Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 17:24, контрольная работа
Цель и задача работы: В полном объеме раскрыть понятие, функции и значимость одной из важнейших структур - Совета Безопасности ООН.
Организация Объединенных Наций (ООН) является универсальной международной межгосударственной организацией открытого типа общей компетенции.
Введение
Глава 1. Совет Безопасности ООН: структура и функции.
Глава 2. Значимость Совета Безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Стр.
Введение
Глава 1. Совет Безопасности ООН: структура
и функции.
Глава 2. Значимость Совета Безопасности
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Цель и задача работы: В полном объеме раскрыть понятие,
функции и значимость одной из важнейших
структур - Совета Безопасности ООН.
1. Совет Безопасности ООН: структура и функции.
Совет Безопасности несёт главную ответственность
за поддержание международного мира и
безопасности; его решениям обязаны подчиняться
все члены ООН. В Совет Безопасности входят
5 постоянных членов - Великобритания,
Китай, Россия (де-факто наследник СССР),
США и Франция - и 10 членов, избираемых
на Генеральной Ассамблее на двухлетний
срок; повторное переизбрание не допускается.
Непостоянные члены избираются из следующих
регионов: 5 из Африки и Азии, 1 из Восточной
Европы, 2 из Латинской Америки и 2 из Западной
Европы, а также остальных регионов, включая
Австралию и Канаду. Совет Безопасности
организован так, чтобы он мог функционировать
непрерывно, а представитель каждого из
его членов должен постоянно находиться
в штаб-квартире ООН. Председательство
в Совете предоставляется каждому члену
в течение одного месяца, ротация председателей
происходит в соответствии с расположением
их имен по английскому алфавиту.
Полномочия. 2Согласно Уставу, Совет Безопасности
обладает следующими функциями и полномочиями:
поддерживать международный мир и безопасность
в соответствии с принципами и целями
Организации Объединенных Наций, расследовать
любой спор или любую ситуацию, которая
может привести к международным трениям,
выносить рекомендации относительно методов
урегулирования подобных споров или условий
их разрешения, вырабатывать планы в отношении
определения существования угрозы миру
или акта агрессии и выносить рекомендации
в отношении необходимых мер, призывать
членов Организации к осуществлению экономических санкций
и других мер, не связанных с применением силы, для
предупреждения агрессии, предпринимать
военные действия против агрессора
выносить рекомендации относительно приема
новых членов и условий, на которых государства
могут стать участниками Статуса Международного
Суда, выносить Генеральной Ассамблее рекомендации относительно назначения Генерального секретаря и совместно с Ассамблеей выбирать судей
Международного суда В соответствии
с Уставом ООН Совет Безопасности в случаях
угрозы миру, нарушений мира или актов
агрессии, когда другие меры могут оказаться
или уже оказались недостаточными, имеет
право предпринять такие действия вооруженными
силами государств -- членов ООН, предоставленными
в его распоряжение, какие могут оказаться
необходимыми для поддержания или восстановления
международного мира и безопасности. Совету
Безопасности принадлежит исключительная
компетенция в решении всех вопросов,
связанных с созданием и функционированием
вооруженных сил ООН.3 Существует особая процедура принятия
решений в Совете Безопасности в зависимости
от их важности. Решения по процедурным
вопросам считаются принятыми, если за
них поданы голоса любых девяти членов
Совета. Для принятия решений по всем другим
вопросам требуется не менее девяти голосов,
включая совпадающие голоса всех постоянных
членов. Это означает, что достаточно одному
или нескольким постоянным членам Совета
проголосовать против какого-либо решения
- и оно считается отклоненным. Такая процедура
называется наложением вето постоянным
членом. Тем самым достигается согласованность
действий постоянных членов Совета Безопасности
в области поддержания международного
мира и безопасности. Вместе с тем, начиная
с 1971 года, когда Китай не принимал участия
в голосовании по резолюции № 305 от 19 декабря
1971 года по кипрскому вопросу, в деятельности
Совета Безопасности сложилась практика,
вылившаяся в процедуру «неучастия» постоянных
членов Совета в голосовании, которая,
однако, не расценивается как вето.4 Устав ООН закрепляет за Советом Безопасности
исключительно большие полномочия в деле
предотвращения войны и создания условий
для мирного и плодотворного сотрудничества
государств. За послевоенный период не
было практически ни одного важного международного
события, ставившего под угрозу мир и безопасность
народов или вызывавшего споры и разногласия
между государствами, на которое не обращалось
бы внимание Совета Безопасности, причем
значительное число их (свыше 165 за послевоенные
годы) стало предметом рассмотрения на
заседаниях Совета Безопасности. Совет
Безопасности стал основой механизма
коллективного обеспечения исполнения
норм международного права. Совет Безопасности
может принимать, согласно Уставу ООН,
юридические акты двоякого рода. Как и
другие главные органы ООН, Совет может
принимать рекомендации, то есть юридические
акты, предусматривающие определенные
методы и процедуры, с которыми тому или
иному государству предлагается сообразовывать
свои действия. Рекомендации не налагают
на государства юридических обязательств.
