (невозможность наложения ареста
на государственную собственность или
запрещения совершать определенные действия
государственным органам иностранного
государства в порядке обеспечения исковых
требований);
* иммунитет от исполнения судебных решений
(невозможность принудительного исполнения
решения, вынесенного в отношении иностранного
государства или государственных органов);
* иммунитет государственной собственности
(означает неприкосновенность государственного
имущества: в отношении государственного
имущества в мирное время не могут быть
применены какие-либо меры по изъятию,
национализации со стороны другого государства).
Вышеперечисленные виды иммунитетов обладают
общей чертой: необходимостью получить
согласие государства для осуществления
определенных действий со стороны другого
государства. Без согласия государства
весьма затруднительно привлечь его в
качестве ответчика к участию в судебном
разбирательстве, или наложить арест на
имущество, или принудительно исполнить
решение.
До настоящего времени нормы, регулирующие
вопросы иммунитета государств, ещё не
нашли своего закрепления в международной
конвенции, хотя проект статей о юрисдикционных
иммунитетах государств и их собственности
уже был подготовлен и принят Комиссией
международного права ООН в 1991 году. Иммунитеты
государств применяются пока на основе
международных обычаев.
Для
преодоления иммунитетного "барьера"
физические и юридические лица, вступающие
в отношения с государством, должны предусматривать
в соответствующих международных контрактах,
заключаемых с иностранными государствами,
специальные положения, в которых государство
- участник сделки принимает на себя обязательство
отказа от судебного иммунитета (или иммунитета
в отношении предварительного обеспечения
иска, или иммунитета от судебного исполнения
решения).
Участие Российской Федерации в гражданско-правовых
отношениях закреплено и главе 5 ГК РФ.
Учитывая, что в ч.4 п.1 ст.2 ГК РФ содержится
общая норма, распространившая гражданское
законодательство РФ на отношения с участием
иностранных граждан, лиц без гражданства
и иностранных юридических лиц, правила,
закрепленные в главе пятой, следует распространять
и на участие РФ в гражданско-правовых
отношениях международного характера.
От имени Российской Федерации в гражданских
правоотношениях могут выступать органы
государственной власти в соответствии
с компетенцией, определенной соответствующими
нормативными актами. Согласно Конституции
РФ, органами государственной власти являются
Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство
Российской Федерации, а также федеральные
органы исполнительной власти (федеральные
министерства, государственные комитеты,
федеральные службы, департаменты и другие
органы). Таким образом, если Министерство
внешнеэкономических связей Российской
Федерации заключает договор международной
купли-продажи с австрийской фирмой; то
участником договора является государство
- Российская Федерация со всеми вытекающими
юридическими последствиями.
Помимо Российской Федерации, в гражданских
правоотношениях, осложненных иностранным
элементом, могут участвовать: 1) субъекты
РФ, к которым относятся республики, входящие
в состав РФ, края, области, Москва и Санкт-Петербург
как города федерального значения, автономные
области и автономные округа; 2) городские,
сельские поселения и другие муниципальные
образования.
При этом законодательство РФ содержит
генеральную норму об отказе, как самого
государства - Российской Федерации, так
и субъектов РФ и муниципальных образований,
обладающих публичной властью, от иммунитета
в сфере гражданских правоотношений. Эта
норма содержится в п.1 ст. 124 ГК РФ, включающем
положение о том, что указанные субъекты
выступают в отношениях, регулируемых
гражданским законодательством, на равных
началах с иными участниками гражданами
и юридическими лицами.
К таким специфическим субъектам гражданского
права, как Российская Федерация, субъекты
РФ и муниципальные образования, для которых
занятие предпринимательской (или хозяйственной
без извлечения прибыли) деятельностью
является скорее исключением, чем осуществлением
их функционального назначения, в гражданском
законодательстве (прежде всего в ГК) установлены
специальные нормы, посвященные регулированию
отношений с их участием. Это нормы о праве
государственной и муниципальной собственности,
о приватизации государственного и муниципального
имущества и другие. Содержащиеся в них
правила регулируют все гражданские правоотношения,
в том числе и составляющие предмет МЧП.
