Шпаргалки по "Конституционному праву зарубежных стран"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:29, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и источники кпзс
кп регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую систему, экономическую систему, определяет основные параметры социальной сферы общества, закрепляет основы правового положения личности, партий.
кп любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны.

Работа содержит 1 файл

shpr.doc

— 148.50 Кб (Скачать)
  1. Предмет и источники кпзс

кп регулирует и закрепляет основы общественного  строя, т.е. политическую систему, экономическую  систему, определяет основные параметры  социальной сферы общества, закрепляет основы правового положения личности, партий.

кп любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны.

Источники конституционного права – писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционные правоотношения. 

1) законы и  иные государственно-правовые акты:конституция, конституционные законы, обычные законы, акты исполнительной власти( декреты, ордонанс, прокламация)

2) судебный прецедент  (характерен для англо-саксонской  правовой системы) – решение  суда, которому придается значение  эталона (образца) для разрешения аналогичных дел

3) конституционный  обычай – правило поведения,  которые сложились исторически  и поддерживаются государством

4) доктринальные  источники (относятся к системе  англо-саксонского права) – труды  видных ученых-правоведов, используемые  в тех случаях, когда не хватает норм права

6) религиозное  право – источник редкий и  применяется только в мусульманских  странах

7) международные,  межгосударственные договоры, имеющие  обязательную силу исполнения  для всех стран (всеобщая декларация  прав человека)

 

 

  

2. Понятие и основные принципы построения конституций зарубежных стран

Классические  определение конституций было дано в 19 веке - совокупность правовых положений  определяющих порядок формирования, организацию, компетенции и взаимоотношения  высших органов государства, а так же принципиальное положение индивида, по отношению к государственной власти.

1-Универсальные принципы присущие всем конституциям,

а) принцип разделения властей б) систему сдержек и  противовесовв) права и свободы  г) принцип правового государствад) принцип социального государства.

2-Общие принципы характерные для групп стран: все африканские страны в своих конституциях закрепили принцип африканского единства. 3-Единичные принципы характеризующие конституционную специфику конкретной страны: в основном законе ФРГ 1949 года закреплено, что верховным главнокомандующим является федеральный министр обороны, а в случае вторжения канцлер, тогда как в других странах верховный главнокомандующий -  глава государства. Ну и Понятие конституции может рассматривается в двух значениях: формальная конституция ( текст) и материальной конституция, то есть реальный порядок осуществления гос.власти.

3. Виды  конституций зарубежных стран:

По  порядку издания : дарованные; принятые представительным органом ( парламентом); одобренные на референдуме.

По  способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы(Великобритании) Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинство голосов, утверждение на референдуме и др.). В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи — в упрощенном. Внести поправку в «жесткую» конституцию, естественно, труднее, чем в «гибкую», но если текст конституционного документа остается без изменений в течение длительного времени, то это еще не значит, что неизменной остается также и фактическая конституция страны. Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда изменяется в стране соотношение сил, но в тексте конституционного документа такие изменения отражаются далеко не всегда.

В зависимости  от периода действия конституции бывают постоянными и временными.

С точки  зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах). Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации.

  1. Современные конституционные принципы

1-Принцип народного суверенитета заключается в том, что источником всей власти считается народ. Власть народа – это и есть демократия в буквальном значении слова. 2-Принцип разделения властей опирается на идеи, восходящие еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю. В условиях демократического и либерального режима каждая из властей обладает определенной самостоятельностью и уравновешивается другими властями. Компетенция каждого органа определяется так, чтобы исключить его преобладание над другими органами. Пример достаточно жесткого разделения властей дала Конституция США. Зак. власть– Конгрессу США, исполнит. Власть- президент , судебная- Верховным судом США и нижестоящими судами. 
3-Следующий принцип - приоритет прав и свобод человека. Не человек ради власти, а власть ради человека - вот что означает этот принцип. Человеческое достоинство ненарушимо. Уважать и защищать его - обязанность государственной власти.  
4-Принцип верховенство права предполагает связанность государства, его органов правам как в сфере правотворчества, правореализации, так и в правоприменительной деятельности. 
5-Политический плюрализм. Ни одно государство, считающее себя демократическим, не может нормально функционировать без политического многообразия, основу которой составляет политический плюрализм.

