Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 08:29, шпаргалка
1.Предмет и источники кпзс
кп регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую систему, экономическую систему, определяет основные параметры социальной сферы общества, закрепляет основы правового положения личности, партий.
кп любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны.
кп регулирует и закрепляет основы общественного строя, т.е. политическую систему, экономическую систему, определяет основные параметры социальной сферы общества, закрепляет основы правового положения личности, партий. кп любой страны – основная отрасль права государства, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих политическую, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности, избирательное право и избирательную систему, политический режим и другие важнейшие институты конкретной страны. Источники конституционного права – писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционные правоотношения. 1) законы и
иные государственно-правовые 2) судебный прецедент
(характерен для англо- 3) конституционный обычай – правило поведения, которые сложились исторически и поддерживаются государством 4) доктринальные
источники (относятся к 6) религиозное
право – источник редкий и
применяется только в 7) международные,
межгосударственные договоры, имеющие
обязательную силу исполнения
для всех стран (всеобщая
|
2. Понятие и основные принципы построения конституций зарубежных стран Классические определение конституций было дано в 19 веке - совокупность правовых положений определяющих порядок формирования, организацию, компетенции и взаимоотношения высших органов государства, а так же принципиальное положение индивида, по отношению к государственной власти. 1-Универсальные принципы присущие всем конституциям, а) принцип разделения
властей б) систему сдержек и
противовесовв) права и свободы
г) принцип правового государствад 2-Общие принципы характерные для групп стран: все африканские страны в своих конституциях закрепили принцип африканского единства. 3-Единичные принципы характеризующие конституционную специфику конкретной страны: в основном законе ФРГ 1949 года закреплено, что верховным главнокомандующим является федеральный министр обороны, а в случае вторжения канцлер, тогда как в других странах верховный главнокомандующий - глава государства. Ну и Понятие конституции может рассматривается в двух значениях: формальная конституция ( текст) и материальной конституция, то есть реальный порядок осуществления гос.власти. |
3. Виды конституций зарубежных стран: По порядку издания : дарованные; принятые представительным органом ( парламентом); одобренные на референдуме. По способу изменения различаются «гибкие» и «жесткие» конституции. «Гибкими» называют те из них, которые изменяются в том же порядке, что и другие законы(Великобритании) Для внесения изменений в «жесткие» конституции требуются особые условия, указанные выше (квалифицированное большинство голосов, утверждение на референдуме и др.). В настоящее время наблюдается тенденция появления все большего числа «смешанных» по порядку изменения конституций: одни их статьи не подлежат изменению вообще, другие изменяются в усложненном порядке, третьи — в упрощенном. Внести поправку в «жесткую» конституцию, естественно, труднее, чем в «гибкую», но если текст конституционного документа остается без изменений в течение длительного времени, то это еще не значит, что неизменной остается также и фактическая конституция страны. Фактическая конституция изменяется каждый раз, когда изменяется в стране соотношение сил, но в тексте конституционного документа такие изменения отражаются далеко не всегда. В зависимости от периода действия конституции бывают постоянными и временными. С точки зрения целеполагания различают конституции программного характера и констатирующие. Программными обычно являются все социалистические конституции, определяющие цели строительства социализма и коммунизма. Констатирующие конституции не содержат программных положений о преобразовании общества (например, конституция США). Однако большая часть норм программных конституций — констатирующие, а в констатирующих конституциях почти всегда содержатся элементы программы (например, в преамбулах). Различают также конституции федеративных государств, унитарных государств, субъектов федерации. |
1-Принцип народного
суверенитета заключается в том, что
источником всей власти считается народ.
Власть народа – это и есть демократия
в буквальном значении слова. 2-Принцип разделения
властей опирается на идеи, восходящие
еще к древнегреческому мыслителю Аристотелю.
В условиях демократического и либерального
режима каждая
из властей обладает определенной самостоятельностью
и уравновешивается другими властями. Компетенция
каждого органа определяется так, чтобы
исключить его преобладание над другими
органами. Пример достаточно жесткого
разделения властей дала Конституция
США. Зак. власть– Конгрессу США, исполнит.
