Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2011 в 19:46, реферат
Шанхайская организация сотрудничества является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР) Республикой Казахстан, Китайской Народной Республикой, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией, Республикой Таджикистан, Республикой Узбекистан.
ШОС имеет два
приоритетных направления сотрудничества
- экономика и безопасность. Возможные
проблемы могут возникнуть в связи именно
с мнением, о приоритетности развития
экономического сотрудничества. «Именно
экономическим аспектам деятельности
ШОС следует сейчас уделить особенное,
повышенное внимание во имя достижения
как экономических, так и политических
целей, которые организация ставить перед
собой», сказал, выступая на конференции,
заместитель директора Института мировой
экономики и международных отношений
РАН Геннадий Чуфрин.
Стремление к усилению
безопасности и желание качественного
экономического сотрудничества будет
неизменно вызывать проблемы внутри организации.
При недостатке бюджетных средств и вариантах
развития ШОС может столкнуться если не
с конфликтом между членами, то с перекосами
в пользу какого либо направления сотрудничества
в ущерб другим, что может привести к формализму
продолжения участия некоторых членов
организации.
В повестке дня
ШОС стоят очень важные задачи.
Причем они на первый взгляд кажутся
разнородными: борьба с терроризмом и
развитие торгово-экономического сотрудничества.
Внутри самой Организации имеются нюансы
и разные подходы к выполнению различных
задач экономики и безопасности. «Нельзя
делать акцент на выполнении лишь одной
(например, экономической - М.С) задачи
в ущерб другой, заметил К. Токаев министр
иностранных дел Казахстана, Министр подчеркнул,
что ШОС должна стать универсальной международной
организацией».
Выбирая между
экономикой и безопасностью, не все
страны выберут один и тот же аспект.
Отношения могут зайти в тупик вследствие
неоднородности их членов, исторически
сложившихся отношений. Отношения Китая
и Казахстана не стабильны из-за спорных
территорий. Сложные отношения из-за таможенных
барьеров между Казахстаном, Узбекистаном
и Кыргызстаном. Негативное отношение
Кыргызстана, к действиям узбекских властей
в Андижане, поддержанных Россией и Китаем.
Также нет единого мнения и в отношении
приема новых членов организации. Кто
то готов на прием (например, Россия), кто
то категорически против (Казахстан). В
ШОС отсутствует стабильность как в отношении
между собой, так и нет единства в отношении
развития организации и ее приоритетов.
Примечательно и другое, Декларация пятилетия,
подписанная в июне, представила ШОС обладателем
потенциала «для того, чтобы играть самостоятельную
роль в поддержании стабильности и безопасности
в зоне своей ответственности». Шанхайская
организация сотрудничества взяла на
себя обязательство на единоличную ответственность
за безопасность в Центральной Азии, тем
самым, признавая возможное сотрудничество,
но и свою первичную и определяющую роль.
При универсальности целей и задач организации,
стремление на самостоятельную роль по
обеспечению безопасности, поставит перед
ШОС задачу финансового обеспечения двух
основных направлений сотрудничества:
обеспечение безопасности и экономическое
развитие. При дефиците бюджета сделать
это будет не так просто. Кроме того, у
каждой страны члена - организации свои
приоритеты. Самостоятельная роль в обеспечении
безопасности, прежде всего, говорит о
нежелании сотрудничества с американскими
силами, также отсутствует такое желание
у сил НАТО. Эта логика подтверждается
мнением исследователя Джереми Пейджа,
который в одной из статей писал, что «ШОС
- это военно-политический блок по типу
Варшавского Договора, который может создать
противовес НАТО». Все это говорит о том,
что Отсутствие среди наблюдателей США,
де-факто имеет, и будет иметь антиамериканскую
направленность ШОС. Поэтому отношения
с США, пока они не стали наблюдателями
в ШОС, должны строиться, прежде всего,
на основе сотрудничества по ситуации
в Афганистане.
«Самостоятельная
роль» должна поставить перед
ШОС необходимость замены натовских
сил на собственные. Собственные
силы быстрого реагирования или миротворческие
силы Шанхайской организации могли бы
взять на себя полную ответственность
за безопасность и решение критических
ситуаций. Так директор Центра исследований
Восточной Азии и ШОС МГИМО А. Лукин полагает,
что «присутствие как американских войск
(пусть под маркой «антитеррористической
коалиции»), так и российских (в том числе
и под эгидой ОДКБ СНГ) воспринимается
некоторыми кругами в государствах ЦА
с опасением, как попытки крупных держав
установить и восстановить свое влияние.
Китайские войска в этом регионе также
могли бы вызвать подобную реакцию… В
то же время те же российские и китайские
войска как часть миротворческих сил новой
динамичной организации, в которой нет
одной доминирующей силы, воспринимались
бы совершенно по-иному». В состав этих
сил могли бы вступить и другие страны
Центральной Азии, например Казахстан
и Узбекистан с большим бюджетами на оборону.