5: Избирательные  системы зарубежных стран: 

Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. Если рассмотреть по узкому смыслу:1. Мажоритарная - в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Различают три вида мажоритарной системы:относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины . абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1).квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) - 2. Пропорциональная - строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применяется только в многомандатных избирательных округах. Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы.

29:Вооруженные  силы, полиция в зарубежных странах:  

Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

1. полиция  управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;2. полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;3. уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;4. административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; 5. политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;6. военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

Рассматривая  систему правоохранительных органов  необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному  объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил. 

28. Административно-территориальное  деление и системы органов  управления на местах в зарубежных странах

Чаще  всего, государства с большой  территорией имеют трехзвенную  систему административно-территориального устройства. Так, большая часть Великобритании делится на графства, графства, в свою очередь, делятся на округа, а округа состоят из приходов. Во Франции действует четырехзвенная система: департаменты – округа – кантоны – коммуны (общины). Число ступеней политико-административного деления зависит от численности населения и размеров территории страны, однако зависимость эта нежесткая: иногда в менее крупных странах число ступеней большее, чем в более крупных.В маленьких по территории и численности населения государствах вообще нет самостоятельных и обособленных административно-территориальных единиц (например, на Мальте, в Брунее).

Правовой статус административно-территориальных образований  в унитарных государствах определяется центральной властью. Она же определяет на какие административно-территориальные  единицы делиться государство, каков  круг предметов ведения и компетенция этих единиц, сколько ступеней имеет административно-территориальное устройство.

Однако, понятие административно – территориального деления неразрывно связано с  понятием местного самоуправления. Различаются четыре основные системы осуществления публичной власти на местах: англосаксонская, романо-германская, иберийская и система советов.В соответствии с англосаксонской системой для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах жителями избирается совет (правление), обычно на два — четыре года.  Наряду с советом (правлением) население непосредственно избирает некоторых должностных лиц.Романо-германская (континентальная) система местного самоуправления присуща Франции, Италии. Она строится на основе сочетания выборности и назнчаемости местных органов. Никаких назначенных сверху администраторов — представителей государственной власти нет.

27:государственная  гражданская служба в зарубежных  странах 

Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении  целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности.  Объем и форма правового регулирования государственной службы в зарубежных странах различен. В наиболее развитых странах мира обеспечение устойчивости и стабильности институтов государственной службы сочетается с административными реформами. В Англии такая реформа была проведена в 1970 г., в США в 1978 г. был принят закон о реформе государственной службы, в котором особое внимание уделялось улучшению механизма комплектования кадров государственного аппарата.   

Во всех странах цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнения государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы.  Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:   

a)   Она носит прикладной характер.  Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. б)   Социально-психологический характер с выраженным проявлениемволи. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.  в)   Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.г) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

26. Законодательный  процесс в зарубежных странах 

Законодательный процесс – это организационно-оформленная  деятельность государства по возведению закона государственной воли путем  выявления потребностей в нормативно-правовом регулировании общественных отношений и создания в соответствии с потребностями правовых норм, замены и отмены действующих.

Стадии законодательного процесса:1) стадия законодательной инициативы – первичное официальное действие компетентного субъекта, состоящее во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта.

К субъектам законодательной инициативы, как правило, относятся:глава государства; верхняя палата законодательного органа ,законодательные органы субъектов федеративных государств;высшие судебные органы государства;2) подготовка проекта закона.

