Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:35, реферат
Разумеется, субъективное восприятие “Шенгенского процесса” может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы эти оценки соответствовали объективным критериям, нужно прежде всего уяснить правила, юридические нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит гражданам “Шенгенской зона” и “Шенгенская виза”, а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.
В данной работе мы и рассмотрим все вопросы, касающиеся Шенгенского соглашения и Шенгенской визы.
Введение
Каждое государство имеет собственную территорию, а значит и свои границы. Несмотря на многочисленные войны и территориальные переделы, межгосударственные границы в ходе истории продолжали укрепляться, а пограничный контроль - усиливаться. Это соответствовало объективным потребностям суверенных государств, но сдерживало международное общение, хозяйственные, культурные и другие связи друг с другом народов разных стран.
Для пересечения
границ от иностранцев все чаще стали
требовать специальное
Однако со второй половины XX века, прежде всего под влиянием интеграционных явлений в экономике, переходящих теперь в глобализацию, постепенно набирает силу обратный процесс: межгосударственные границы начинают “открываться”, сначала немного, затем все больше. Наивысшей точки своего развития он достиг в Европе, в рамках организации Европейский союз.
Один из результатов этого процесса - появление единой визы, открывающей перед своим обладателем двери целой совокупности больших и малых европейских стран, границы между которыми теперь открыты для свободного передвижения как собственных граждан, так и иностранцев.
О существовании так называемой “Шенгенской визы”, владелец которой может на законных основаниях путешествовать по территории не одного единственного государства, а целой “Шенгенской зоны”, известно непонаслышке многим гражданам. Многие люди, правда, на собственном опыте убедились, что преодолеть этот визовый барьер сейчас труднее и дороже, чем раньше получать национальные визы.
Разумеется, субъективное восприятие “Шенгенского процесса” может быть самым различным, от восторженных оценок до крайне негативных. Но чтобы эти оценки соответствовали объективным критериям, нужно прежде всего уяснить правила, юридические нормы, которым подчиняется данный процесс. Зная их, можно лучше использовать преимущества, которые сулит гражданам “Шенгенской зона” и “Шенгенская виза”, а вместе с тем избежать многих трудностей и проблем.
В данной работе мы и рассмотрим все вопросы, касающиеся Шенгенского соглашения и Шенгенской визы.
1. Шенгенское соглашение и Его история
Шенгенское соглашение– соглашение об отмене паспортно-визового контроля на границах ряда государств Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года и прекратило существование 1 мая 1999 года, будучи замещено Шенгенским законодательством ЕС.
История Шенгенского соглашения:
При создании Европейского экономического сообщества среди основных целей его существования было заявлено создание общего рынка, что подразумевало достижение так называемых Четырёх свобод: перемещения товаров, услуг, людей и капиталов. Ради свободы перемещения товаров и услуг в 1958 году был создан Таможенный союз, а также приняты многочисленные иные соглашения.
Тем не менее, свобода перемещения людей оставалась стеснённой. Хотя гражданам стран ЕЭС не требовались визы для взаимных поездок, сохранение паспортного контроля означало необходимость получать паспорта и потери времени при прохождении границ.
Соглашение о постепенном
Изначально договор
В исходном варианте соглашение предусматривало только постепенную замену паспортного контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными средствами, которые могли бы не останавливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью.
В 1986 году был принят Единый Европейский акт, поставивший цель создать единый рынок в Европе в срок до 31 декабря 1992 года. Началась разработка Договора об образовании Европейского союза, который был позже принят в Маастрихте. Договор учреждал понятие гражданства Европейского союза. Граждане ЕС отныне получали неотъемлемое право перемещаться по всей территории ЕС. Рост подвижности населения ставил вопрос о необходимости постепенного полного отказа от пограничных процедур на внутренних границах ЕС.
В 1990 году теми же пятью государствами была подписана Конвенция о введении в действие и применении Шенгенского соглашения. Именно этой конвенцией было предусмотрено создание Шенгенской зоны с полной отменой регулярного паспортного контроля, унифицированной визовой политикой для владельцев обычных паспортов, полицейским и судебным сотрудничеством. Соглашение заработало в 1995 году для семи стран (к первоначальным участникам присоединились Испания и Португалия).
1 мая 1999 года вступил в силу
Амстердамский договор,
Новые члены ЕС не подписывают Шенгенское соглашение как таковое: они обязываются исполнять Шенгенские правила как часть законодательства ЕС, которое они должны принять целиком при вступлении. Изменения в Шенгенское законодательство вносятся не в соответствии с условиями, которые были определены в исходном соглашении, а в рамках законодательной процедуры ЕС.
Страны шенгенского соглашения:
По состоянию на апрель 2012 года соглашение подписано 30 государствами и фактически действует (с отменой пограничного контроля) в 26 государствах:
Австрия , Бельгия , Венгрия, Германия, Греция, Дания (без Гренландии и Фарер), Исландия, Испания, Италия , Латвия ,Литва, Лихтенштейн (вступил в Шенген 19.12.2011), Люксембург, Мальта, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция , Чехия, Швейцария , Швеция, Эстония.
Автоматически входят в шенгенскую зону (хотя соглашение не подписывали)
-Андорра (вместе с Испанией)
-Монако (вместе с Францией)
-Сан-Марино (вместе с Италией)
Подписали шенгенское соглашение, но оставили паспортный контроль - и поэтому находятся вне шенгенской зоны - Великобритания и Ирландия. В эти страны нужно открывать отдельные визы.
