Глава 1.
Концепция
всеобъемлющей международной
безопасности.
Всеобъемлющая система
международной безопасности, выдвинутая
на XXVII съезде КПСС, представляет собой
новый подход к проблеме обеспечения международной
безопасности, основанной на Уставе ООН.
Эта новая концепция
международной безопасности не заменяет
собой международную безопасность,
основанную на Уставе ООН, а дополняет
ее и сама основывается на принципах
Устава ООН. Традиционная международная
безопасность получила название коллективной
безопасности, которая является определенной
системой взаимоотношений государств
в целях поддержания международного мира
и безопасности, регламентируемых принципами
и нормами Устава ООН. Эта коллективная
безопасность, согласно советской теории
международного права включает в себя:
1) основные принципы международного права
( запрещение применения силы или угрозы
силой, мирное решение споров, суверенное
равенство государств, территориальная
целостность, невмешательство и др.); 2)
процедуры мирного решения споров; 3) коллективные
действия для предотвращения и устранения
угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии;
4) полномочия Генеральной Ассамблеи и
Совета Безопасности ООН по рассмотрению
вопросов разоружения и ограничения вооружений.
Таково традиционное понимание коллективной
безопасности по Уставу ООН. Кроме того,
Устав ООН содержит также целую главу
об экономическом и социальном сотрудничестве
государств.
Таким образом, в
Уставе ООН вместе с коллективной
безопасностью заложены некоторые
основы для всеобъемлющей безопасности
в военной и политической сферах,
а также в какой-то степени
и в экономической и социальных
сферах. Однако эти основы изложены
в весьма общем плане, если рассматривать
их с точки зрения всеобъемлющей международной
безопасности. Например, полномочия Генеральной
Ассамблеи и Совета Безопасности по вопросам
разоружения и ограничения вооружений
представлены весьма односложно, что,
в общем, не мешает этим органам осуществлять
свои функции в указанной области, но реальный
процесс принятия мер по разоружению проходит
не в данных органах ООН, а на многосторонних
и двусторонних переговорах непосредственно
заинтересованных государств. Некоторые
принципы, входящие во вторую, политическую
сферу всеобъемлющей международной безопасности,
существует в различных частях Устава
ООН также в самой общей форме. Международное
экономическое и социальное сотрудничество
по Уставу ООН имеет весьма скромную связь
с необходимостью установления «мирных
и дружественных отношений между нациями».
Таким образом, Устав ООН содержит некоторые
основы для построения всеобъемлющей
международной безопасности по всем ее
четырем сферам.
Вместе с тем
в Уставе ООН не упоминаются такие
проблемы, как запрещение ядерного
оружия и других средств массового
уничтожения, недопущение гонки
вооружений в космосе, предотвращение
внезапного нападения и международного
терроризма, перестройка международных
экономических отношений, международное
сотрудничество по конкретным вопросам
прав человека и др. В этом плане
содержащиеся в Уставе ООН основы
являются лишь отправной точкой для
движения вперед и достижения новых
соглашений на пути к всеобъемлющей
международной безопасности.
Практика ООН шла
именно по пути выработки новых соглашений
и рекомендаций по различным конкретным
вопросам международных отношений,
в том числе касающимся международной
безопасности. Нормы этих соглашений
и рекомендаций создают второй, относительно
Устава ООН, более конкретный слой международного
правопорядка, который целиком основывается
на целях и принципах Устава ООН.
Следовательно, уже существует процесс
создания более конкретного, чем
зафиксированный в Уставе ООН,, международного
правопорядка. Кроме того, и в ряде положений
Устава ООН прямо или косвенно предусматривается
возможность такого развития.
В естественный процесс
становления более конкретного
международного правопорядка также
естественно вписывается концепция
создания всеобъемлющей международной
безопасности. Эта концепция, во-первых,
так же как и другие соглашения
и рекомендации, основывается на целях
и принципах Устава ООН; во-вторых,
выделяет некоторые основные направления
развития международного правопорядка
в качестве приоритетных для обеспечения
всеобъемлющей международной безопасности,
в-третьих, четко ставит вопрос о
том, что всеобъемлющая международная
безопасность не может строиться
без учета экономических и гуманитарных
вопросов современности; в-четвертых,
заставляет уделить более пристальноное
внимание состоянию международного права
в выдвинутых ею направлениях; в-пятых,
будет содействовать активизации определенных
мер в тех же областях на региональном
уровне и в конечном счете способствовать
необратимости всего этого процесса.