Доработка проекта  до его обсуждения на пленарных заседаниях парламента осуществляется в соответствующем  парламентском комитете или комиссии.3) обсуждение, принятие закона законодательным органом государства.Каждое обсуждение законопроекта, заканчивающееся голосованием по нему, называется чтением. 4) одобрение закона верхней палатой парламента (для государств с двухпалатной структурой парламента).5) промульгация – подписание и обнародование (опубликование) закона главой государства. Опубликование законов осуществляется, как правило, в официальных изданиях.

24. Правовое  положение депутатов в парламентах  зарубежных стран 

      В большинстве стран члены парламента являются профессиональными парламентариями и получают за свою депутатскую деятельность солидное вознаграждение из казны, имеют пенсионные льготы. Во многих странах они бесплатно обеспечиваются жильем,и тд Во многих странах члены парламента обладают депутатским иммунитетом – депутат не может быть подвергнут полицейскому задержанию или аресту, против него не может быть возбуждено уголовное дело без согласия палаты, членом которой он является. Иммунитет может распространяться на все время избрания (Германия, Испания, Италия), а иногда только на период сессии (Япония) и на время в пути на сессию и обратно (США).Депутат не несет ответственность за свои выступления в парламенте и за действия, которые депутат поддерживал своим голосованием, даже если эти действия будут затем признаны противоправными;Депутат вправе участвовать в работе парламента, его комиссий, других органов, свободно выступать и голосовать, он обладает правом запроса или вопроса к высшим должностным лицам государства на заседании парламента или вне его (путем устного или письменного обращения); он вправе получить первоочередной ответ от должностных лиц государства и внеочередной прием у них.Обязанности депутата:1) присутствовать на сессиях парламента;2) участвовать в пленарных заседаниях палат, в работе постоянных комиссий (комитетов).В ряде стран запрещается депутатам заниматься профессиональной, торговой и промышленной деятельностью, всякой работой, которая может поставить депутата в зависимость от органов исполнительной власти. Если таких запретов нет, то существует правило, что при обсуждении вопроса, в отношении которого депутат может иметь личный интерес, он должен заявить об этом на заседании.

23: порядок  формирования парламентов зарубежных  стран: Парламентом является высший орган народного представительства, основная функция которого — выражение воли народа государства.  парламент вправе назначать конституционный суд, объявлять амнистию, ратифицировать международные договоры и т. д.

Состав парламента:1) верхняя палата;2) нижняя палата. Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. В большинстве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней.

Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4—5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Состав верхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых — по конкретному назначению вышестоящими органами.

Заседателей в верхней палате называют сенаторами.Установленная законом определенная часть сенаторов верхней палаты избирается по мажоритарной системе, остальная часть — по пропорциональной системе. Такая система выборов сенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторов смешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается только одна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретным представлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальными советами заочным путем.

 

 

22. Классификация парламентов зарубежных стран

В основу данной классиф. положены следующие существенные признаки: структура

парламента  и объем компетенции.Классификация  парламентов по структуре.

При однопалатной системе депутаты организационно не разделены, что делает однопалатный парламент (при прочих равных условиях) более мобильным, чем двухпалатный (Болгария, Дания, Финляндия).Две палаты создаются для представительства:интересов аристократии (Палата лордов Великобритании, сильно реформированная);политико-территориальных единиц (Польша, Испания, Япония).Более двух палат формируется обычно для реализации какой-либо политической концепции конкретного государства Классификация парламентов по объему компетенции. Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы.   1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которыхконституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом ихзаконодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступатьграницы своих полномочий, так как в  противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (конгресс США)  2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. тепарламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу.Великобритании и Новой Зеландии.Италии Ирланди 3.Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции.индийский парламент.ФРГ

20. Местное  самоуправление в зарубежных  странах.

