Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 18:12, реферат
Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой.
1. Понятие основных принципов………………………………………….…………3
2. Основные принципы международного права…………………………………….3
3. Принцип суверенного равенства………………………………………..…………3
4. Принцип невмешательства во внутренние дела………………………………….4
5. Принцип равноправия и самоопределения народов……………………………..5
6. Принцип неприменения силы и угрозы силой………………………………..….6
7. Принцип мирного разрешения споров………………………………………..…..8
8. Принцип нерушимости границ……………………………………………..……..9
9. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности…………...…10
10. Принцип уважения прав человека……………………………………….………12
11. Принцип сотрудничества…… государств………………………………...…….13
12. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств………14
13. Список используемой литературы………………………………………………15
План:
1. Понятие основных принципов………………………………………….…………
2. Основные принципы международного права…………………………………….3
3. Принцип суверенного равенства………………………………………..…………
4. Принцип невмешательства во внутренние дела………………………………….4
5. Принцип равноправия и самоопределения народов……………………………..5
6. Принцип неприменения силы и угрозы силой………………………………..….6
7. Принцип мирного разрешения споров………………………………………..…..8
8. Принцип нерушимости границ……………………………………………..……..9
9. Принцип территориальной целостности и неприкосновенности…………...…10
10. Принцип уважения прав человека……………………………………….………12
11. Принцип сотрудничества…… государств………………………………...…….13
12. Принцип добросовестного выполнения международных обязательств………14
13. Список используемой литературы………………………………………………15
1. Понятие основных принципов.
Система МПП представляет собой довольно сложную структуру, состоящую из различных элементов. Ядро современного МПП образуют его основные принципы - обобщенные нормы, отражающие характерные черты, а также главное содержание международного права и обладающие высшей юридической силой. Эти принципы наделены также особой политической и моральной силой. Принципы МПП разделяются на основные и дополнительные, всеобщие (зафиксированные в многосторонних конвенциях мирового значения) и региональные (зафиксированные в региональных конвенциях), общие и отраслевые (принципы морского права).
Основные принципы МПП были зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., Заключительном акте СБСЕ 1975 г. Необходимо при этом заметить, что принципы МПП постоянно находятся в развитии в связи с усложнением общественной и юридической практикой. Так, например, первые два документа зафиксировали семь таких принципов, а Заключительный акт добавил к ним еще два.
2. Основные принципы международного права.
2.1. Принцип суверенного равенства
Основное содержание принципа состоит в следующем: государства обязан) уважать суверенное равенство и своеобразие Друг друга, а также все праве: присущие суверенитету, уважать правосубъектность других государств. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свою политическую социальную, экономическую и культурную систему, устанавливать свои законы 1 административные правила. Все государства обладают равными основными правам и обязанностями. Они обязаны уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению свои отношения с другими государствами в соответствия международным правом. Каждое государство вправе участвовать в международны организациях и договорах. Государства должны добросовестно выполнять свои обязательства по международному праву.
Суверенное равенство в настоящее время является основой межгосударственных отношений, что нашло отражение в п.1 ст.2 Устава ООН: “Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее членов”. Прежде всего это означает, что все нормы международного права применяются ко всем государствам одинаково, не взирая на разные политические, экономические и их другие особенности.
Согласно Декларации 1970 г. понятие суверенного равенства включает в себя следующие элементы:
* государства юридически равны;
* каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету;
* каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств;
* Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны;
* каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономически и культурные системы;
* каждое государство обязано полностью и добросовестно выполнять свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
В Заключительном акте 1975 г. государства помимо этого приняли на себя обязательства соблюдать права, присущие суверенитету, т.е. уважать различия в развитии, разнообразие позиций, внутренние законы и правила и т.п.
Несмотря на то, что формально правовой статус всех государств одинаков, по-прежнему сохраняется фактическое неравенство, в результате которого великие государства имеют больше механизмов влияния на процесс международного нормотворчества.
2.2. Принцип невмешательства во внутренние дела.
Он тесно связанный с принципом суверенного равенства государств, складывался в международном праве параллельно с ним. Для понимания сущности этого принципа важно раскрытие определения “внутренняя компетенция государства”, как это зафиксировано в п.7 ст.2 Устава ООН. Так, в соответствии с и. 7 ст. 2 Устава ООН Организация не имеет права "на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства". Указанное запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на действия Организации Объединенных Наций. В противоположность этому представители некоторых школ права иногда утверждают, что Устав ООН не устанавливает принципа невмешательства как нормы взаимоотношений государств, поскольку текст п. 7 ст. 2 Устава относится лишь к целям Организации, а не к действиям государств. Эта дефиниция является относительной и четкого определения и границ не имеет. Между тем, вмешательством считаются любые меры государств или международных организаций, с помощью которых последние пытаются препятствовать субъекту международного права решать дела, по существу входящие в его внутреннюю компетенцию, за исключением применения принудительных мер в случаях угрозы миру, нарушения мира, акта агрессии. Государство не может произвольно относить к своей компетенции любые вопросы.
