Правовой статус территории в международном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 11:37, контрольная работа

Описание работы

Значение территории как материальной основы государства не нуждается в особых пояснениях. Неслучайно на протяжении всей истории велись непрерывные войны за территорию. Защита территории - одна из главных задач государства. Согласно Конституции РФ: "Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории" (ч. 3 ст. 4).

Содержание

1. Правовой статус территории в международном праве. 2
2. Международное морское право: предмет регулирования, источники и субъекты. 7
3. Раскройте механизм принятия и исполнения решений в рамках международных экономических организаций. В каких источниках международного права закреплен этот механизм? 16
Список использованных источников: 18

Работа содержит 1 файл

Вариант_-_1.doc

— 92.00 Кб (Скачать)

    Морские порты, как правило, открыты для  иностранного судоходства. Исключением  являются порты, которые специальным  решением объявлены закрытыми. Для  захода в морские порты иностранных военных кораблей и государственных судов, используемых в некоммерческих целях, необходимо разрешение. При нахождении в порту они пользуются иммунитетом от местной юрисдикции, что не освобождает их от обязанности соблюдать местные законы и правила.

    На  находящиеся в порту иностранные  суда, на их пассажиров и экипаж распространяется уголовная, гражданская и административная юрисдикция страны пребывания. Обычно местные власти воздерживаются от осуществления своей юрисдикции в случаях, когда не затрагиваются права государства порта или его граждан.

    Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским  водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

    Россия, как и большинство государств, установила ширину территориального моря в 12 миль. Примерно 30 государств, в основном морских держав, придерживаются прежнего лимита в 3 мили.

    Территориальное море, его дно и недра, а также  расположенное над ним воздушное  пространство находятся под суверенитетом прибрежного государства. Вместе с тем признается право мирного прохода иностранных судов через территориальное море. Это является компромиссом между суверенитетом государства и интересами международного судоходства.

    Проход  считается мирным, если не нарушаются мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Во время прохода суда соблюдают установленные в соответствии с международным правом правила прибрежного государства.

    Особый  режим предусмотрен для плавания по трассам Северного морского пути, который рассматривается как исторически сложившаяся единая национальная транспортная коммуникация РФ. Плавание осуществляется в соответствии со специальными правилами, устанавливаемыми Россией.

    Исключительная  экономическая зона - зона, прилегающая  к территориальному морю, на которую  международное право распространило специализированную юрисдикцию прибрежного  государства.

    Исключительная  экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

    Исключительная  экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:

    а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так  и неживых;

    б) управление этими ресурсами;

    в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

    Прибрежное  государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:

    а) создания и использования искусственных  островов, установок и сооружений;

    б) морских научных исследований;

    в) защиты и сохранения морской среды.

    В остальном в зоне сохраняется  режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать  нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

    Из  сказанного, в частности, следует, что  уголовная юрисдикция прибрежного  государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест, судебное разбирательство. Однако арестованное судно и его  экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором.

    Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям, которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.

    В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.

    Прибрежное  государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных  островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

    Статус  исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом  от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон об исключительной экономической зоне)  в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

    В целом Закон об исключительной экономической  зоне воспроизводит положения Конвенции  по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.

    Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения  выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды, таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда, осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

    Уголовная юрисдикция в общем определена в  рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.

    Применять оружие против нарушителей этого  Закона и международных договоров  РФ (общепризнанные нормы забыты!) можно только в целях отражения нападения и прекращения сопротивления в случае, если жизнь должностных лиц органов охраны подвергается непосредственной опасности. Применению оружия должно предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении его применить и предупредительный выстрел вверх.

    "Споры  между гражданами, юридическими  лицами, гражданами и юридическими  лицами" разрешаются в судебном  порядке судами РФ (п. 1 ст. 41). Формулировка  не отличается четкостью. Мы  имеем дело с характерным для  наших юристов юридически некорректным употреблением термина "граждане" вместо термина "физические лица". Сразу же возникают вопросы. О гражданах какого государства идет речь? Относится ли это и к лицам без гражданства? Понимать приведенное положение следует так: "споры, все стороны в которых являются физическими и юридическими лицами, российскими и иностранными", разрешаются судами РФ.