Роль международного
права в создании всеобъемлющей
международной безопасности достаточно
велика. Без него эту безопасность
вообще невозможно построить, ибо она
представляет собой определенную систему
межгосударственных отношений, которые
будут соблюдаться только в том
случае, если станут выражать обязательные
правила поведения для государств,
а они есть не что иное как принципы
и нормы международного права. Таким
образом, всеобъемлющая международная
безопасность станет эффективной только
тогда, когда появятся договоренности
по всем ее пунктам и они получат закрепление
в принципах и нормах международного права.
Вошедшие в систему
всеобъемлющей системы безопасности
уже существуют и действуют некоторые
принципы и нормы международного
права, другие проходят стадию своего
становления, а в иных случаях
процесс выработки международно-правовых
норм еще и не начинался.
В системе всеобъемлющей
международной безопасности уже
существуют некоторые принципы и
нормы международного права, выработки
международно-правовых норм еще и
не начинался.
Основные принципы
Устава ООН, такие как суверенное
равенство государств, запрещение угрозы
силой или ее применения, территориальная
целостность государств, мирное решение
споров, невмешательство, самоопределение
народов и наций, уважение прав человека
и основных свобод, полностью вошли
в различные положения всеобъемлющей
системы международной безопасности.
Однако многие из этих принципов в
Уставе ООН были зафиксированы весьма
односложно и с момента его
принятия были развиты в ряде резолюций
Генеральной Ассамблеи ООН, которые
не имеют обязательной юридической
силы. Поэтому данные принципы нуждаются
в кодификации, с тем чтобы
современное содержание было однозначным
и обладало обязательной юридической
силой для всех. Кроме того, возникают
такие новые принципы общего международного
права, как равенство и одинаковая безопасность.
Разумная достаточность, неприменение
экономической силы, охрана окружающей
среды и др., которые не зафиксированы
в Уставе ООН и находятся на различных
стадиях своего развития. Эти принципы
еще больше нуждаются в разработке и юридическом
закреплении.
Состояние договорных
норм в системе всеобъемлющей
международной безопасности носит
еще более разнообразный характер.
Существуют международные договоры,
в отношении которых может возникать
вопрос только об их эффективности. По
ряду вопросов договоры еще только вырабатываются,
по другим имеются лишь декларации или
резолюции Генеральной Ассамблеи ООН,
что зачастую предшествует разработке
и принятию международных договоров. Наконец,
по некоторым вопросам пока не выработано
даже согласованного мнения. Отсюда следует,
что система всеобъемлющей международной
безопасности представляет собой большое
поле деятельности для международного
договорного права.
В каждом из разделов
всеобъемлющей системы международной
безопасности имеются свои политические
и юридические проблемы. В военной
области существуют юридические
проблемы повышения эффективности
ряда действующих договорных норм,
а также разработки и принятия
новых международных договоров.
В частности, необходимо укрепление
эффективности таких действующих
договоров, как Договор о нераспространении
ядерного оружия, Договор о запрещении
ядерного оружия в Латинской Америке
(Договор Тлателолко), Договор о безъядерной
зоне в южной части Тихого океана (Договор
Раротонга) и др. Процесс разработки новых
международных договоров уже идет по таким
вопросам, как запрещение ядерного оружия,
запрещение и ликвидация химического
оружия, 50-процентное сокращение обычных
вооружений и вооруженных сил. В стадии
обсуждения с целью последующего достижения
согласия о необходимости заключения
международного договора находятся такие
проблемы, как недопущение гонки вооружений
в космосе, запрещение разработки и производства
новых видов и систем оружия массового
уничтожения и др. Наконец, есть и такие
вопросы, по которым обсуждение сводится
к предварительному выдвижению инициатив
и обмену мнениями между заинтересованными
сторонами: полное запрещение и ликвидация
ядерного оружия, снижение уровней военных
потенциалов до пределов разумной достаточности,
ограничение военно-морской деятельности,
ограничение поставок оружия, роспуск
военных группировок и сокращение военных
бюджетов.
В политической области
всеобъемлющей международной безопасности
международно-правовые проблемы заключаются
в кодификации принципов суверенного
равенства государств и невмешательства,
территориальной целостности и
неприкосновенности государственных
границ, самоопределение народов
и наций, мирного урегулирования
международных споров и др., в
которой нашло бы адекватное выражение
сформулированное в ряде международных
документов содержание этих принципов,
отражающее объективные тенденции
развития международного права. Кроме
того, необходима разработка гибкой системы
мер обеспечения безопасности государственных
границ, включая меры доверия, создание
демилитаризованных зон и т.п. на договорной
основе. Нуждаются в более тщательном
и системном правовом обеспечении борьба
с международным терроризмом.
