Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 02:10, курсовая работа
Основной задачей исполнительной власти, как части механизма государственного регулировании, является обеспечение непосредственной реализации, установленного правопорядка. В общем виде исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия в установленном порядке.
1. Общая характеристика понятия исполнительная власть, ее признаки, функции и органы, которыми она осуществляется……………………………………………….2
2. Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане……………………………………………………………………………...7
§ 2.1. Общая характеристика структуры исполнительной власти в Италии и Казахстане………………………………………………………………………..7
§ 2.2. Сравнительная характеристика полномочий, порядка замещения должности и ответственности президентов Италии и Казахстана………….9
§ 2.3. Сравнительная характеристика полномочий порядка формирования и ответственности Правительства Италии и Казахстана……………………15
4. Общая характеристика государственных органов осуществляющих исполнительную власть в Италии и Казахстане и Российской Федерации, их полномочия и функции………………………………………………………….…19
5. Список использованной литературы……………………………………………...21
СОДЕРЖАНИЕ
1. Общая характеристика
понятия исполнительная власть,
ее признаки, функции и органы, которыми она осуществляется…………………………………………
2. Сравнительная характеристика
органов исполнительной власти в Италии
и Казахстане……………………………………………………
§ 2.1. Общая характеристика
структуры исполнительной власти в
Италии и Казахстане………………………………………………
§ 2.2. Сравнительная характеристика полномочий, порядка замещения должности и ответственности президентов Италии и Казахстана………….9
§ 2.3. Сравнительная характеристика полномочий порядка формирования и ответственности Правительства Италии и Казахстана……………………15
4. Общая характеристика государственных
органов осуществляющих исполнительную
власть в Италии и Казахстане и Российской
Федерации, их полномочия и функции………………………………………………………….
5. Список использованной
литературы……………………………………………...
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ, ЕЕ ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ И ОРГАНЫ, КОТОРЫМИ ОНА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей означает самостоятельное осуществление соответствующими органами собственных функций, относительная независимость при их реализации.
Исполнительная власть представляет собой совокупность государственных полномочий по реализации норм права, управлению государственными делами, такими как подзаконное регулирование, внешнеполитическое представительство, осуществление административного управления и другие. Основной задачей исполнительной власти, как части механизма государственного регулировании, является обеспечение непосредственной реализации, установленного правопорядка. В общем виде исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих вышеуказанные полномочия в установленном порядке. К ним относятся президент или монарх (в президентских республиках или абсолютных монархиях), правительство, министерства и ведомства, органы муниципального управления, государственные учреждения и проч. Вся система является сложной взаимосвязанной иерархической структурой, включающую в себя множество инстанций различного уровня и наделенных соответствующими полномочиями.
Традиционно выделяют следующие основные, общие признаки исполнительной власти:
Основной целью исполнительной власти является в качественное выполнение задач и функций государственного управления. Под функциями той или иной ветви власти понимают основные направления ее деятельности, ту социально и общественно значимую роль, которую указанный институт играет в системе органов государственной власти. К функциям исполнительной власти относятся:
Несмотря на наличие общих черт, присущих исполнительной власти вообще на практике формы ее реализации и функционирования отличаются в различных странах.
Выделяют две основанные формы правления – республика и монархия. Основные различия заключаются в порядке замещения и осуществления и объема своих полномочий у главы государства и иных органов государственной власти:
В зависимости от той или иной формы правления исполнительная власть может принадлежать либо главе государства и правительству, либо только главе государства, президенту, (например США), правительству (Италия). Указанные лица наделяют соответствующими полномочиями органы и должностных лиц низшего уровня в соответствии с иерархической структурой государственных органов конкретного государства. Следует отметить что, часто встречаются ситуации, когда глава государства (монарх или президент в зависимости от формы правления) формально обладает исполнительной властью, но на практике ее осуществляет правительство или иной орган. В полупрезидентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.
Во многих европейских странах монарх лишен конституцией полномочий исполнительной власти или утратил их на практике, оставаясь главой государства, как правило, лишь в виде символа государственности и истории (например, Великобритания).