Готовятся войти в зону шенгена Болгария, Кипр, Румыния. Возможно вступление Болгарии и Румынии в шенгенское соглашение в текущем 2012 году, ориентировочно не позднее сентября 2012 года. Пока вступление этих стран в шенгенскую зону тормозят Нидерланды. Из-за проблем с турецкими нелегалами Греции грозят лишением статуса шенгенской страны. Для исправления ситуации ей дали срок до июня 2012.
2. Шенгенская зона
Шенгенская зона включает в себя 25 европейских государств и напоминает некое государство, созданное для международного туризма с пограничным контролем при въезде и выезде из зоны, но без пограничного контроля внутри.
Шенгенская зона официально включает
три страны, не входящие в ЕС (Исландия,
Норвегия и Швейцария), и де-факто
включает три европейских микро-
На данный момент зона охватывает площадь в 4 312 099 км², на которой проживают свыше 400 млн. человек.
Другие страны, являющиеся членами Евросоюза, также могут вступить в Шенгенскую зону. Для этого им необходимо пройти проверку на соответствие необходимым критериям, а Пограничный контроль может быть отменён только тогда, когда будут выполнены технические условия (подключение к Шенгенской информационной системе).
От стран, участниц Шенгенского соглашеия, требуется строгий контроль над границей: земной воздушной и морской. Шенгенский договор отменяет проверки на внутренних границах государств, но создает единую внешнюю границу, иммиграционный контроль на которой ведется в соответствии с едиными правилами.
Шенгенские правила вводят устранение пограничного контроля между государствами, вошедшими в зону, и одновременно укрепление пограничного контроля с государствами, граничащими с зоной. Также страны обязуются вести единую политику в отношении временно въезжающих лиц, согласование контроля на внешних границах и развивать полицейское и судебное сотрудничество.
Для удостоверения личности может использоваться паспорт или карта гражданина ЕС. Иногда может вводиться пограничный контроль между некоторыми странами Шенгенской зоны.
Страны, не входящие в Европейский союз, но входящие в Шенгенскую зону:
Исландия, Норвегия и Швейцария не входят в Европейский союз, но полностью применяют Шенгенское законодательство ЕС.
На границах между этими странами не осуществляется на постоянной основе паспортный контроль (что не исключает возможности проведения выборочного контроля).
Краткосрочные визы (категории C), выдаваемые этими государствами, являются шенгенскими, то есть, предоставляют право на посещение всех государств Шенгенской зоны.
Так как Швейцария не состоит в таможенном союзе с Евросоюзом, таможенный контроль на её границах остаётся.
Официально не входят в Шенгенское соглашение 4 карликовых государства Европы: Андорра, Ватикан, Монако, Сан-Марино. Тем не менее, действует договорённость об открытости границ этих стран для обладателей шенгенских виз, следующих из Испании или Франции в Андорру, Италии в Ватикан и Сан-Марино, из Франции в Монако. В единственное не упомянутое карликовое государство Европы – Лихтенштейн, на данный момент можно попасть только по национальной визе.
Ряд карликовых государств Европы, не являясь членами ЕС и не присоединившись к Шенгенскому законодательству ЕС, не имеют охраняемых границ с участниками, полностью применяющими это законодательство:
Ватикан и Сан-Марино полностью окружены территорией Италии и не имеют ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на их территории, минуя территорию Италии.
Монако имеет морской порт, однако
пограничные формальности в нём
исполняются представителями
Де-юре статус Монако отличен от статуса Ватикана и Сан-Марино, так как между Монако и Францией существует формальный договор о представлении Францией интересов Монако во внешних сношениях.
Однако с практической точки
зрения все три государства имеют
одинаковый статус: они не проводят
своей отдельной визовой
Ватикан выражает заинтересованность в непосредственном участии в шенгенских делах ЕС, в частности, в доступе к Шенгенской информационной системе.
Андорра. Андорра также не имеет ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на её территорию, минуя территорию Испании или Франции. Однако её территория не входит в Шенгенскую зону, несмотря на то, что контроль на её границах не является сплошным. Въезд на территорию Андорры считается покиданием территории Франции или Испании и соответственно Шенгенской зоны.
Пользуясь своим географическим положением, Андорра не выдвигает визовых требований к посетителям из любых стран. При этом Андорра допускает въезд граждан ЕС не только по паспортам, но и по национальным удостоверениям личности.
Лихтенштейн. Лихтенштейн имел пограничный и таможенный союз со Швейцарией с 1923; граница княжества со Швейцарией не охранялась; граница с Австрией охранялась швейцарской пограничной службой. После вступления Швейцарии в Шенгенскую зону в 2008 году и до вступления самого Лихтенштейна встал вопрос о границе между двумя государствами.
Учитывая, что в княжестве нет ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на его территорию, минуя Шенгенскую зону, и в связи с планируемым вступлением в неё самого Лихтенштейна, было выработано специальное временное решение. Вместо полноценного пограничного контроля установлено видеонаблюдение за дорогами, соединяющими Лихтенштейн и Швейцарию. В то же время граница с Австрией продолжает охраняться как внешняя граница Швейцарии. Достигнута договорённость, согласно которой шенгенские визы иностранцам, постоянно проживающим в Лихтенштейне, выдаются бесплатно. Кроме того, Лихтенштейн привёл своё законодательство в соответствие с Шенгенским законодательством.