Власть- президент , судебная- Верховным
судом США и нижестоящими судами. |
5: Избирательные системы зарубежных стран: Избирательная система в широком смысле – совокупность общественных отношений, связанных с проведением выборов. Избирательная система в узком смысле – способ подведения итогов голосования и подсчета голосов. Если рассмотреть по узкому смыслу:1. Мажоритарная - в основу положен принцип большинства (избранным по избирательному округу считается тот кандидат или список кандидатов, который получил установленное большинство голосов). Различают три вида мажоритарной системы:относительного большинства (избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его противников в отдельности, даже если он набрал меньше половины . абсолютного большинства (для избрания требуется абсолютное большинство поданных за кандидата голосов (50%+1).квалифицированного большинства (избранным считается кандидат, получивший квалифицированное большинство голосов, которое устанавливается законом (большее абсолютного) - 2. Пропорциональная - строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами и завоеванными мандатами. Применяется только в многомандатных избирательных округах. Пропорциональная система, если она не искажена различного рода дополнениями и поправками, дает относительно верное отражение в представительном органе действительного соотношения политических сил.Смешанные избирательные системы – системы, в которых используются и мажоритарная, и пропорциональная системы. |
29:Вооруженные силы, полиция в зарубежных странах: Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб: 1. полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;2. полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;3. уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;4. административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; 5. политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;6. военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений. Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил. |
28. Административно- Чаще
всего, государства с большой
территорией имеют трехзвенную
систему административно- Правовой статус
административно- Однако,
понятие административно – |
27:государственная
гражданская служба в Государственная служба представляет собой практическое участие гражданина в осуществлении целей и функций государства посредством исполнения обязанностей и осуществления полномочий по государственной должности. Объем и форма правового регулирования государственной службы в зарубежных странах различен. В наиболее развитых странах мира обеспечение устойчивости и стабильности институтов государственной службы сочетается с административными реформами. В Англии такая реформа была проведена в 1970 г., в США в 1978 г. был принят закон о реформе государственной службы, в котором особое внимание уделялось улучшению механизма комплектования кадров государственного аппарата. Во всех странах цели государственной службы рассматриваются как упорядочение и повышение эффективности реализации государственной власти и государственного управления, а также соединение ответственности за исполнения государственной должности с социально-экономическими гарантиями государственной службы. Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами: a) Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. б) Социально-психологический характер с выраженным проявлениемволи. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями. в) Комплексное явление. Управленческая деятельность включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.г) Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п. |
26. Законодательный процесс в зарубежных странах Законодательный
процесс – это организационно- Стадии законодательного процесса:1) стадия законодательной инициативы – первичное официальное действие компетентного субъекта, состоящее во внесении в правотворческий орган или предложении об издании нормативного акта или подготовленного проекта акта. К субъектам законодательной инициативы, как правило, относятся:глава государства; верхняя палата законодательного органа ,законодательные органы субъектов федеративных государств;высшие судебные органы государства;2) подготовка проекта закона. Доработка проекта до его обсуждения на пленарных заседаниях парламента осуществляется в соответствующем парламентском комитете или комиссии.3) обсуждение, принятие закона законодательным органом государства.Каждое обсуждение законопроекта, заканчивающееся голосованием по нему, называется чтением. 4) одобрение закона верхней палатой парламента (для государств с двухпалатной структурой парламента).5) промульгация – подписание и обнародование (опубликование) закона главой государства. Опубликование законов осуществляется, как правило, в официальных изданиях. |
24. Правовое
положение депутатов в
В большинстве стран члены парл |
23: порядок
формирования парламентов Состав парламента:1) верхняя палата;2) нижняя палата. Численность членов обеих палат разная и регулируется конституцией. С изменением численности населения изменяется и число депутатов. В большинстве государств принято, чтобы верхняя палата в два раза, а то и больше была малочисленнее нижней. Депутатами обычно называются представители нижней палаты парламента. Они, как правило, избираются на срок 4—5 лет непосредственно гражданами данного государства или в результате многоступенчатых выборов как народные представители. Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются в полном составе. Состав верхней палаты формируется несколькими способами: в некоторых государствах путем выборов (прямых и косвенных), в некоторых — по конкретному назначению вышестоящими органами. Заседателей в верхней палате называют сенаторами.Установленная законом определенная часть сенаторов верхней палаты избирается по мажоритарной системе, остальная часть — по пропорциональной системе. Такая система выборов сенаторов существует в Италии. Также возможен вариант выборов сенаторов смешанным методом. Прямым голосованием (например, в Бельгии) избирается только одна третья часть сенаторов, вторая часть назначается по конкретным представлениям кандидатур, остальная часть сенаторов избирается провинциальными советами заочным путем.