Местное, или муниципальное, самоуправление – это такая система управления местными делами, которая осуществляется специальными выборными органами, непосредственно представляющими население той или иной административно-территориальной единицы данной страны.Принципы местного самоуправления:1) участие граждан в управлении общественными делами самым непосредственным образом может быть реализовано именно на местном уровне;2) органы местного самоуправления автономны по вопросам их компетенции, и по этим вопросам центральные органы не вправе давать указания, как органам самоуправления следует решить тот или иной вопрос (например, сколько средств отвести в местном бюджСистемы осуществления публичной власти на местах:1) англосаксонская система – для решения местных вопросов в административно-территориальных единицах (графствах в Англии и Уэльсе, областях и округах в Шотландии и др.) жителями избирается совет (правление), обычно на 2–4 года. Он состоит из 3–7 членов, в крупнейших городах – из 35–50 человек. 2) романо-германская (континентальная) система – присуща Франции, Италии, Польше, Болгарии. Строится на основе сочетания выборности и назначаемости местных органов;3) иберийская система – существует в Бразилии, во многих испаноговорящих государствах Латинской Америки, хотя в самой Испании ее теперь нет. Население административно-территориальных единиц избирает совет и главное должностное лицо данной административной единицы; иногда избирается коллегия должностных лиц. Он обладает правом контроля за деятельностью совета, т. е. сосредоточивает в своих руках основные рычаги местного руководства и обладает большой властью;4) система советов в странах тоталитарного социализма. Совет считается органом государственной власти и избирает другой государственный орган – исполнительный комитет – коллегиальный орган государственного управления в данной административно-территориальной единице. Члены исполкома являются руководителями отделов и управлений и при помощи подчиненных им государственных служащих управляют отдельными сферами местной жизни (образованием, здравоохранением, торговлей, местной промышленностью и т. д.).

21: Компетенция  правительств зарубежных стран:  

Во всех странах  независимо от государственного строя  правительство выполняет сходные  полномочия по общему управлению страной.  Общие полномочия правительства  зарубежных стран:1) общее управление деятельностью государственного аппарата. Члены правительства вправе принимать решения и непосредственное участие в процессе комплектования всего государственного аппарата, контролировать его деятельность, а также организовать деятельность государственного аппарата посредством министерств, департаментов и других ведомств; 2) исполнение законов. Правительство обладает исполнительной властью, обязано контролировать соблюдение и исполнение конституции в рамках действующего законодательства; 3) осуществление контроля законодательной деятельности парламента. Проводится по двум главным направлениям: правительство предлагает законодательные проекты; правительство принимает активное участие в данном законодательном процессе. В некоторых президентских республиках правительство имеет право вето;

4) нормоустанавливающая деятельность правительства заключается в издании нормативных актов с целью исполнения изданных ранее парламентских законов. В Великобритании правительство имеет право проводить делегированное законодательство, т. е. все акты делегированного законодательства в численном эквиваленте значительно превосходят сами парламентские законы;5) составление и исполнение бюджета6) осуществление внешней политики является одной из статей полномочий любого правительства независимо от государственного строя;7) контроль над деятельностью органов и институтов, необходимых для осуществления внешнеполитических функций государства.

19: Порядок  формаировани я и структура  правителства в зарубежных странах:

Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции.

Основные функции  правительства: осуществляет общее руководство государственным управлением;возглавляет исполнительно- распорядительную деятельность, контролирует деятельность государственного аппарата; распределяет финансы государства;управляет вооруженными силами, иностранными делами.Структуры правительства:

1) правительство и кабинет  правительства, данный уровень  включает министров всех уровней.  В прямые обязанности кабинета  министров входит управление всеми процессами в государстве. 2) совет кабинета и совет министров. Заседания совета кабинета возглавляет премьер- министр;на таких заседаниях принимаются решения по оперативным вопросам. На этих заседаниях рассматриваются стратегически важные для государства вопросы;

3) президиум (бюро правительства)  состоит из премьера, его заместителей  и некоторых министров. Президиум  правительства рассматривает и  принимает решения относительно  многих важных вопросов;Три способа образования правительства:

1) парламентский способ формирования правительства — данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;2) полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер- министра, а министров назначает самостоятельно;3) президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата.