В области международных
экономических отношений существуют
неравномерность экономического развития
различных государств, большая хозяйственная
отсталость многих развивающихся стран
и их колоссальная финансовая задолженность,
попытки промышленно развитых капиталистических
стран использовать сложившуюся
ситуацию в свою пользу за счет экономики
развивающихся стран, дискриминация
и неравенство в экономических
отношениях и др. Соответственно необходимо
найти способы решения возникающих
проблем и закрепить их в международно-правовых
принципах и нормах. Пока что в
данной сфере преобладают различного
рода рекомендации, выраженные в декларациях
государств и резолюциях Генеральной
Ассамблеи ООН на основе общих принципов
и норм международного международного
права, а собственная нормативная основа
развита еще недостаточно. Наконец, существует
ряд глобальных проблем первостепенного
значения: защита окружающей среды, объединение
усилий в мирном использовании космоса,
разработка минеральных ресурсов общего
наследия человечества и др. С этой целью
заключен ряд многосторонних договоров,
но они не охватывают и половины всех существующих
проблем.
В гуманитарной области
международно-правовая база также далека
от совершенства. В информационной
сфере необходимы кодификация специальных
принципов и норм, сложившихся
на основе Устава ООН, и достижение
новых соглашений. Искоренение международных
преступлений в гуманитарной области
требует универсализация ряда международно-правовых
норм и, вероятно, разработки новых. Универсализация
должна происходить и сфере осуществления
политических, социальных и личных прав
человека. Совершенствование правовой
основы необходимо для развития контактов
между людьми и международного сотрудничества
в области науки и культуры.
Из изложенного
видно, что роль международного права
в создании всеобъемлющей безопасности
весьма велика. Закрепление договоренностей
по вопросам всеобъемлющей безопасности
в принципах и нормах международного
права позволяет упорядочить
и стабилизировать взаимоотношения
государств. Создавая определенные критерии
для поведения сторон в их конкретных
отношениях, международно-правовые принципы
и нормы тем самым упорядочивают эти отношения.
Более или менее длительный характер этих
критериев или прав и обязанностей сторон
соответственно на такое же время стабилизирует
эти отношения в определенном качестве,
что дает возможность прогнозировать
их дальнейшее развитие, а также других
отношений, связанных с ними.
В связи с большим
значением международных договоров,
входящих в систему всеобъемлющей
международной безопасности, особый
интерес возникает к таким
вопросам, как длительность действия
договоров, возможность выхода из них,
их универсальность и обеспечение
выполнения. Возможно, что к договорам
такого типа следует применять более
жесткие требования, в частности
они должны быть бессрочными либо
с длительным сроком действия. Выход
из этих договоров необходимо ограничить
строго определенными случаями. Участие
в многосторонних договорах должно
быть универсальным, во всяком случае-
всех государств, имеющих непосредственное
отношение к объекту и целям
таких договоров.
Весьма важным в
данном случае является обеспечение
выполнения международных договоров.
Ссылка на некоторые средства обеспечения
выполнения договоров нередко содержится
в самих договорах. Так, большое распространение
получила практика создания смешанных
(совместных) комиссий сторон, которые
следят за выполнением договора и в случае
необходимости принимают соответствующие
меры. Очень часто международные договоры
содержат перечень мирных средств, которые
применяются в случае споров по поводу
толкования или применения данного договора.
Иногда встречается прямое указание на
применение обязательной юрисдикции международного
суда или арбитража. В договорах по ограничению
вооружений предусматриваются специальные
системы проверки и контроля за выполнением
договорных обязательств, которые
могут осуществляться или специально
созданным международным органом, или
в контакте с каким-либо иным международным
органом. Особенностью договоров об ограничении
вооружений является и то, что в данной
сфере государства избегают применения
обязательной юрисдикции. Все упомянутые
меры являются важными средствами обеспечения
выполнения международных договоров и,
несомненно, будут развиваться в будущем,
в том числе нормы об обязательной юрисдикции
мирных средств решения споров, которая
в разнообразных формах может получить
большое распространение в договорах
о всеобъемлющей международной безопасности.