|
22. Классификация парламентов зарубежных стран В основу данной классиф. положены следующие существенные признаки: структура парламента
и объем компетенции. При однопалатной
системе депутаты организационно не разделены,
что делает однопалатный
парламент (при прочих равных условиях)
более мобильным, чем двухпалатный (Болгария,
Дания, Финляндия).Две палаты создаются
для представительства:интересов аристократии (Палата
лордов Великобритании, сильно реформированная);политико- |
20. Местное самоуправление в зарубежных странах. Местное,
или муниципальное, самоуправление –
это такая система управления местными
делами, которая осуществляется специальными выборными органами,
непосредственно представляющими население
той или иной административно- |
21: Компетенция правительств зарубежных стран: Во всех странах
независимо от государственного строя
правительство выполняет 4) нормоустанавливающая деятельность правительства заключается в издании нормативных актов с целью исполнения изданных ранее парламентских законов. В Великобритании правительство имеет право проводить делегированное законодательство, т. е. все акты делегированного законодательства в численном эквиваленте значительно превосходят сами парламентские законы;5) составление и исполнение бюджета6) осуществление внешней политики является одной из статей полномочий любого правительства независимо от государственного строя;7) контроль над деятельностью органов и институтов, необходимых для осуществления внешнеполитических функций государства. |
19: Порядок
формаировани я и структура
правителства в зарубежных Правительством любого государства или страны является коллегиальный орган исполнительной власти, который выполняет самые общие функции. Основные функции правительства: осуществляет общее руководство государственным управлением;возглавляет исполнительно- распорядительную деятельность, контролирует деятельность государственного аппарата; распределяет финансы государства;управляет вооруженными силами, иностранными делами.Структуры правительства: 1) правительство и кабинет
правительства, данный уровень
включает министров всех 3) президиум (бюро правительства) 1) парламентский способ формирования правительства — данный метод распространен при монархиях и парламентарных республиках;2) полупарламентский способ формирования правительства распространен в полупрезидентской республике, учитывается партийное соотношение представителей парламента. Президент с согласия парламента назначает премьер- министра, а министров назначает самостоятельно;3) президентский, или внепарламентский, способ формирования правительства предполагает назначение главой государства министров по своему усмотрению из числа деятелей партии, к которой принадлежит он сам, иногда в процессе участвует верхняя палата. |
18 Компетенция глав государства в зарубежных странах Главы
государств в зарубежных прерогативу,Важное место в полномочиях главы государства занимает право объявления чрезвычайного положения на территории всейстраны или части ее.В законодательной области полномочия главы государства достаточно обширны. Он обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости активно воздействовать на парламент.Глава государства созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента. Важнейшим орудием в руках главы государства является право роспуска нижней палаты (очень редко обеих палат) парламента. В случае роспуска парламента или истечения срока его полномочий глава государства назначает внеочередные или очередные выборы. В ряде случаев президенту или монарху предоставляется в ограниченной форме право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий. Конституционная теория в ряде зарубежных государств рассматривает главу государства как непременного участника законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства. Внешнеполитические полномочия главы государства конституциями зарубежныхстран определяются примерно одинаково, хотя имеется целый ряд частностей идеталей чисто национального характера. Глава государства является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.Глава государства назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.Конституции многих стран предоставляют главе государства право объявления войны и заключения мира, хотя, как правило, для этого требуетсясанкция парламента. Глава государства обычно имеет также право помилования+ церемнии |
17: Положение
главы госсударства и порядок
замещения им должности в Глава государства - монарх. Правовое положение монарха зарубежных странах. Верховная