                  18   Компетенция глав государства  в зарубежных странах

   Главы  государств в зарубежных странах  в основном обладают идентичнымиполномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.В области государственного управления полномочия главы государства невелики даже формально, на практике же они выглядят еще скромнее.Конституции всех парламентарных стран наделяют главу государства правом участия в формировании правительства. На практике же роль главы государства в формировании правительства носит чисто номинальный характер.  Полномочия главы государства как верховного главнокомандующего практически представляют собой почетную

прерогативу,Важное место в полномочиях главы  государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всейстраны или части ее.В законодательной области полномочия главы государства достаточно обширны. Он обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости активно воздействовать на парламент.Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы государства является право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или истечения срока его полномочий глава государства назначает внеочередные или очередные выборы. В ряде случаев президенту или монарху предоставляется в ограниченной форме право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий. Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства. Внешнеполитические полномочия главы государства конституциями зарубежныхстран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей идеталей чисто национального характера. Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуетсясанкция парламента. Глава государства обычно имеет также право помилования+ церемнии

17: Положение  главы госсударства и порядок  замещения им должности в зарубежных  странах 

Глава государства - монарх. Правовое положение монарха зарубежных странах.

 Верховная  власть в монархии зачастую  осуществляется системой высших  органов, включая главу государства,  парламент, правительство, а иногда  и неформальные структуры. Абсолютная монархия характеризуется обширными полномочиями монарха в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Законы издаются от имени монарха, ему подчинен весь административный аппарат государства. В парламентарной монархии действует конституция, принятая демократическим путем, законодательной властью обладает избираемый парламент (по крайней мере, избирается его нижняя палата).  Монарх юридически остается главой государства, но участия в управлении страной фактически не принимает. Его полномочия носят в основном представительный характер. Кроме того, он обладает своеобразной функцией государственного нотариуса, скрепляя своей подписью все важнейшие государственные акты. Особо следует выделить теократическую монархию, где глава государства — монарх является одновременно главой того или иного религиозного культа, представляющего одну из мировых религий. Так, духовный владыка католиков всего мира Папа является одновременно главой государства Ватикан.  

 Глава государства  - президент. В демократической республике глава государства – президент избирается на установленный в конституции срок.В президентских и смешанных республиках президент избирается народом (избирателями) чаще всего путем прямых выборов, но иногда как в США, путем выборов косвенных, когда избиратели выбирают выборщиков, а те уже – президента. В парламентарных республиках президент избирается парламентом (например, в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой коллегией с участием парламента (например, в Италии, Индии, Германии).Торжественное вступление президента в должность, которое в США и некоторых других странах именуется инаугурацией, включает обычно принесение присяги.Президент пользуется неприкосновенностью и рядом других привилегий, присущих главе государства:Конституции различно решают вопрос о замещении должности Президента в случае его досрочного выбытия или препятствия к исполнению им своих обязанностей Наиболее типична процедура импичментаПрезидент СШАможет быть подвергнут суду импичмента, если он совершит измену, взяточничество или другое тяжкое преступление.Глава государства — монарх — занимает свой пост автоматически на основе действующего в стране порядка престолонаследия. Как правило, наследник престола становится главой государства сразу же при открытии вакансии в связи со смертью или отречением царствовавшего монарха, в соответствии с формулой "король умер, да здравствует король". Значительным своеобразием отличается порядок замещения поста главы государства в выборных монархиях. К числу последних относят страны, в которых глава государства избирается на определенный срок монархическими правителями областей (княжеств) из своей среды. 

16. Формы  государственного устройства

 Форма  государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.Классификация форм государственного устройства:Унитарная форма государственного устройства.Федеративная форма государственного устройства.Конфедерация. Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства. Признаки федеративной формы государственного устройства:Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:Территория федерации состоит из территорий её субъектов.В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.Выделяются следующие виды федераций:Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус.

 Унитарная форма государственного устройства.Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого  государства, без признаков суверенитета у его составных частей.Признаки:Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.Наличие единых для всего государства высших органов власти.Наличие единого гражданства в государстве.Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета. Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями. НУ ИКонфедерация.Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей.