Тем не менее, вмешательство может быть прямым или косвенным. Прямое вмешательство означает неприкрытое принуждение (военное, экономическое, политическое и др.) одного государства другого к подчинению его воли решение некоторых или всех вопросов, связанных с внутренней компетенцией. Косвенное вмешательство - это подобного рода военные, экономические и другие меры, которое осуществляются не самим государством, а лицами или организациями, находящимися под их контролем.
2.3. Принцип равноправия и самоопределения народов.
Содержание данного принципа впервые раскрыто в Декларации 1970 г.: “Создание независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление любого другого политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления этим народом права на самоопределение”.
Содержание рассматриваемого принципа в современном, международном праве включает в основном следующее:
а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства нише свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;
б) все государства обязаны уважать это право;
в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;
г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;
д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;
е) запрещается подчинение народа иностранному господству.
Рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа). Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.
2.4. Принцип неприменения силы и угрозы силой.
В международной жизни ввиду отсутствия над государственной власти сила находится в распоряжении самих субъектов. В таких условиях - единственных выход - установление правовых рамок применения силы. В качестве главной цели Устав ООН провозгласил: «Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций»
Устав ООН установил: избавить грядущие поколения от бедствий войны, принять практику, в соответствии с которой вооруженные силы применяются не иначе как в общих интересах. Устав ООН предусматривает возможность применения силы или угрозы силой только в двух случаях. Во-первых, по решению Совета Безопасности ООН в случае угрозы мира, любого нарушения мира или акта агрессии (гл. VII). Во-вторых, в порядке осуществления права на самооборону в случае вооруженного нападения до тех пор, пока СБ не примет необходимых мер для поддержания международного мира и безопасности (ст.51). В рамках ООН неоднократно принимались документы, которые раскрывали содержание данного принципа. Особого внимания заслуживает Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях 1987 г.
Раскрытие содержания принципа неприменения силы происходит попутно с определением сущности понятия агрессии. Согласно принятому ГА ООН в 1974 г. Определению агрессии, она представляет собой применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. Использование иных, кроме вооруженных средств (экономических, политических) может быть квалифицировано как применение силы, если по своему влиянию и результатам они подобны военным мерам.
В нормативное содержание принципа неприменения силы таким образом согласно Определению включается запрещение: вторжения или нападения ВС государства на территорию другого государства; военной оккупация; полной или частичной аннексии территории; применения любого оружия одним государством против другого даже без вторжения; актов нападения ВС одного государства на ВС другого; применения ВС одного государства, находящихся по соглашению со страной пребывания на ее территории, в нарушение условий, предусмотренных соглашением; продолжения пребывания ВС на территории иностранного государства после прекращения действия соглашения о их пребывании; действий государств, позволяющих, чтобы предоставленная им в распоряжение другого государства территория использовалась последним для совершения актов агрессии против третьего государства; засылки вооруженных банд, групп, а также регулярных сил или наемников на территорию другого государства в целях применения против него вооруженной силы. Нарушением принципа неприменения силы следует также считать насильственные действия в отношении международных демаркационных линий, линий перемирия, блокаду портов или берегов государства, любые насильственные действия, препятствующие народам осуществлять законное право на самоопределение.
В Определении агрессии подчеркивается, что никакие соображения любого характера не могут служить оправданием агрессии в том числе и т.н. “превентивная оборона”).
На основании этого принципа ГА ООН осудила ввод советских войск в Афганистан в 1979 г., американское вторжение в Камбоджу в 1970 г., в Гренаду и Ливию в 1983 г., в Панаму в 1989 г.
2.5. Принцип мирного разрешения споров.
В соответствии с Уставом ООН (п.3, ст.2) Декларация о принципах международного права 1970 г. сформулировала этот принцип следующим образом: “Каждое государство разрешает свои международные споры с другими государствами мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость”. Из этого следует, что главными рамками этого принципа являются применение только мирных средств разрешения споров и сохранение при этом состояния мира в мировом сообществе. Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор.
В то же время Устав ООН оставляет за государствами свободу выбора мирных средств в решении конкретного спора.
В Декларации о принципах международного права 1970 года подчеркивается, что "международные споры разрешаются на основе суверенного равенства государств и в соответствии с принципом свободного выбора средств мирного разрешения споров"[1]. В ней указывается также, что, если стороны не достигнут урегулирования одним из мирных средств, они обязаны "продолжать стремиться к урегулированию другими согласованными между ними мирными средствами".
В соответствии со ст. 33 Устава ООН стороны, участвующие в споре, "должны, прежде всего, стараться разрешить спор путем переговоров, обследования, посредничества, примирения, арбитража, судебного разбирательства, обращения к региональным органам или соглашениям или иными мирными средствами по своему выбору"[2].
Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа - “Механизма СБСЕ по урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа.
2.6. Принцип нерушимости границ.
Он определяет сотрудничество государств по установлению границ, их охране, решению спорных вопросов в связи с границами. Значение отношений, связанных с границами, определяется тем, что они есть границы распространения государственного суверенитета, границы действия государственного правопорядка.