Следует отметить, что отнюдь не везде президент является главой исполнительной власти. Существует тенденция отделения главы государства от исполнительной власти в парламентских и в полупрезидентских республиках. Не лишены смысла, выдвигающиеся идеи особой президентской власти, арбитражных функций президента по отношению к другим институтам государственной власти.
В президентских
и полупрезидентских
На местах исполнительную власть осуществляют главы субъектов, местные правительства, представительные органы и проч. При этом лица, возглавляющие исполнительную власть на местах избираются гражданами (либо не посредственно, либо через систему «выборщиков») либо назначаются высшими государственными органами либо назначаются местными представительными органами из кандидатов предложенных главой государства.
Система органов исполнительной власти (в отличие от законодательной и судебной ветвей государственной власти), как уже было сказано выше, составляет единую вертикаль: нижестоящие должностные лица и органы подчинены вышестоящим, обязаны исполнять не только законодательство и подзаконные акты, но и указания вышестоящих органов или должностных лиц, акты нижестоящих органов имеют меньшую юридическую силу, не могут противоречить вышестоящим и могут быть отменены.
Министерства и ведомства являются отраслевыми органами исполнительной власти, имеющими специальную компетенцию в определенных сферах государственного управления.
Внутри министерств создаются
дирекции, управления, департаменты, отделы.
Ими руководят назначаемые
2. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ В ИТАЛИИ И КАЗАХСТАНЕ
§ 2.1. Общая характеристика структуры исполнительной власти в Италии и Казахстане
Сравнительный
анализ исполнительной власти в Италии
и Казахстане начнем с выявления
формы правления указанных
Согласно статье 2 Конституции1 республика Казахстан является унитарным государством с президентской формой правления.
В соответствии со статьей 1 Конституции Италия является – демократической республикой. При этом в конституции Италии нет прямого указания на конкретную разновидность формы правления.
Итальянская конституция не содержит прямого указания на разделение властей, однако проводится четкое распределение соответствующих функций между органами государственной власти. Исполнительную власть в Итальянской республике осуществляет Президент республики, Правительство, министры, органы исполнительной власти областей, провинций и коммун.
Исполнительную власть в Республике Казахстан так же, как и в Италии осуществляют Президент, Правительство, органы исполнительной власти на местах. Согласно части 1 статьи 64 Конституции Казахстана Правительство осуществляет исполнительную власть, возглавляет систему исполнительных органов и осуществляет руководство их деятельностью. При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи во всей своей деятельности полностью ответственно перед президентом и им же формируется (часть 1 статьи 65 Конституции Казахстана).
Правительство Италии состоит из Председателя Совета и из министров, которые вместе образуют Совет министров2. В отличие от Казахстана, в Италии функции президента при формировании Правительства сводятся к «назначению» Председателя Совета министров и, по его предложению министров.
Особые полномочия в области исполнительной власти Италии принадлежат Председателю Совета министров. Согласно статье 95 Конституции Италии он руководит общей политикой Правительства и несет за нее ответственность. Председатель Совета министров поддерживает единство политического и административного направлений, поощряя и координируя деятельность министерств.
Более подробная сравнительная характеристика полномочий, порядка осуществления функций и ответственность высших органов исполнительной власти в Казахстане и Италии будет проведена ниже.
§ 2.2. Сравнительная характеристика полномочий, порядка замещения должности и ответственности президентов Италии и Казахстана
Президент Республики Казахстан является главой государства, его высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики государства и представляющим Казахстан внутри страны и в международных отношениях. На президента возложены функции по обеспечению согласованного функционирования всех ветвей государственной власти и ответственность органов власти перед народом.
Срок полномочий президента республики Казахстан составляет пять лет. Президент избирается совершеннолетними гражданами Республики на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Президент Италии, являющийся главой государства, избирается Парламентом республики на совместном заседании обеих его палат на семилетний срок, что характеризует форму правления в Италии как парламентскую республику. В выборах участвуют по три делегата от каждой области. Избрание президента осуществляется за тридцать дней до истечения срока полномочий действующего президента. Выборы проходят по мажоритарной системе квалифицированного большинства: выбранным считается кандидат, получивший две трети голосов от числа членов заседания.
Полномочия Президента Казахстана перечислены в статье 44 Конституции, к которым относятся:
Информация о работе Сравнительная характеристика органов исполнительной власти в Италии и Казахстане