В то же время это не предполагало бы объединенного
командования и создания постоянных военных
формирований ШОС. Миротворческие силы
или силы быстрого реагирования способствовали
бы укреплению безопасности в требующих
внимания точках региона, предотвращали
бы вылазки террористов.
Самостоятельная
роль - это, прежде всего роль в обеспечении
военно-политической безопасности, гуманитарная
составляющая стабильности и безопасности
региона должна основываться на взаимодействии
как с международными правительственными
организациями, такими как ООН, ОБСЕ и
НАТО, так и с неправительственными организациями.
Проблемы не
критичны и решаемы, необходимо найти
баланс в аспектах развития организации,
создать четкую документационную базу
с ясными целями и задачами, принять соответствующие
соглашения, регулирующие деятельность
ШОС и процесс выполнения программ сотрудничества.
Приоритетным остается и создание постоянных
органов с конкретными функциями и задачами
по осуществлению сотрудничества в сферах
безопасности, экономики и других направлениях,
без которых не возможна практическая
и эффективная деятельность ШОС.
Значимость ШОС.
Международный вес этой организации
определяется не только совокупным демографическим
и территориальным потенциалом входящих
в него стран, но и обозначившимся стратегическим
партнерством двух ядерных держав и постоянных
членов Совета Безопасности ООН – России
и Китая. Это определяет роль ШОС в построении
системы коллективной безопасности как
в Средней Азии, так и в Азиатско-Тихоокеанском
регионе. ШОС является открытой организацией
для приема новых членов, разделяющих
ее основные принципы. Хотя вопросы безопасности
были изначально решающими в формировании
ШОС и остаются одними из наиболее приоритетных,
в то же время было бы неверно расценивать
ее как военную организацию. Такой статус
неприемлем по причине участия входящих
в ШОС стран в международных союзах и организациях
с различными обязательствами. Так для
Китая его участие – вообще исключение
из правила, ибо эта страна традиционно
исповедует политику неприсоединения
к блокам каких-либо государств, придерживаясь
самостоятельности и независимости во
внешней политике.
Как отмечают многие
эксперты, членство в ШОС во многом
отвечает геополитическим интересам ее
участников. Так некоторые инициативы
ШОС, очевидно, нацелены на ослабление
американского влияния в регионе, что
соответствует стремлению Китая ослабить
американское влияния в регионе и отвечает
желанию России создать многополярный
мир, озвученное еще при министре иностранных
дел, а затем премьер-министре РФ Евгении
Примакове.
На Екатеринбургском
саммите председательство в ШОС
было передано Узбекистану, занимавшему
в ШОС особую индивидуальную позицию.
Ташкент приостановил частично участие
в ОДКБ, а в ШОС участвует в ограниченном
круге мероприятий, и этот факт, по сути,
является одной из основных проблем организации
в целом.
Официальные представители
Узбекистана не часто разъясняют
свою позицию. Так, посол Узбекистана
в России высказался в том плане, что его
страна не богата и тратить деньги на участие
в мероприятиях, не имеющих практического
значения, возможности не имеет. Думается,
что такая позиция имеет определенный
резон. При отсутствии реального экономического
многостороннего сотрудничества ШОС стоит
перед угрозой превратиться в дискуссионный
клуб лидеров и других руководителей,
как это уже почти произошло с СНГ. Но если
СНГ еще скрепляет ореол общей истории
в составе СССР, то ШОС для государств
Центральной Азии без экономики особого
интереса не представляет. В экономике
лучше иметь дело с ЕС, в политике – с НАТО
и ОДКБ ( или прямо с Россией и США). Потому
очевидно, что позиция Узбекистана отражает
общую «ненадежность» ШОС. Наверно, это
первый звонок.
Российские независимые
эксперты анализируют складывающуюся
реальную обстановку и критикуют бездеятельность
своей страны и вообще низкую эффективность
организации, которая по замыслу в прошлые
годы даже противопоставлялась НАТО. Они
считают, что ШОС могла бы выступить с
инициативой по организации, вместе со
странами НАТО, широкого «межафганского
диалога» под эгидой ШОС. Также в России
высказываются в пользу создания Антикризисного
фонда ШОС, который мог бы в перспективе
эволюционировать в Фонд развития организации.
Такой фонд (по типу Европейского банка
развития) мог бы финансировать важнейшие
экономические проекты в государствах-членах.
Российские аналитики считают, что принятие подобных мер во многом способствовало бы укреплению международного престижа ШОС, усилению эффективности работы организации и закреплению в ней роли России в качестве ведущей силы.
Наблюдатели- Индия, Иран, Монголия, Пакистан
Партнёры по диалогу – Беларусь, Шри-ланка
Информация о работе Шанхайская организация сотрудничества : проблемы и перспективы развития