Принцип сотрудничества государств

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:24, реферат

Описание работы

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют реальной действительности. Разумеется, было, время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность, так Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».

Работа содержит 1 файл

Принцип сотрудничества государств.doc

— 52.00 Кб (Скачать)

 

Принцип сотрудничества государств.

 

Принципы  международного права - продукт длительного  исторического развития, достояние  мировой цивилизации. Они являются одной из важнейших общечеловеческих ценностей, без которой невозможно функционирование межгосударственной системы.

Основные принципы международного права:

Принцип неприменения силы и угрозы силой;

Принцип разрешения международных  споров мирными средствами;

Принцип невмешательства  в дела, входящие во внутреннюю компетенцию  государств;

Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

Принцип равноправия  и самоопределения народов;

Принцип суверенного  равенства государств;

Принцип добросовестного  выполнения обязательств по международному праву;

Принцип нерушимости  государственных границ;

Принцип территориальной целостности государств;

Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Наиболее важным среди указанных  принципов является – Принцип сотрудничества государств. Данный принцип закреплен в Декларации о принципах международного права 1970г.

Соблюдая данный принцип, мировое  сообщество способствует реализации целей, которые закреплены в Уставе ООН.

 К этим целям  относятся:

1) поддерживать мир и безопасность;

2) развивать дружественные отношения;

3)осуществлять сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам;

4)создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права.

Представители некоторых школ международного права утверждают, что обязанность  государств сотрудничать носит не правовой, а декларативный характер. Подобные утверждения уже не соответствуют  реальной действительности. Разумеется, было, время, когда сотрудничество представляло собой добровольный акт государственной власти, однако впоследствии требования развивающихся международных отношений привели к превращению добровольного акта в правовую обязанность, так Устав ООН в преамбуле и ст. 1 обязывает членов ООН «осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера».1 Идея международного сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности стала основным положением в системе норм, содержащихся в Уставе ООН.2

Сотрудничество — единственный законный способ реализации государством своих интересов, так как ни одно из них не может выжить в условиях автаркии, экономической и политической изоляции. Напротив, отрешение от сотрудничества является одним из видов суровых санкций в соответствии с Уставом ООН (ст. 5, 6, 40, 41). Примерами применения положений указанных статей являются ситуации с Ираком, обвиняемым в нарушении универсальных договоров по уничтожению оружия массового уничтожения, Южно-Африканской Республикой — за невыполнение решения  Международного суда ООН о ликвидации преступления апартеида.

 В соответствии с императивами принципа сотрудничества государства имеют право на выбор видов и форм сотрудничества, на правомерный отказ от сотрудничества, если это совместимо с международным правом или высшими интересами государства. В случаях, предусмотренных договорами, государства могут устанавливать льготные режимы сотрудничества, как, например, государства Евросоюза, Содружества Независимых Государств, Британского содружества, Французского сообщества и др.

Конкретизация принципа сотрудничества дана в нормах декларации Генеральной  Ассамблеи ООН, в частности в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений государств 1970 г., Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г., Хельсинки.3 

Декларация  о принципах международного права 1970 года следующим образом определяет содержание принципа сотрудничества государств:

Государства обязаны сотрудничать друг с другом, независимо от различий их политических, экономических и  социальных систем, в различных областях международных отношений с целью поддержания международного мира и безопасности и содействия международной экономической стабильности и прогрессу, общему благосостоянию народов и международному сотрудничеству, свободному от дискриминации, имеющей в своей основе такие различия.

С этой целью:

a) государства сотрудничают с другими государствами в поддержании международного мира и безопасности;

b) государства сотрудничают в установлении всеобщего уважения и соблюдения прав человека, основных свобод для всех и в ликвидации всех форм расовой дискриминации и всех форм религиозной нетерпимости;

c) государства осуществляют свои международные отношения в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства;

f) государства - члены Организации Объединенных Наций обязаны в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций принимать совместные и индивидуальные меры, предусмотренные соответствующими положениями Устава.

Государства сотрудничают в экономической, социальной и культурной областях, а также в области науки  и техники и содействуют прогрессу  в мире в области культуры и образования. Государства должны сотрудничать в деле содействия экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.4

Заключительный  акт общеевропейского Совещания 1975 года конкретизирует содержание этого  принципа применительно к положению в Европе.

Государства-участники будут развивать  свое сотрудничество друг с другом, как и со всеми государствами, во всех областях в соответствии с  целями и принципами Устава ООН. Развивая свое сотрудничество, государства-участники  будут придавать особое значение областям, как они определены в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, причем каждый из них будет вносить свой вклад в условиях полного равенства. Они будут стремиться, развивая свое сотрудничество как равные, содействовать взаимопониманию и доверию, дружественным и добрососедским отношениям между собой, международному миру, безопасности и справедливости. Они будут, равным образом, стремиться, развивая свое сотрудничество, повышать благосостояние народов и способствовать претворению в жизнь их чаяний, используя, в частности, выгоды, вытекающие из расширяющегося взаимного ознакомления и их прогресса и достижений в экономической, научной, технической, социальной, культурной и гуманитарной областях. Они будут предпринимать шаги по содействию условиям, благоприятствующим тому, чтобы делать эти выгоды доступными для всех; они будут учитывать интересы всех в сокращении различий в уровнях экономического развития и, в частности, интересы развивающихся стран во всем мире. Они подтверждают, что правительства, учреждения, организации и люди могут играть соответствующую и положительную роль в содействии достижению этих целей их сотрудничества. Они будут стремиться, расширяя свое сотрудничество, как это определено выше, развивать более тесные отношения между собой на лучшей и более прочной основе на благо народов.5

     Разумеется, конкретные формы сотрудничества и его объем зависят от самих государств, их потребностей и материальных ресурсов, внутреннего законодательства и принятых на себя международных обязательств. Однако анализ политико-правовых документов, отражающих намерения государств (таких, как Декларация 1970 года и Декларация принципов Заключительного акта ОБСЕ), показывает стремление государств, придать принципу сотрудничества универсальный характер. Обязанность всех государств действовать в соответствии с принципами ООН со всей очевидностью предполагает их обязанность сотрудничать в решении различных международных проблем, "поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности"6.

Обязанность государств сотрудничать друг с другом, естественно, предполагает добросовестное соблюдение государствами норм международного права и Устава ООН. Если же какое-либо государство игнорирует свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, то тем самым это государство подрывает основу сотрудничества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы:

 

1. Устав ООН от   26 июня 1945г.

 

2. Декларация о принципах международного права, касающихся  дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года.

 

3. Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г.

 

4.  Бекяшев К. А. «Международное публичное право»  изд. «Проспект»  М., 2005.

 

5. Каламкарян Р.М. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право. 2003г.

 

6. Шаповалов Н.И.   «Международное публичное право» М., 2004.

1 Устав ООН от   26 июня 1945г.

2 Н.И. Шаповалов «Международное публичное право» М., 2004.

3 К. А. Бекяшев «Международное публичное право» М., 2005.

4 Декларация о принципах международного права, касающихся  дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций от 24 октября 1970 года.

5 Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975г.

6 Каламкарян Р.М. Концепция господства права в современном международном праве // Государство и право, 2003г.




Информация о работе Принцип сотрудничества государств