15. Политические  режимы зарубежных стран:

В теории государства  и права государственный режим  рассматривается как синоним  политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы.

Демократический государственный режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;2) политическим плюрализмом;3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;5) свободой пропаганды любой политической идеологии.

Авторитарный (властный) режим характеризуется:

1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).Тоталитарный режим характеризуется следующим:1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;2) существует одна легальная партия;3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;4) разделение властей отвергается;5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности.

 

13. Содержание  и способы определения правового  положения личности

Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина) Приобретение гражданства:

1. В силу рождения:- принцип крови – гражданство получает любое лицо, родившееся от граждан данного государства, вне зависимости от того, где это лицо появилось на свет;

- принцип почвы  – гражданство получает любое  лицо, родившееся на территории  данного государства, независимо  от гражданства родителей.2. Натурализация – предоставление гражданства компетентными органами на основе заявления гражданина.

3. Оптация - выбор гражданства население территории, переходящей от одного государства к другому (1997 г. – Гонконг от Великобритании к КНР; 1999 г. – Макао от Португалии к КНР).4. В силу вступления в брак:

- в Саудовской  Аравии гражданство женщины определяется гражданством ее мужа;

- в Австрии  гражданство супругам граждан  Австрии предоставляется автоматически;

- в большинстве  стран мира гражданство можно  получить только после определённого  срока нахождения в браке (5 лет в среднем).5. Персональное представление гражданства – государство само предлагает принять индивиду свое гражданство (1974 г. – США предложили Солженицыну гражданство).6. Почетное гражданство – гражданство предоставляется за особый вклад в развитие страны (Горбачев и объединение Германии). И 7.Восстановление гражданства – упрощенный порядок получения гражданства для лиц, которые его раньше имели.

14. Формы  правления 

Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики.

1-Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями:  во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти; во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами.

Абсолютная  монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями.

Ограниченная  монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.2-Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства.

11: Виды  многопартийных систем и политических  партий в зарубежных странах

Характер партийной  системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в жизни государства.  Классификация многопартийный систем:1-Многопартийные системы без доминирующей партии. За власть борются более или менее равные по силам соперники, при формирования правительства создаются коалиции и объединения. 2-Многопартийные системы с доминирующей партией. Наличие правящей партии, которая контролирует парламентское большинство, формирует однопартийное правительство, предсказуемые выборы, стабильность правительства3-«Блоковые» многопартийные системы. Эта система сложилась в 60-70-е гг. Резкая поляризация сил, которые группируются в два противостоящих блока. Предвыборная стратегия формируется из принадлежности к одному из блоков.

ПРО ПАРТИИ: Существует много вариантов классификации  политических партий, преобладает принцип  разделения партий по шкале: правые, центристкие, левые. Исторически связано с традицией времен Революции французских парламентариев рассаживаться в зале заседаний.

1. Правый фланг находится во владении консервативных партий. Они делают упор на частнопредпринимательскую инициативу, выступают за снижение налогов, ограничение вмешательства государства в экономику.

2. Центр традиционно занимают либеральные партии. Вмешательство государства в экономику минимально, рынок достаточно эффективен для саморегуляции, это же касается и гражданского общества. У государства одна функция – поддержка порядка, обеспечение безопасности и стабильности.

3. Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Активное участие государства в экономике, в которой должно быть два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный.

4. Коммунистические партии также относятся к левому флангу. Негативное отношение к частной собственности, развитие экономики на плановых началах, решение всех социальных проблем ложится на плечи государства, а значит, его бюджета. После развала СССР коммунистические партии переживают очевидный кризис.

