Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 18:54, доклад
Правовой Статус континентального шельфа и особенности его регулирования в России.
Правовой
статус континентального
шельфа
КОНТИНЕНТАЛЬНЫЙ
ШЕЛЬФ (от англ. shell- полка) - морское дно
и недра подводных районов, простирающихся
за пределы его территориальных вод на
всем естественном продолжении сухопутной
территории государства до внешней границы
подводной окраины материка, не не менее
чем на 200 морских миль от исходных линий,
от которых отмеряется ширина территориальных
вод. Подводная окраина материка включает
в свой состав покрытое морскими водами
продолжение континентального массива,
принадлежащего прибрежному государству,
в том числе поверхность и недра К.ш. (средняя
глубина покрывающих вод 200 м, а протяженность
в сторону моря - до 1500 км), континентальный
склон (глубины от 290 до 2440 м) и континентальное
поднятие или подъем (ширина до 1000 км).
В состав К.ш. не входят никакие составные
части дна океана на больших (абиссальных)
глубинах, такие, например, как океанические
хребты, впадины, ущелья (каньоны). Женевская
конвенция о континентальном шельфе заключена
29 апреля 1958 г. в итоге состоявшейся в Женеве
дипломатической Конференции по морскому
праву. Принципы и конкретные нормы этой
Конвенции были отражены во многих десятках
международных договоров о разграничении
К.ш. и соответствующих внутригосударственных
нормативных актов. Такие соглашения заключены.
например, между СССР, Финляндией и Польшей
(1965, 1967, 1969) о разграничении К.ш. в северо-восточной
и юго-восточной частях Балтийского моря,
между Италией и Югославией (1968)о разграничении
К.ш. Адриатического моря, между Ираном,
Саудовской Аравией и другими государствами
зоны Персидского залива (1968), Великобританией,
Данией, Нидерландами, Норвегией о разграничении
К.ш. Северного моря(1964-1966).Женевская конвенция
содержала массу недостатков. Поэтому
в ходе работы Третьей конференции ООН
по морскому праву 1973-1982 гг. была подписана
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.
(вступила в силу в ноябре 1994г.). Универсальная
по количеству участников и по набору
объектов, подлежащих регулированию, она
определяет юридический статус К.ш. и правовой
режим использования его как пространственной
сферы и как вместилища естественных ресурсов.В
случае установления границы К.ш. прибрежное
государство должно учесть рекомендации
специально созданной Комиссии по границам
континентального шельфа,после чего такая
граница будет признаваться окончательной
и обязательной для всех. Разграничение
(делимитация) К.ш. между сопредельными
(противолежащими либо см. ежными) государствами
должно производиться на базе взаимной
договоренности заинтересованных стран.
Прибрежное государство является суверенным
в разведке и разработке природных ресурсов
на К.ш., т.е. если даже оно не занимается
указанной деятельностью, то никакое другое
государство или иной субъект международного
права не может делать этого без определенного
выраженного согласия на то прибрежного
государства. Осуществление прибрежным
государством прав в отношении К.ш. не
должно ущемлять международного судоходства,
других прав и свобод, предоставляемых
третьим государствам. Права прибрежного
государства, осуществляемые им на К.ш.,
не затрагивают правового статуса покрывающих
его вод и воздушного пространства над
этими водами. Существенными правами наделено
прибрежное государство в части регулирования
на К.ш. деятельности по прокладке подводных
кабелей и трубопроводов, другой эксплуатационной
деятельности. Конвенцию ООН по морскому
праву 1982 г. подписали более 160 стран и
ратифицировали более 60 из них. Ее положения
восприняты национальным законодательством.
Конституция РФ (п. 2 ст. 67) говорит, что
РФ "обладает суверенными правами и
осуществляет юрисдикцию на континентальном
шельфе... в порядке, определяемом законом
и нормами международного права". ФЗ
РФ от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ "О континентальном
шельфе Российской Федерации" уже в
преамбуле прямо ссылается на общепризнанные
принципы и нормы международного права
и международные договоры РФ как на юридическое
основание осуществления ею в отношении
К.ш. своих суверенных прав и юрисдикции.Статьей
258 УК РФ предусм. отрена ответственность
за нарушение законодательства о К.ш;
На
проведение работ по обоснованию
внешней границы
В сообщении отмечается, что выделенные средства будут потрачены на проведение дополнительных гидрографических и геофизических исследований в Северном Ледовитом океане. Эти работы ведутся в рамках плана мероприятий, утвержденного совместным приказом Минприроды и Минобороны РФ.
Помимо этого сообщается, что в 2009 году был подготовлен проект частичной заявки на расширенный континентальный шельф РФ в Охотском море за пределами 200 морских миль от исходных линий. В настоящее время он находится на стадии согласования с федеральными органами исполнительной власти.
В сентябре 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости в короткие сроки оформить внешнюю границу континентального шельфа страны в Арктике. Россия заинтересована в этом регионе, так как он богат энергоресурсами, в том числе - углеводородами. По словам Медведева, Арктику необходимо превратить "в ресурсную базу России 21-го века".
Госдепартамент США заявил, что Россия имеет "полное право определять границы континентального шельфа при условии, что это не противоречит международному праву". Также отмечалось, что границы должны быть определены на основании достоверных научных данных. Ранее страны, омываемые водами Северного ледовитого океана, негативно отзывались о повышенном интересе России к арктическому шельфу.
1) Международное право в схемах.
Авторы: Бекяшев К.А., Волосов М.Е
Издательство: Проспект
Год выпуска: 2005
2) Автор: Гуцуляк В.Н.
Международное морское право (публичное и частное)
Издательство: Феникс, 2006 г.
3) Авторы: Васильева Л.А., Бакиновская О.
Международное публичное право
Издательство: ТетраСистемс, 2009 г
4) Авторы: Ануфриева Л.П., Бекяшев К.А.,
Международное публичное право
Издательство: Проспект, 2010 г.
5) Международное публичное право
Савина И.В.
Мягкая
обложка (2009 г.)
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ)
Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
1.
Незаконное возведение
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2.
Исследование, поиск, разведка, разработка
природных ресурсов
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
О
практике применения судами законодательства
об ответственности за совершение преступления,
предусмотренного статьей 254 УК РФ, см.
Постановление Пленума