Совет Безопасности может также принимать
юридически обязательные решения, выполнение
которых обеспечивается принудительной
силой всех государств – членов ООН. Некоторые
решения Совета Безопасности, принятые
в соответствии с Уставом ООН, в определенных
случаях могут являться и юридическими
актами, имеющими общее нормоустанавливающее
значение. При этом исключается возможность
обжалования или пересмотра принятых
Советом Безопасности решений в каком-либо
другом органе. Такие решения являются
окончательными и не подлежат ревизии.
Однако сам Совет Безопасности может пересмотреть
свое решение, например, вследствие вновь
открывшихся обстоятельств, неизвестных
Совету при принятии первоначального
решения, или может вернуться к рассмотрению
какого-либо вопроса и изменить свои первоначальные
резолюции. Основной формой принимаемых
Советом его деятельности являются резолюции,
которых принято свыше 730. Наряду 5с этим в практике Совета Безопасности
все более заметную роль стали играть
заявления председателя Совета, число
которых превысило 100. Устав ООН обеспечивает
непрерывное функционирование Совета
Безопасности и предписывает «быстрые
и эффективные действия» от имени членов
ООН. С этой целью каждый член Совета Безопасности
должен быть всегда представлен в месте
пребывания ООН. Согласно правилам процедуры,
промежуток между заседаниями Совета
Безопасности не должен превышать 14 дней,
хотя на практике это правило не всегда
соблюдалось.
Заседания. Официально Совет Безопасности заседает
регулярно, но может собираться и срочно
для рассмотрения вопросов, представляющих
серьезную угрозу всеобщему миру. Генеральный
секретарь, любой орган ООН, или любое
государство - член ООН может потребовать
созыва заседания Совета. Председательство
на Совете предоставляется каждому делегату
в течение одного месяца, их ротация проводится
в порядке следования названий стран по
английскому алфавиту. Голосование. Страны Большой пятерки,
первыми взявшие на себя ответственность
за поддержание мира, потребовали определенных
привилегий, включая постоянное членство
в Совете Безопасности и право вето по
любому существенно важному для них вопросу.
Хотя Устав определяет вето как «принцип
единогласия постоянных членов Совета»,
на практике оно означает несогласие с
решением. Право вето применяется при
приеме новых членов ООН, при противодействии
шагам, представляющим угрозу миру, по
предложениям о мирном разрешении конфликтов,
при обсуждении дополнений к Уставу и
при выборах генерального секретаря. Более
того, Большая пятерка настаивала на том,
что процедурные вопросы голосования
носят принципиальный характер и вследствие
этого подпадают под действие права вето.
Тем самым уже изначально почти неограниченное
применение права вето ставило под сомнение
эффективность функционирования этого
органа. Впрочем, это право применялось
довольно редко, так как Совет, обеспечивая
консенсус, предпочитал смягчать резолюции,
которым угрожало применение права вето.
СССР использовал вето чаще всего в начальные
годы, как правило, препятствуя принятию
в ООН прозападно ориентированных государств.