власть в монархии зачастую
осуществляется системой Глава государства
- президент. В демократической республике
глава государства – президент избирается
на установленный в конституции срок.В
президентских и смешанных республиках
президент избирается народом (избирателями)
чаще всего путем прямых выборов, но иногда
как в США, путем выборов косвенных, когда
избиратели выбирают выборщиков, а те
уже – президента. В парламентарных республиках
президент избирается парламентом (например,
в Чехии, Словакии, Венгрии) или более широкой
коллегией с участием парламента (например,
в Италии, Индии, Германии).Торжественное
вступление президента в должность, которое
в США и некоторых других странах именуется
инаугурацией, включает обычно принесение
присяги.Президент пользуется неприкосновенностью
и рядом других привилегий, присущих главе
государства:Конституции различно
решают вопрос о замещении должности Президента
в случае его досрочного выбытия или препятствия
к исполнению им своих обязанностей
Наиболее типична процедура импичментаПрезидент
СШАможет быть подвергнут суду импичмента,
если он совершит измену, взяточничество
или другое тяжкое преступление.Глава государства |
16. Формы государственного устройства Форма государственного устройства - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями.Классификация форм государственного устройства:Унитарная форма государственного устройства.Федеративная форма государственного устройства.Конфедерация. Федеративная форма государственного устройства, характеризуется наличием сложного по своему устройству государства, с низким уровнем централизации, при наличии признаков определенного суверенитета у составных частей данного государства. Признаки федеративной формы государственного устройства:Можно выделить следующие характерные признаки федеративной формы государственного устройства:Территория федерации состоит из территорий её субъектов.В федеративном государстве верховная, законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.Выделяются следующие виды федераций:Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены равным конституционно-правовым статусом.Ассиметричные федерации характеризуются тем, что субъекты этих федераций наделены различным конституционно-правовым статус. Унитарная форма государственного устройства.Унитарная форма государственного устройства, характеризуется наличием единого государства, без признаков суверенитета у его составных частей.Признаки:Наличие единого для всего государства учредительного нормативного правового акта, нормы которого имею верховенство на всей территории страны.Наличие единых для всего государства высших органов власти.Наличие единого гражданства в государстве.Составные части унитарного государства не обладают признаками наличия суверенитета. Различают унитарные государства централизованные и децентрализованные. С одной автономией, с многими автономиями, а также, с разноуровневыми автономиями. НУ ИКонфедерация.Конфедерация - это союз государств, создаваемый для достижения политических, экономических или военных целей. |
15. Политические режимы зарубежных стран: В теории государства и права государственный режим рассматривается как синоним политического режима, при этом обычно выделяются демократический, авторитарный и тоталитарный режимы. Демократический государственный режим характеризуется: 1) признанием политических прав и свобод в таком объеме, который обеспечивает возможности самостоятельного и активного участия граждан в определении государственной политики и позволяет легально и на равных условиях действовать не только партиям, отстаивающим правительственную политику, но и партиям оппозиционным, требующим проведения иной политики;2) политическим плюрализмом;3) разделением властей, ролевой автономией различных ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной и др.);4) обязательным и реальным участием в осуществлении государственной власти общегосударственного представительного органа;5) свободой пропаганды любой политической идеологии. Авторитарный (властный) режим характеризуется: 1) признанием политических прав и свобод граждан в ограниченном объеме;2) признанием лишь ограниченного политического плюрализма;3) вооруженные силы часто играют политическую роль (концепция «двойной роли армии» и др.) (Латинская Америка, Индонезия, Пакистан).Тоталитарный режим характеризуется следующим:1) политические права и свободы граждан, возможность их самостоятельного и активного участия в определении государственной политики принципиально отвергаются концепцией вождизма, лежащего в основе режима;2) существует одна легальная партия;3) политический плюрализм принципиально отвергается, политическая оппозиция не допускается, защита прав меньшинства не признается;4) разделение властей отвергается;5) единая обязательная политическая идеология (марксизм-ленинизм в странах тоталитарного социализма, мобутизм в Заире в 1960-1980-х гг. и т. д.). Тоталитарный режим имеет свои разновидности. |