6. Избирательное  право зарубежных стран Избирательное  право в объективном смысле – совокупность норм, регулирующих выборы.Избирательное право в субъективном смысле – право лица участвовать в организации и проведении выборов – является комплексным и охватывает совокупность субъективных прав (право быть внесенным в списки избирателей, право быть избранным в избирательную комиссию (там, где они формируются путем выборов), право выдвигать кандидатов и др.).Принципы избирательного права:1) свободы выборов – принцип, согласно которому выборы должны осуществляться на основе свободного волеизъявления избирателя. Данный принцип имеет два аспекта: свобода волеизъявления при голосовании и свобода участия в выборах;2) всеобщности избирательного права – принцип, согласно которому все взрослые дееспособные граждане обладают правом участия в выборах. Пределы всеобщности определяются по наличию избирательных цензов (это условие участия в выборах). Избирательные цензы:

а) возрастной (обычно 18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет и выше в зависимости от уровня органа или должности для пассивного избирательного права;б) вменяемости;в) оседлости (т. е. проживания в течение установленного законом срока на территории). Менее распространены: образовательный ценз; религиозный ценз (ряд мусульманских стран); морально-этические цензы;3) равенства избирательного права – принцип, согласно которому:а) каждый избиратель наделен таким же числом голосов;б) «вес голоса» одного избирателя равен «весу голоса» другого избирателя;4) прямых выборов – означает, что избиратели голосуют непосредственно за своих кандидатов, непрямые – при которых голосуют представители избирателей. Непрямые выборы: косвенные (голосует коллегия выборщиков – США) или многостепенные (вышестоящий орган выбирает нижестоящий – Казахстан, Куба, КНР);5) тайного голосования – принцип, согласно которому исключается контроль за волеизъявлением избирателей (распространен повсеместно).

12.классификация  основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах

В западной науке популярны следующие доктринальные классификации прав и свобод:

с точки  зрения количества и характеристик  участников – права отдельного гражданина, индивида в связи с другими индивидами, индивида в отношении государства; в зависимости от назначения прав и свобод – права и свободы, обеспечивающие автономию личности, и права и свободы, дающие возможность участия в общественных и государственных делах; в зависимости от сферы права – права публичные и частные. Более подробно Классификация по содержанию прав, свобод и обязанностей:Личные права и свободы – права и свободы, необходимые для обеспечения автономии личности, ее жизни, свободы и достоинства (право на жизнь, физическую свободу и неприкосновенность, свободу совести, тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность жилища, свободу передвижения и поселения, уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод).Политические права, свободы и обязанности –обеспечивают возможность участия в политической жизни, потенциальную возможность воздействия на принимаемые в государстве политические решения (право принимать участие в управлении государственными делами, право на объединение, свободу мнений, свободу ассоциаций, комплекс избирательных прав, свободу собраний, шествий и митингов)Социально-экономические права, свободы и обязанности – права, свободы и обязанности человека и гражданина, тесно связанные с экономической сферой и обеспечивающие удовлетворение важнейших жизненных потребностей человека (право собственности; право наследования; свобода предпринимательской деятельности (хозяйственной инициативы);Культурные права и свободы в зарубежных странах – права и свободы, обеспечивающие возможность участия в разнообразных формах культурной жизни

 

 

7:Организация  и порядок проведения выборов  в зарубежных странах

Выборы – процедура формирования государственных органов и назначения должностных лиц путем голосования избирательного корпуса. 1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:а) прямо устанавливаться в конституции;б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства);2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов;3) формирование избирательных органов.Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы;4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах;5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны;6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. 8) подведение итогов голосования;9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения.

10. Организационная  структура и функции политических  партий 

Политические  партии – общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.Признаки политической партии:1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства2) устойчивая организация (деятельность протекает непрерывно), объединяющая граждан на постоянной основе;3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;4) партия – некоммерческая организация;5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства;7) партия ставит своей целью завоевание государственной власти (создание правительства), участие в ней, давление на нее, используя конституционные способы. Получив власть в результате выборов, она должна использовать ее через государственные органы.Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (не менее 10 в Венгрии, 50 – в Польше, Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (из 7-21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ. В некоторых странах партию можно не регистрировать (существует добровольная регистрация), в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т. е. должна быть включена в реестр (регистр) – особый список политических партий.

