Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 20:00, реферат
На протяжении развития человечества с древних времен и по настоящее время нарушение мирных отношений, сопровождающихся огромными потерями, между народами не является редкостью. Вопрос мирного сосуществования человечества на Земле - один из самых важных и волнующих, который пытаются решить государства, объединив совместные усилия. Среди целей ООН на первом месте стоит цель поддержания международного мира и безопасности, во имя которой государства обязались принимать эффективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии (ст. 1Устава ООН). Одной из таких мер является не только запрет на ведение агрессивной войны, но и установление уголовной ответственности лиц, планирующих, развязывающих и ведущих агрессивную войну.
Итак, под «лицом» как субъектом агрессии по международному уголовному праву надо понимать любого человека, который:
- сам совершил преступное деяние;
- использовал для совершения преступного деяния другого человека (например, при исполнении приказа).
В соответствии со ст. 26 Статута «Суд не обладает юрисдикцией в отношении любого лица, не достигшего 18-летнего возраста на момент предполагаемого совершения преступления». Следовательно субъектом ответственности за совершенное преступление агрессии не может быть лицо моложе 18 лет.
Также имеется специальный субъект преступления агрессии – т. е. лицо, обладающее дополнительными юридически значимыми признаками. При этом указание на эти признаки содержатся в самой норме международного уголовного права (ст. 28 Римского Статута).
Одним из ярких примеров проявления принципа индивидуальной уголовной ответственности является ст. 27 статута « ч.2 Иммунитеты или специальные процессуальные нормы, которые могут быть связаны с должностным положением лица, будь то согласно национальному или международному праву, не должны препятствовать осуществлению Судом его юрисдикции в отношении такого лица».
В соответствии со ст. 30 Римского статута, уголовной ответственности за совершение агрессии может, по общему правилу, подлежать лицо, «если по признакам, характеризующим объективную сторону», оно совершено «намеренно и сознательно» - т.е. условием уголовной ответственности за совершенную агрессию преступление является установление вины относительно деяния и (или) результата (последствия).
Для установления субъективной стороны лица, «намерение» совершения акта агрессии считается доказанным в тех случаях, когда:
а) лицо собирается совершить такое деяние;
б) лицо собирается причинить преступное последствие или сознает, что оно наступит при обычном ходе событий.
Как видно и приведенных положений, субъективная сторона агрессии характеризуется описанным волевым отношением виновного к деянию либо его последствию.
Другим обязательным признаком субъективной стороны агрессии является сознательность его совершения. Ч. 3ст. 30 Римского Статута определяет термин «сознательно» как осознание того, что то или иное обстоятельство существует или что последствие наступит «при обычном ходе событий».
Особым
проявлением принципа личной ответственности
в международном уголовном
Что касается срока давности преступлений, то в отношении агрессии на ряду со всеми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Международного уголовного суда он не устанавливается.
Имеются
различные доктринальные
В
соответствии с Федеральным Законом
РФ «О международных договорах
В УК РФ агрессия как международное преступление предусмотрено гл. 34 « Преступления против мира и безопасности человечества» в ст. 353 «планирование, подготовка, развязывание и ведение агрессивной войны» и ст. 354 « Публичные призывы к развязыванию агрессивной войны». Следует обратить внимание, что в законодательстве РФ преступление агрессии обозначается как «агрессивная война», при этом смысловое содержание не изменяется.
Необходимо учитывать то обстоятельство, что определение агрессии 1974 года устанавливает то или иное проявление данного преступления в том случае, если акт агрессии осуществляется государством. Поэтому говоря об актах агрессии как уголовно-правовых деяниях, преследуемых по национальному законодательству, нужно исходить из принципа личной (индивидуальной) ответственности лиц, провозглашенного как в источниках международного уголовного права (Римский Статут, Устав Нюрнбергского трибунала, Уставы Трибуналов по бывшей Югославии Руанде, Проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества).
Сопоставление положений статей 353, 354 УК РФ и международно-правовых документов позволяют утверждать, что нормы российского уголовного права, определяющие преступление агрессии являются имплементированными из соответствующих положений международного уголовного права.
Некоторые авторы полагают, что УК РФ включает в себя несколько самостоятельных составов, являющихся проявлениями агрессии по национальному праву: результатом имплементации стало адаптирование положений международного права, устанавливающих преступность агрессии, в соответствующие им нормы российского уголовного законодательства, не имеющие прямых («буквальных») аналогов в международном праве.
Также в силу прямого указания международного права (Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 года) в ст. 78, 83 УК РФ продублировано положение о неисчислении сроков давности уголовной ответственности и обвинительного приговора за совершение преступления, предусмотренного ст. 353 УК РФ.
Субъект планирования, подготовки и развязывания агрессивной" - войны в отечественном уголовном праве является общим, т.е. ответственности по 4.1 и ч.2 ст.353 УК РФ может подлежать любое вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения данного преступления возраста 16 лет. Субъективная сторона всех актов агрессии может быть выражена только в прямом умысле. Мотивы и цели совершения любого акта агрессивной войны юридического значения для квалификации не имеют.
Субъективная сторона составов преступлений, предусмотренных в ч. 1, 2 ст. 353 и ст. 354 УК РФ. В указанных статьях прямо не говорится о форме вины при совершении планирования, подготовки, развязывания, ведения агрессивной войны или публичных призывов к развязыванию агрессивной войны. Однако, в силу указания ч. 2 ст. 24 УК РФ («Деяние, совершенное только по неосторожности, признается преступлением лишь в случае, когда это специально предусмотрено соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса»), необходимо считать, что рассматриваемые преступления, возможно, совершить лишь умышленно.
Все
составы актов агрессии по национальному
уголовному законодательству по конструкции
являются исключительно формальным
- их объективная сторона
Т. О., международное уголовное право оказывает весьма существенную роль на определение во внутреннем законодательстве преступности деяний, считающихся проявлениями агрессии.
Список использованных нормативных актов и литературы:
http://www.un.org/russian/