13. Содержание
и способы определения Гражданство – основополагающий элемент конституционно-правового статуса личности, необходимый для обладания лица всеми исключительными гражданским правами, но одновременно налагающий на это лицо совокупность гражданских обязанностей перед РФ. Конституционно-правовой статус личности предполагает, что он обеспечивается государством (в том числе государственным принуждением в случае нарушения конституционных прав и свобод человека и гражданина) Приобретение гражданства: 1. В силу рождения:- принцип крови – гражданство получает любое лицо, родившееся от граждан данного государства, вне зависимости от того, где это лицо появилось на свет; - принцип почвы
– гражданство получает любое
лицо, родившееся на территории
данного государства, 3. Оптация - выбор гражданства население территории, переходящей от одного государства к другому (1997 г. – Гонконг от Великобритании к КНР; 1999 г. – Макао от Португалии к КНР).4. В силу вступления в брак: - в Саудовской Аравии гражданство женщины определяется гражданством ее мужа; - в Австрии
гражданство супругам граждан
Австрии предоставляется - в большинстве
стран мира гражданство можно
получить только после |
14. Формы правления Форма правления – способ организации высших органов государства. Формы правления подразделяются на монархии и республики. 1-Монархия – это форма правления, при которой главой государства является лицо, занимающее этот пост в порядке престолонаследия. Монархия характеризуется следующими особенностями: во-первых, власть монарха юридически непроизводна от какой-либо другой власти; во-вторых, власть монарха наследственна. Порядок престолонаследия определяется либо конституциями, либо конституционными и органическими законами. Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха не ограничена ни какими законами и учреждениями. Ограниченная монархия - это форма правления, при которой власть монарха «сдерживается» парламентом. В свою очередь, ограниченную монархию можно подразделить на дуалистическую и парламентарную.Дуалистическая монархия характеризуется «двоевластием». Признак дуалистической монархии - наличие двухпалатной структуры. При парламентарной монархии монарх «царствует, но не правит». Его функции и полномочия чисто номинальны. Он лишь формально утверждает состав правительства, сформированного лидером партии, победившей на парламентских выборах. Ни парламент, ни правительство перед монархом не ответственны.2-Республика подразделяется на парламентарную и президентскую.Парламентарная республика характеризуется верховенством парламента и ответственностью перед ним правительства. Правительство формируется лидером партии, победившей на парламентских выборах и находится у власти до тех пор, пока пользуется поддержкой большинства парламентариев. Члены правительства ответственны перед парламентом за свою деятельность. Президентская республика характеризуется тем, что президент является могущественной фигурой во властных структурах государства. Он - глава исполнительной власти, по своему усмотрению формирует правительство, которое ответственно перед ним за свою деятельность. Президент избирается не парламентом, а в результате всенародного голосования. Ему принадлежит право вето на законы, принимаемые парламентом. Президент — глава государства и главнокомандующий вооруженными силами государства. |
11: Виды