    Споры между Россией и иностранными государствами разрешаются в  соответствии с международным правом (п. 2 ст. 41). Закон об исключительной экономической зоне не содержит положения о решении споров между физическими или юридическими лицами, с одной стороны, и Российской Федерацией, ее органами - с другой. Думается, что следует руководствоваться ст. 124 ГК РФ, согласно которой Федерация, ее субъекты, муниципальные образования "выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами". Следовательно, к спорам с их участием применяется п. 1 ст. 41 Закона об исключительной экономической зоне.

    Исключительная  экономическая зона является новым  институтом, отражающим особенности  современного морского права. Инициатива в ее установлении была проявлена  развивающимися странами, опасавшимися расхищения прилегающих к их берегам ресурсов морскими державами. Теперь эти ресурсы могут эксплуатироваться только по соглашению с прибрежным государством, предусматривающему выплату соответствующей компенсации прибрежному государству.

    Континентальный шельф - естественное продолжение сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или до 200 миль, если границы подводной окраины материка не достигают этого предела.

    Последнее положение служит компенсацией тем  странам, у которых подводная  окраина материка находится недостаточно далеко от берега. При всех условиях границы континентального шельфа не должны находиться далее 350 морских миль от берега. Шельф включает дно и недра.

    Согласно  Конвенции по морскому праву прибрежное государство осуществляет над континентальным шельфом суверенные права в отношении разведки и разработки природных ресурсов. Последние включают минеральные ресурсы дна и его недр, а также живые организмы, относящиеся к "сидячим видам". Думается, что формула "суверенные права", как и в случае с исключительной экономической зоной, является данью странам, претендовавшим на полный суверенитет в отношении этих пространств. На самом деле речь идет о специализированной юрисдикции, ограниченной международным правом.

    В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

    Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря "ФРГ - Дания", "ФРГ - Нидерланды", Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости .

    Открытое  море - части моря, которые не входят ни в исключительную экономическую  зону, ни в территориальное море.

    Это определение не охватывает исключительную экономическую зону, которая является частью открытого моря, но с особым режимом.

    Несмотря  на все изменения, основой морского права остается принцип свободы  открытого моря, правда, с немалым  числом новых моментов. Свобода открытого  моря означает, что оно открыто  для всех стран. Ни одно государство не может претендовать на подчинение какой-либо его части своему суверенитету. Права государств определяются только международным правом. Свобода открытого моря означает свободу судоходства, свободу полетов, свободу прокладывать кабели и трубопроводы, свободу возводить искусственные сооружения, свободу рыболовства и научных исследований. Правомерным является использование открытого моря в мирных целях.

    3. Раскройте механизм  принятия и исполнения  решений в рамках  международных экономических организаций. В каких источниках международного права закреплен этот механизм?

 

    Для достижения своих целей ОЭСР имеет  право принимать решения, которые, если не предусмотрено иное, должны быть обязательными для исполнения всеми членами ОЭСР, разрабатывать рекомендации для стран - членов ОЭСР и заключать соглашения не только со странами - членами ОЭСР, но и с государствами, которые не являются членами организации, а также с другими международными организациями

    Государства связаны резолюциями органов организации в пределах их компетенции и в соответствии с установленной юридической силой этих резолюций. Решения ОЭСР являются обязательными для исполнения всеми странами - членами данной организации или какой-либо одной страной. Так, например, в 1999 г. ОЭСР предписала правительству Канады снизить налоговую нагрузку на налогоплательщиков, прежде всего на плательщиков подоходного налога - физических лиц, с одновременным повышением границ налоговой шкалы. При этом ОЭСР предлагала Канаде также снизить ставки премий страхования по безработице. Одновременно правительству рекомендовалось сократить бюджетный дефицит, так как государственный долг Канады составляет значительную сумму по сравнению с долгом многих стран - членов ОЭСР. В отношении налогообложения юридических лиц Канаде предлагалось снизить ставки налога с корпораций и с капитала, что способствовало бы повышению конкурентоспособности канадского бизнеса в мире

Информация о работе Правовой статус территории в международном праве