Детально правовой статус политических партий регулируется законами о партиях, в которых устанавливаются условия членства, явочный или разрешительный порядок образования партий, необходимое количество учредителей, порядок регистрации для приобретения прав юридического лица, порядок регистрации и обжалования решений государственных органов по вопросам регистрации, формы контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству, финансирования, проверки финансовой деятельности, обязательная финансовая отчетность, порядок роспуска и самороспуска и другие воп.Функции :Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством.  Во-вторых, партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. В-третьих, партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. В-четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин. В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое рекрутирование и политическая социализация. Под рекрутированием понимается подбор и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других организаций политической системы.

 

 

 

 

8. Институт  конституционного надзора

Конституционный контроль (надзор) – деятельность по обеспечению проверки соответствия конституции нормативных актов, а также действий государственных органов и должностных лиц Идея конституционного контроля возникла в Великобритании в XVII вСформировались две модели конституционного контроля: американская и европейская.По американской модели конституционный контроль осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина) или только Верховными судами общей юрисдикции (Австралия, Индия).По европейской модели конституционный контроль осуществляется специализированными судебными (Конституционный трибунал в Испании) или квазисудебными (Конституционный совет во Франции) органами конституционного контроля.Основные виды конституционного контроля:1) по времени осуществления:а) предварительный (проводится до вступления в силу решения, до санкционирования и промульгации закона);б) последующий (проводится в отношении действующих актов);2) по месту осуществления:а) внутренний (осуществляет сам издавший данный акт орган);б) внешний (проводит другой орган);3) по правовым последствиям:а) консультативный (решение органа конституционного контроля юридически необязательно и не влечет юридических последствий);б) постановляющий (решение органа конституционного контроля обязательно и влечет юридические последствия);4) по форме:а) абстрактный (проверка акта вне связи с каким-либо конкретным делом);б) конкретный (анализ в связи с конкретным делом);Органы конституционного контроля можно разбить на 2 группы:1) органы, которые осуществляют конституционный контроль наряду с другими функциями и для которых данная деятельность, как правило, не является основной (глава государства, парламент, правительство, суды общей юрисдикции и административные суды);2) органы, специализирующиеся на конституционном контроле, для них именно конституционный контроль является основным направлением деятельности (специализированные судебные и надзорные органы).

9. Местные  органы управления и самоуправления  во Франции

Франция делится на:1) регионы;2) департаменты;3) коммуны;4) административные округа;5) кантоны.Низовой административно-территориальной единицей является коммуна (община).Каждая коммуна имеет свой устав, который составляется на основе типового устава, утвержденного в 1984 г. К ведению общин относятся: водоснабжение, рынки, муниципальные библиотеки и музеи, кладбища и др.Коммунальный (муниципальный) совет принимает бюджет, устанавливает местные налоги, распоряжается имуществом коммуны, утверждает служащих, принимает программы развития, занимается рынками, санитарией, местными дорогами и т. д.В департаментах  избирается генеральный (департаментский) совет Он ведает примерно теми же вопросами, что и коммунальный совет, но его полномочия гораздо шире.В регионах, объединяющих 3–8 департаментов также избирается региональный совет  Он имеет более разветвленную систему служб, ряд комитетов, которые выполняют не распорядительные, а консультативные функции. Наряду с избираемыми органами во Франции в административно-территориальных единицах имеются назначенные сверху чиновники – представители государства. В регионе это региональный префект , в департаменте – префект департамента, в округе, не являющемся «территориальным коллективом» и не имеющем своего совета, есть супрефект. Он представляет в своей административно-территориальной единице правительство и каждого министра, руководит деятельностью государственных служб , несет ответственность за соблюдение национальных интересов, законов, за поддержание общественного порядка. Он непосредственно отвечает за состояние сельского хозяйства, за социальные вопросы, санитарию, благоустройство.



Информация о работе Шпаргалки по "Конституционному праву зарубежных стран"