многопартийных систем и Характер партийной системы определяется возможностью и степенью реального участия легально существующих политических партий в жизни государства. Классификация многопартийный систем:1-Многопартийные системы без доминирующей партии. За власть борются более или менее равные по силам соперники, при формирования правительства создаются коалиции и объединения. 2-Многопартийные системы с доминирующей партией. Наличие правящей партии, которая контролирует парламентское большинство, формирует однопартийное правительство, предсказуемые выборы, стабильность правительства3-«Блоковые» многопартийные системы. Эта система сложилась в 60-70-е гг. Резкая поляризация сил, которые группируются в два противостоящих блока. Предвыборная стратегия формируется из принадлежности к одному из блоков. ПРО ПАРТИИ: Существует много вариантов классификации политических партий, преобладает принцип разделения партий по шкале: правые, центристкие, левые. Исторически связано с традицией времен Революции французских парламентариев рассаживаться в зале заседаний. 1. Правый фланг находится во владении консервативных партий. Они делают упор на частнопредпринимательскую инициативу, выступают за снижение налогов, ограничение вмешательства государства в экономику. 2. Центр традиционно занимают либеральные партии. Вмешательство государства в экономику минимально, рынок достаточно эффективен для саморегуляции, это же касается и гражданского общества. У государства одна функция – поддержка порядка, обеспечение безопасности и стабильности. 3. Левый фланг представлен социал-демократическими партиями. Активное участие государства в экономике, в которой должно быть два взаимодействующих и взаимодополняющих сектора: частный и государственный. 4. Коммунистические партии также относятся к левому флангу. Негативное отношение к частной собственности, развитие экономики на плановых началах, решение всех социальных проблем ложится на плечи государства, а значит, его бюджета. После развала СССР коммунистические партии переживают очевидный кризис. |
6. Избирательное
право зарубежных стран а) возрастной (обычно
18 лет, но встречается и ниже) и от 18 лет
и выше в зависимости от уровня органа
или должности для пассивного избирательного
права;б) вменяемости;в) |
12.классификация основных прав и свобод человека и гражданина в зарубежных странах В западной науке популярны следующие доктринальные классификации прав и свобод: с точки
зрения количества и характеристик
участников – права отдельного гражданина,
индивида в связи с другими индивидами,
индивида в отношении государства; в зависимости от
назначения прав и свобод – права
и свободы, обеспечивающие автономию личности,
и права и свободы, дающие возможность
участия в общественных и государственных
делах; в зависимости от
сферы права – права публичные и частные. Более подробно Классификация
по содержанию прав, свобод и обязанностей:Личные
права и свободы – права и свободы,
необходимые для обеспечения автономии
личности, ее жизни, свободы и достоинства
(право на жизнь, физическую свободу и
неприкосновенность, свободу совести,
тайну частной жизни и коммуникаций, неприкосновенность
жилища, свободу передвижения и поселения,
уголовно-правовые и процессуальные гарантии
личных прав и свобод).Политические права,
свободы и обязанности –обеспечивают
возможность участия в политической жизни,
потенциальную возможность воздействия
на принимаемые в государстве политические
решения (право принимать участие в управлении
государственными делами, право на объединение,
свободу мнений, свободу ассоциаций, комплекс
избирательных прав, свободу собраний,
шествий и митингов)Социально-
|
7:Организация и порядок проведения выборов в зарубежных странах Выборы – процедура формирования государственных органов и назначения должностных лиц путем голосования избирательного корпуса. 1) назначение выборов. Начало избирательной кампании определяется датой выборов, которая может:а) прямо устанавливаться в конституции;б) при отсутствии таких конституционных норм официально объявляться соответствующим органом (например, главой государства);2) создание избирательных округов и избирательных участков. Выбор вида создаваемых избирательных округов определяется особенностями принятой в стране избирательной системы. Одномандатные округа – избирательные округа, в которых избирается только один депутат (Канада и др.). Многомандатные округа – избирательные округа, в которых избираются несколько депутатов;3) формирование избирательных органов.Избирательные органы – органы, специализирующиеся на проведении выборов: избирательные комиссии, избирательные советы и избирательные трибуналы;4) составление списков избирателей. Список избирателей – основной документ, на основании которого избиратели допускаются к участию в выборах;5) выдвижение кандидатов в депутаты – определяется законодательством страны;6) избирательная кампания – это комплекс мероприятий, во время которых избирательные объединения и кандидаты ведут предвыборную агитацию, а избиратели знакомятся с кандидатами и их предвыборными программами;7) голосование. В ходе голосования избиратели выражают свою волю. 8) подведение итогов голосования;9) объявление результатов голосования. После того как итоги выборов подведены, соответствующий компетентный орган государства должен сделать их доступными избирателям, для чего о результатах голосования сообщается в СМИ;10) обжалование результатов выборов. Данная стадия избирательного процесса не является обязательной, поскольку зависит от того, как были организованы выборы и были ли в них допущены серьезные нарушения. |
