Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:10, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей исполнительной власти, как части механизма государственного регулировании, является обеспечение непосредственной реализации, установленного правопорядка. В общем виде исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия в установленном порядке.

Содержание

1. Общая характеристика понятия исполнительная власть, ее признаки, функции и органы, которыми она осуществляется……………………………………………….2
2. Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане……………………………………………………………………………...7
§ 2.1. Общая характеристика структуры исполнительной власти в Италии и Казахстане………………………………………………………………………..7
§ 2.2. Сравнительная характеристика полномочий, порядка замещения должности и ответственности президентов Италии и Казахстана………….9
§ 2.3. Сравнительная характеристика полномочий порядка формирования и ответственности Правительства Италии и Казахстана……………………15
4. Общая характеристика государственных органов осуществляющих исполнительную власть в Италии и Казахстане и Российской Федерации, их полномочия и функции………………………………………………………….…19
5. Список использованной литературы……………………………………………...21

Работа содержит 1 файл

!КПЗС.doc

— 113.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Общая характеристика  понятия исполнительная власть, ее признаки, функции и органы, которыми она осуществляется……………………………………………….2

2. Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане……………………………………………………………………………...7

§ 2.1. Общая характеристика структуры исполнительной власти в  Италии и Казахстане………………………………………………………………………..7

§ 2.2. Сравнительная характеристика полномочий, порядка замещения должности  и ответственности президентов  Италии и Казахстана………….9

§ 2.3. Сравнительная характеристика полномочий порядка формирования  и ответственности Правительства Италии и Казахстана……………………15

4. Общая характеристика государственных органов осуществляющих исполнительную власть в Италии и Казахстане и Российской Федерации, их полномочия и функции………………………………………………………….…19

5. Список использованной  литературы……………………………………………...21

 

 

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ОРГАНЫ, КОТОРЫМИ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

 

Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление соответствующими органами собственных функций, относительная независимость при их реализации.

Исполнительная  власть представляет собой совокупность государственных полномочий по реализации норм права, управлению государственными делами, такими как подзаконное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления и другие. Основной задачей исполнительной власти, как части механизма государственного регулировании, является обеспечение непосредственной реализации, установленного правопорядка. В общем виде исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия в установленном порядке. К ним относятся президент или монарх (в президентских республиках или абсолютных монархиях), правительство, министерства и ведомства, органы муниципального управления, государственные учреждения и проч. Вся система является сложной взаимосвязанной иерархической структурой, включающую в себя множество инстанций различного уровня и наделенных соответствующими полномочиями.

Традиционно выделяют следующие основные, общие признаки исполнительной власти:

  • Самостоятельность – исполнительная власть является самостоятельной ветвью единой государственной власти;
  • Подзаконный характер деятельности – по отношению к представительной (законодательной) власти;
  • Осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления, наделенными властными полномочиями;
  • Обладает предметно-функциональной самостоятельностью;
  • Обладает пространственным единством, т. е. осуществляется на всей территории государства;
  • Деятельность исполнительной власти является исполнительно-распорядительной, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества и носит постоянный, непрерывный во времени характер;
  • Является исключительным обладателем материальных ресурсов и властных полномочий принудительного характера.

Основной целью исполнительной власти является в качественное выполнение задач и функций государственного управления. Под функциями той или иной ветви власти понимают основные направления ее деятельности, ту социально и общественно значимую роль, которую указанный институт играет в системе органов государственной власти. К функциям исполнительной власти относятся:

  • Исполнительная (правоприменительная), т.е. исполнения нормативных правовых актов государства;
  • Правозащитная, т.е. соблюдения и защита прав и свобод человека и гражданина;
  • Социально-экономическая, т.е. создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;
  • Функция обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;
  • Регулирующая, в рамках которой осуществляются многие функции государственного управления: руководство, контроль, координация, планирование, учет, прогнозирование и т.д.;
  • Нормотворческая, в соответствии с которой органы исполнительной власти наделены полномочиями по частичному нормативно-правовому регулированию некоторых общественных отношений. Указанная функция не является характерной для рассматриваемой ветви власти, но является необходимой для эффективного осуществления иных функций;
  • Охранительная (юрисдикционная), означающая, что органы исполнительной власти законодательно наделены полномочиями по применению к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в установленных законом случаях.