Нормой, специально посвященной регулированию
гражданских отношений с участием иностранных
юридических лиц, граждан и государств,
является ст. 127 ГК РФ. Содержащееся в ней
положение является отсылочным и содержит
правило о том, что особенности ответственности
Российской Федерации и субъектов РФ в
международных гражданско-правовых отношениях
определяются законом об иммунитете государства
и его собственности.
К сожалению, пока в России такой закон
ещё не принят. Однако в уже принятые в
последние годы российские законы включены
специальные нормы об иммунитете государства.
Так, например, в Федеральном Законе "О
соглашениях о разделе продукции" 1995г.
в ст.23 содержится положение о том, что
в соглашениях, заключаемых с иностранными
гражданами и иностранными юридическими
лицами, может быть предусмотрен отказ
Российской Федерации от судебного иммунитета,
иммунитета в отношении предварительного
обеспечения иска и исполнения судебного
решения.
Аналогичная норма закреплена в п.30 Соглашения
между Российской Федерацией и "Сахалин
Энерджи Инвестмент Компани, Лтд" "О
разработке Пильтун-Астохского и Лунского
месторождений нефти и газа на условиях
раздела продукции" от 22 июня 1994г. Интересен
тот факт, что это Соглашение было заключено
на полтора года раньше, чем был принят
сам Закон "О соглашениях о разделе
продукции" 1995г.7
В заключение исследования вопроса об
участии государства в гражданских правоотношениях
международного характера следует сказать,
несколько слов о деятельности торговых
представительств, которые до недавнего
времени в полном объеме, а с 1996 года значительно
сократившись в количестве, представляют
за рубежом интересы российского государства
в области внешнеэкономической деятельности.
Торговое представительство имеет статус
государственного органа, следовательно,
обладает международным иммунитетом со
всеми особенностями, присущими государству.
Постановлением Правительства РФ от 26
августа 1996г. с целью "оптимизации системы
управления внешнеэкономическими связями
Российской Федерации" было принято
решение о ликвидации торговых представительств.
Их насчитывалось около 130, а после указанного
акта осталось 47. Впоследствии планируется
оставить не более 20 торговых представительств.
Не вдаваясь подробно в политическую и
экономическую оценку указанного реформирования
(которое, к сожалению, порождает структурный
кризис, не изменяя модели внешнеэкономических
связей России), следует лишь, обратить
внимание на действие Положения о торговых
представительствах СССР за границей
1989г., которое до настоящего времени сохраняет
силу и регулирует деятельность оставшихся
торговых представительств.
3.Международная межправительственная организация как субъект международного частного права
Международные межправительственные
организации (ММО), относясь к субъектам
международного публичного права, большей
частью вступают в отношения не гражданско-правового
характера. Их участие в сделках, так же,
как и участие государства в отношениях,
регулируемых МЧП, возможно лишь при условии
участия со стороны "контрагента"
физического или юридического лица.
В процессе своей деятельности ММО заключают
различного рода договоры, о посредующие
их существование и исполнение уставных
целей. Так, например, они могут заключать
договоры об аренде помещения, купли-продажи
товаров и оборудования, договоры подряда,
маркетинга и другие.
Особенно показательно участие в гражданско-правовых
отношениях международных межправительственных
организаций системы ООН. Секретариатом
ООН были разработаны специальные правила
по заключению контрактов и представлены
типовые договоры, предусматривающие
определенную процедуру заключения контрактов.
Помимо
участия в качестве субъекта МЧП, международные
межправительственные организации (специализированные
учреждения) ООН оказывают активное содействие
в развитии МЧП. Так, в системе ООН функционирует
Комиссия по праву международной торговли
(ЮНСИТ-РАЛ), в рамках которой был разработан
целый ряд проектов международных конвенций
(в том числе, о международных чеках, о
международных простых и переводных векселях).
Коллизионным вопросом, возникающим в
связи с деятельностью ММО, является выбор
применимого права при регулировании
гражданско-правовой сделки. Этот выбор
может касаться как формы сделки, так и
установления ее содержания. Как правило,
эти вопросы решаются в договорах, заключаемых
ММО с юридическими и физическими лицами,
участвующими в сделке.
Выбор правового
регулирования имеет место и при взаимоотношениях
ММО с государствами, на территории которых
находятся соответствующие штаб-квартиры
этих организаций. С одной стороны, налицо
взаимодействие двух субъектов международного
публичного права, которое должно регулироваться
международным публичным правом - соответствующими
международными договорами.
С другой стороны,
многие вопросы гражданско-правового
характера не регламентированы ни во внутренних
нормах ММО, ни в международных договорах.
Это обстоятельство делает необходимым
решать вопросы, являющиеся специфическими
и существующие в рамках МЧП: в частности,
делать выбор компетентного правопорядка.
В договорах, заключаемых
ММО с государством, содержится отсылка
к применимому праву. Очень часто таким
правом "объявляется" национальное
право государства места нахождения штаб-квартиры
организации. Так, например, Международной
Организацией Труда, Всемирной Организацией
Здравоохранения в 1940-60-е годы были заключены
договоры на аренду зданий в Женеве. В
договорах содержалась, норма, указывающая,
что рассмотрение споров будет осуществляться
по швейцарскому праву. Аналогичные ссылки
на национальное право имеются в договорах
МВФ и штата Нью-Йорк, ЮНЕСКО и французского
правительства.
Однако это правило действует не всегда,
поскольку ММО, обладая международным
иммунитетом, часто не считают нужным
"зависеть" от конкретной правовой
системы. При таком решении вопроса применимым
будет "комплексное" право: некоторые
правоотношения будут регулироваться
по-прежнему национальным правом страны
пребывания штаб-квартиры организации;
другие - внутренними правилами, выработанными
самой организацией.
Заключение
Тему своей работы, я считаю актуальной,
так как субъекты занимают центральное
положение не только в международном
частном праве, но и в праве
вообще.
Международное частное право тесно связано
с международным публичным правом, поскольку
отношения между субъектами внутреннего
права существуют в международной жизни.
Субъект в целом определяется как носитель
прав и обязанностей, возникших в соответствии
с общими нормами МЧП, либо международно-правовыми
предписаниями.
При изучении темы своей работы, я выяснила,
что нормами МЧП регулируются имущественные,
личные неимущественные, семейные, трудовые
и процессуальные права субъектов. Имущественные
и личные неимущественные права иностранцы
имеют наравне с российскими гражданами,
а российские наравне с иностранцами,
если это не противоречит закону.
Для государства, как субъекта МЧП в пределах
своей юрисдикции устанавливаются собственные
правила регулирования, т.е. регламентация
одинаковых отношений в какой бы то ни
было области внутригосударственного
права имеет свое специфическое регулирование
в законодательстве разных государств.
В настоящее время
развитие сотрудничества между субъектами
МЧП, ведет к необходимости усовершенствовать
нормы МЧП, преодолению коллизий.
Список
используемой литературы.
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ ч.1.
3. Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях
в РСФСР" от 4.07.91 (с изменениями и дополнениями).
4. Ануфриева Л.П. Международное частное
право Т.1. Общая часть. М., 2000
5. Богуславский М.М. Международное частное
право: Учебник 2-е изд., перераб. и доп.
М.: Международные отношения, 1994
6. Звеков В.П. Международное частное право
М., 2000
7. Ушаков Н.А. Режим наибольшего благоприятствования
в международных отношениях. М., 1995.