США впервые применили право вето в 1970
и с тех пор прибегали к нему чаще всего
в случае обсуждения тех пунктов резолюций,
которые содержали критику политики Израиля
в отношении прав человека или осуждение
оккупации им арабских земель. 6
3. Значимость Совета Безопасности
Последние годы стали временем, когда Совет впервые начал реально работать как коллективный орган, действующий в вопросах поддержания мира от имени всех членов Организации. Важнейшим политическим элементом этого периода является достижение согласованности в действиях всех постоянных членов СБ ООН. На основе широкого толкования Устава ООН Совет Безопасности в этот период принял ряд решений, ставших важными прецедентами для его дальнейшего функционирования. К числу таких решений можно со всей определенностью отнести создание югославского и руандийского трибуналов, решительные действия во время ирако-кувейтского конфликта (вопрос о правомерности действий Совета Безопасности в этом случае все еще широко дискутируется, однако, сомнений в том, что эта акция продемонстрировала способность Совета к оперативному реагированию, ни у кого из комментаторов не вызывает), активное участие в разрешении камбоджийского кризиса, «дело Локерби» и целый ряд других. В 90-е годы заметно возросло количество операций по поддержанию мира (если за период с 1945 по 1987 гг. Организацией Объединенных Наций было учреждено 13 специализированных структур по поддержанию мира в том или ином регионе, но в течение 1989-1995 гг. СБ санкционировал развертывание более двадцати подобных организаций), учрежден ряд комитетов по санкциям.7 Как следствие этих новых тенденций начало происходить вторжение Совета Безопасности в те аспекты деятельности, которые раньше считались сугубо внутренним делом государства: создание трибуналов ad hoc как вторжение в сферу уголовной юрисдикции и правосудия государства на его собственной территории; передача такой юрисдикции международному сообществу без согласия соответствующего государства; принятие обязательных для государств решений о выдаче их граждан иностранному государству (Ливия, Судан) или об их передаче Международному уголовному трибуналу (Югославия, Руанда); требования об отмене ряда законодательных актов (Хорватия). Решения Совета Безопасности о проведении крупномасштабных операций по поддержанию мира и оказанию гуманитарной помощи, связанные с урегулированием ирако-кувейтского конфликта или операциями в бывшей Югославии, наиболее ярко проиллюстрировали его «новые» прерогативы Международная безопасность и разоружение. Вместе с тем активность СБ ООН в новых условиях натолкнулась на серьезные препятствия в результате событий, произошедших в 1999 г. Виной тому - действия Североатлантического альянса в отношении СРЮ. Мировому сообществу стоило большого труда вернуть ситуацию в русло политического диалога. Важно отметить появление в деятельности Совета Безопасности тенденции к выдвижению на первый план применения различных средств превентивной дипломатии по сравнению с преимущественно разделительной функцией прежних операций, обеспечивавших лишь прекращение огня и установление перемирия. Все большее внимание уделяется добрым услугам, посредничеству, установлению фактических обстоятельств конфликтов и споров, организации и проведению переговоров и консультаций, содействию диалогу между сторонами в конфликте. В качестве полезного прецедента таких усилий можно, например, отметить Силы превентивного развертывания в Македонии. В области поддержания мира произошли существенные подвижки в плане достижения четкого взаимопонимания заинтересованных государств-членов в отношении того персонала и имущества, которые они будут поддерживать на согласованном уровне готовности для проведения операций по поддержанию мира Роль Организации Объединенных Наций в поддержании международного мира и безопасности. Вместе с тем, в последние годы ситуация в мире резко усложнилась, и на передний план порой выступают не международные, а внутригосударственные конфликты и кризисы, которые нередко своими масштабами и глубиной способны оказать значительное дестабилизирующее влияние на обстановку во всем регионе и вылиться в полноценный межгосударственный конфликт. В этой связи вполне закономерно возникает вопрос об адекватности существующих средств мирного разрешения споров такой ситуации, в которой превалируют «конфликты нового поколения». Известные традиционные средства урегулирования споров ориентированы прежде всего на предотвращение или разрешение преимущественно межгосударственных конфликтов, хотя в ряде случаев могут проецироваться и на иные ситуации. За исключением операций Совета Безопасности, являющихся в соответствии с Уставом ООН (ст. 41-42) той «последней каплей», когда исчерпаны все остальные средства, обычные конфликтные ситуации, как правило, требуют достижения согласия всех сторон в споре для задействования сил и средств ООН, поэтому их эффективное использование в межгосударственных конфликтах нередко бывает затруднено. Ситуация усугубляется, когда конфликт возникает и локализуется в рамках одного государства и формально считается его внутренним делом. В новых условиях речь, видимо, должна