Несмотря на наличие общих черт, присущих исполнительной власти вообще на практике формы ее реализации и функционирования отличаются в различных странах.

Выделяют две  основанные формы правления –  республика и монархия. Основные различия заключаются в порядке замещения и осуществления и объема своих полномочий у главы государства и иных органов государственной власти:

  1. в республике это выборный глава (чаще всего президент), избираемый гражданами непосредственно либо через систему «выборщиков» или иным способом на определенный срок. Президент при этом является высшим должностным лицом, чаще всего возглавляющим и формирующим высшие органы исполнительной власти. Полномочия высшего должностного лица прекращаются в момент истечения срока, на который указанное лицо было избрано либо в случае отрешения от должности (процедура импичмента);
  2. в монархии руководителем государства является монарх, замещение должности осуществляется в порядке престолонаследия. Срок полномочий не ограничен по времени. При этом монарх может не только возглавлять исполнительную власть, но быть сосредоточением всех властей (издавать законы, осуществлять исполнительные функции и быть высшим судебным органом).

В зависимости  от той или иной формы правления исполнительная власть может принадлежать либо главе государства и правительству, либо только главе государства, президенту, (например США), правительству (Италия). Указанные лица наделяют соответствующими полномочиями органы и должностных лиц низшего уровня в соответствии с иерархической структурой государственных органов конкретного государства. Следует отметить что, часто встречаются ситуации, когда глава государства (монарх или президент в зависимости от формы правления) формально обладает исполнительной властью, но на практике ее осуществляет правительство или иной орган. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

Во многих европейских странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, лишь в виде символа государственности и истории (например, Великобритания).

Следует отметить, что отнюдь не везде президент является главой исполнительной власти. Существует тенденция отделения главы государства от исполнительной власти в парламентских и в полупрезидентских республиках. Не лишены смысла, выдвигающиеся идеи особой президентской власти, арбитражных функций президента по отношению к другим институтам государственной власти.

В президентских  и полупрезидентских республиках  создаются особые должности премьер-министров, которым передаются некоторые функции президента как главы правительства (президент при этом лишь формально возглавляет правительство). Нередки случаи и обратного соотношения, когда высшее должностное лицо реально руководит, а должность премьера является формальной и его функции сводятся лишь к процедурному руководству деятельности правительства.

На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов, местные правительства, представительные органы и проч. При этом лица, возглавляющие исполнительную власть на местах избираются гражданами (либо не посредственно, либо через систему «выборщиков») либо назначаются высшими государственными органами либо назначаются местными представительными органами из кандидатов предложенных главой государства.

Система органов исполнительной власти (в отличие от законодательной и судебной ветвей государственной власти), как уже было сказано выше, составляет единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только законодательство и подзаконные акты, но и указания вышестоящих органов или должностных лиц, акты нижестоящих органов имеют меньшую юридическую силу, не могут противоречить вышестоящим и могут быть отменены.

Министерства и ведомства  являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию  в определенных сферах государственного управления.

Внутри министерств создаются  дирекции, управления, департаменты, отделы. Ими руководят назначаемые министром  начальники.

 

2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ИТАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ

 

§ 2.1. Общая характеристика структуры  исполнительной власти в Италии и  Казахстане

 

Сравнительный анализ исполнительной власти в Италии и Казахстане начнем с выявления  формы правления указанных государств.

Согласно статье 2 Конституции1 республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.

В соответствии со статьей 1 Конституции Италия является – демократической республикой. При этом в конституции Италии нет прямого указания на конкретную разновидность формы правления.

Итальянская конституция не содержит прямого указания на разделение властей, однако проводится четкое распределение соответствующих функций между органами государственной власти. Исполнительную власть в Итальянской республике осуществляет Президент республики, Правительство, министры, органы исполнительной власти областей, провинций и коммун.

Исполнительную  власть в Республике Казахстан так  же, как и в Италии осуществляют Президент, Правительство, органы исполнительной власти на местах. Согласно части 1 статьи 64 Конституции Казахстана Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи во всей своей деятельности полностью ответственно перед президентом и им же формируется (часть 1 статьи 65 Конституции Казахстана).

Правительство Италии состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров2. В отличие от Казахстана, в Италии функции президента при формировании Правительства сводятся к «назначению» Председателя Совета министров и, по его предложению министров.