10. Организационная
структура и функции Политические партии – общественные объединения, главной целью которых является участие в осуществлении государственной власти.Признаки политической партии:1) свободно создаваемая автономная организация граждан государства2) устойчивая организация (деятельность протекает непрерывно), объединяющая граждан на постоянной основе;3) объединение в партию осуществляется прежде всего на основе идеологических факторов – общности убеждений и целей ее членов, что выражается в ее программных положениях;4) партия – некоммерческая организация;5) партии содействуют формированию и выражению политической воли народа, используя мирные и конституционные средства;7) партия ставит своей целью завоевание государственной власти (создание правительства), участие в ней, давление на нее, используя конституционные способы. Получив власть в результате выборов, она должна использовать ее через государственные органы.Для создания партии созывается учредительное собрание. Оно правомочно, если на нем присутствует установленное законом число граждан, имеющих право быть членами партии (не менее 10 в Венгрии, 50 – в Польше, Болгарии). Иногда инициаторы должны создать учредительную комиссию (из 7-21 человека в Анголе), которая проводит подготовку к созданию партии. На учредительном собрании избирают председателя и секретаря, составляется учредительный протокол о создании партии. На этом же или на другом собрании принимаются устав партии, ее программный документ. В некоторых странах партию можно не регистрировать (существует добровольная регистрация), в других она подлежит обязательной государственной регистрации, но всегда для того, чтобы стать юридическим лицом, партия должна быть зарегистрирована уполномоченными на то законом органами государства, т. е. должна быть включена в реестр (регистр) – особый список политических партий. Детально правовой статус политических партий регулируется законами о партиях, в которых устанавливаются условия членства, явочный или разрешительный порядок образования партий, необходимое количество учредителей, порядок регистрации для приобретения прав юридического лица, порядок регистрации и обжалования решений государственных органов по вопросам регистрации, формы контроля за соответствием деятельности политических партий законодательству, финансирования, проверки финансовой деятельности, обязательная финансовая отчетность, порядок роспуска и самороспуска и другие воп.Функции :Во-первых, партия является связующим звеном между гражданским обществом и государством. Во-вторых, партии осуществляют аккумуляцию интересов больших социальных групп. В-третьих, партии осуществляют постановку коллективных целей для всего общества. В-четвертых, партии занимаются разработкой идеологии и политических доктрин. В-пятых, важным направлением деятельности партий является политическое рекрутирование и политическая социализация. Под рекрутированием понимается подбор и выдвижение кадров, как для самой партии, так и для других организаций политической системы.
|
8. Институт конституционного надзора Конституционный
контроль (надзор) – деятельность по обеспечению
проверки соответствия конституции нормативных
актов, а также действий государственных
органов и должностных лиц Идея конституционного
контроля возникла в Великобритании
в XVII вСформировались две модели конституционного
контроля: американская и европейская.По американской модели конституционный
контроль осуществляется всеми судами
общей юрисдикции (США, Аргентина) или
только Верховными судами общей юрисдикции
(Австралия, Индия).По европейской модели конституционный
контроль осуществляется специализированными
судебными (Конституционный трибунал
в Испании) или квазисудебными (Конституционный
совет во Франции) органами конституционного
контроля.Основные виды конституционного
контроля:1) по времени осуществления:а) |
9. Местные
органы управления и Франция
делится на:1) регионы;2) |
Информация о работе Шпаргалки по "Конституционному праву зарубежных стран"