идти как об адаптации традиционных методов и средств к новым реалиям, так и о выработке иных подходов к урегулированию споров и предотвращению конфликтов в таких обстоятельствах, когда внутренние трения приобретают размеры, способные представить собой реальную угрозу международному миру и безопасности или, более того, привести к их нарушению. Ответ на этот вопрос снова дает практика Совета Безопасности последних лет. В его деятельности появляется принципиально новый элемент - принуждение к миру (peace-enforcement). Соответственно возникает тенденция придания операциям ООН комплексного «многопрофильного» характера, существенно отличающегося от прежних операций по поддержанию мира. Естественно, при этом обостряется необходимость в достижении ясного и четкого определения мандата сил ООН в каждом конкретном случае. Хотя cт. 34 Устава ООН предусмотрено, что «Совет Безопасности может расследовать любой спор или любую ситуацию, которые могут привести к международным трениям или вызвать спор», до настоящего времени СБ недостаточно использовал эти возможности. В большинстве случаев он не делал ничего до тех пор, пока конфликт не достигал стадии открытой войны. Вместе с тем темпы принятия решений о миротворческих операциях в «горячих точках», которые удовлетворяли нас вчера, сегодня уже неприемлемы. Правила, которыми мы пользовались при определении параметров таких операций, сейчас во многом устарели.8 Особого внимания, ввиду усложнившегося характера миротворческих операций последнего поколения, заслуживает проблема создания такого забытого института, как Военно-штабной комитет, непосредственно предусмотренный ст. 45-47 Устава ООН. Военно-штабной комитет мог бы сыграть немаловажную роль в координации всех миротворческих усилий ООН, которые в данный момент представляются нам в большей степени разрозненными, и способствовать мобилизации миротворческого потенциала будучи центральным и руководящим звеном всех операций.
Вывод: В данной работе мною были решены основные задачи поставленные для написания работы. Была рассмотрена структура, основные функции и значимость Совета Безопасности ООН в международных отношениях. Как отметил Генеральный секретарь ООН К. Аннан в своем докладе 2000 года. «С окончанием конфронтации и выходом Совета Безопасности из порожденного холодной войной паралича десятилетие 90-х годов стало пиком активности Организации Объединенных Наций» Доклад Специального комитета по Уставу Организации Объединенных Наций и усилению роли Организации. Генеральная Ассамблея. Официальные отчеты. Пятьдесят пятая сессия. На нынешнем этапе важно закрепить роль ООН в качестве центрального механизма коллективного регулирования международных отношений, подтвердить уставные прерогативы Совета Безопасности. Именно эти задачи ставит перед собой молдавская внешняя политика в отношении будущего ООН в целом. Элементы молдавского подхода к данной проблеме нашли свое отражение в итоговом документе Саммита тысячелетия состоявшегося в Нью-Йорке 6-8 сентября 2000г Аннан К. «Мы - Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.Y, 2000. С. 48. 9 Этот документ должен определить стратегическую перспективу развития системы ООН в XXI веке. В условиях прекращения «холодной войны» и установления политического диалога и доверительных отношений между бывшими идеологическими противниками есть все предпосылки для упорядочения и совершенствования деятельности Организации Объединенных Наций в целом и ее Совета Безопасности, в частности, а также осуществления уставных целей ООН в полном объеме и надлежащим образом для создания действительно всеобъемлющей системы международной безопасности.
Список использованной литературы:
1. Глебов И.Н. Международное право. – М.: Издательство «Дрофа», 2006.
2. Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2004.
3. Лукашук И.И. Международное
право: особенная часть:
4. Международное публичное право: учеб. / Л. П. Ануфриева, Д. К. Бекяшев, К.А. Бекяшев, В.В. Устинов [и др.]; отв. ред. К.А. Бекяшев. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005.
5. Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000.
6. Шаповалов Н.И. Международное публичное право. – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2004.
7. Шлянцев Д.А. Международное право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
8. Аннан К. «Мы - Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.Y, 2000. С. 48.
1 Глебов Н.И. Международное право. М. Изд-во «Дрофа» 2006 г.
2 Глебов И.Н. Международное право. – М.: Издательство «Дрофа», 2006.
3 . Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. Международное право. – М.: Эксмо, 2004.
4 Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов. – Изд. 3-е, перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
5 Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000.
6 Ушаков Н.А Международное право: Учебник. – М: Юрист, 2000.
7 Шлянцев Д.А. Международное право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
8 Шлянцев Д.А. Международное право. Курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2006.
9 Аннан К. «Мы - Люди»: Роль Организации Объединенных Наций в 21 веке. Док. ООН N.Y, 2000. С. 48.