Особые полномочия в области исполнительной власти Италии принадлежат Председателю Совета министров. Согласно статье 95 Конституции  Италии он руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Председатель Совета министров поддерживает единство политического и административного направлений, поощряя и координируя деятельность министерств.

Более подробная  сравнительная характеристика полномочий, порядка осуществления функций и ответственность высших органов исполнительной власти в Казахстане и Италии будет проведена ниже.

 

§ 2.2. Сравнительная  характеристика полномочий, порядка замещения должности и ответственности президентов Италии и Казахстана

 

Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и  внешней политики государства и  представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. На президента возложены функции по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.

Срок полномочий президента республики Казахстан составляет пять лет. Президент избирается совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент Италии, являющийся главой государства, избирается Парламентом республики на совместном заседании обеих его палат  на семилетний срок, что характеризует форму правления в Италии как парламентскую республику. В выборах участвуют по три делегата от каждой области. Избрание президента осуществляется за тридцать дней до истечения срока полномочий действующего президента. Выборы проходят по мажоритарной системе квалифицированного большинства: выбранным считается кандидат, получивший две трети голосов от числа членов заседания.

Полномочия Президента Казахстана перечислены в статье 44 Конституции, к которым относятся:

  • обращение с ежегодным посланием к народу Казахстана;
  • назначение очередных и внеочередных выборов в Парламент Республики и его палаты; созыв первой сессию Парламента и принятие присяги его депутатов народу Казахстана; созыв внеочередной сессии Парламента; подписание и обнародование представленного Сенатом Парламента закона либо возвращение закона или отдельных его статей для повторного обсуждения и голосования;
  • после консультаций с фракциями политических партий, представленных в нижней палате Парламента, внесение на рассмотрение для дачи согласия кандидатуру Премьер-министра Республики; освобождение его от должности; по представлению Премьер-министра определение структуры Правительства Республики, образование, упразднение и реорганизация центральных исполнительных органов Республики, не входящих в состав Правительства, принятие присяги членов Правительства; председательствование на заседаниях Правительства по особо важным вопросам; поручение Правительству внесения законопроекта в Парламент; отмена либо приостановление полностью или частично действие актов Правительства и Премьер-министра Республики, руководителей исполнительной власти субъектов, городов республиканского значения и столицы.
  • с согласия Сената Парламента назначение на должности Председателя Национального Банка, Генерального Прокурора и Председателя Комитета национальной безопасности, освобождение их от должностей;
  • образование, упразднение и реорганизация государственных органов, непосредственно подчиненных и подотчетных Президенту Республики, назначение на должности и освобождение от должностей их руководителей;
  • назначение и отзыв глав дипломатических представительств Республики;
  • назначение на должность сроком на пять лет Председателя и двух членов Центральной избирательной комиссии, Председателя и двух членов Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета;
  • утверждение государственные программы Республики;
  • по представлению Премьер-министра Республики утверждение единой системы финансирования и оплаты труда работников для всех органов, содержащихся за счет государственного бюджета Республики;
  • принятие решения о проведении республиканского референдума;
  • ведение переговоров и подписание международных договоров Республики; подписание ратификационных грамот; принятие верительных и отзывных грамот аккредитованных при нем дипломатических и иных представителей иностранных государств;
  • является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Республики, назначает на должность и освобождает от должности высшее командование Вооруженных Сил;
  • награждает государственными наградами Республики, присваивает почетные, высшие воинские и иные звания, классные чины, дипломатические ранги, квалификационные классы;
  • решение вопросов гражданства Республики, предоставления политического убежища;
  • осуществление помилования граждан;
  • введение на всей территории Казахстана и в отдельных его местностях чрезвычайного положения, принимает решение о применении Вооруженных Сил Республики, с незамедлительным информированием об этом Парламента Республики;
  • в случае агрессии против Республики либо непосредственной внешней угрозы ее безопасности вводит на всей территории Республики или в отдельных ее местностях военное положение, объявляет частичную или общую мобилизацию и незамедлительно информирует об этом Парламент Республики;
  • формирование подчиненных ему Службу охраны Президента Республики и Республиканскую гвардию;
  • назначение на должность и освобождает от должности Государственного секретаря Республики Казахстан, определение его статуса и полномочий; формирует Администрацию Президента Республики;
  • образует Совет Безопасности и иные консультативно-совещательные органы, а также Ассамблею народа Казахстана и Высший Судебный Совет;

Информация о работе Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане