Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 21:11, реферат
Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств
и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.
Введение 2
Виды морских пространств и их правовой режим 3
Внутренние воды 3
Территориальные воды (территориальное море) 4
Открытое море 7
Прилежащая зона 14
Континентальный шельф 14
Морское дно за пределами национальной юрисдикции 16
Правовое положение судов и военных кораблей 18
Международно-правовые вопросы безопасности плавания 20
Список использованной литературы 21
территории. Согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. под
континентальным шельфом понимается морское дно (включая его недра),
простирающиеся от внешней границы территориального моря до установленных
международным правом пределов, над которым прибрежное государство
осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его природных
богатств.
Согласно Конвенции 1958 г. (ст. 1) под континентальным шельфом
понимается поверхность и недра морского дна подводных районов, примыкающих
к берегу, но находящихся вне зоны территориального моря до глубины 200 м
или за этим пределом, до такого места, до которого глубина покрывающих вод
позволяет разработку естественных богатств этих районов, а также
поверхность и недра подобных районов, примыкающих к берегам островов. Таким
образом, внешней границей шельфа является изобата — линия, соединяющая
глубины в 200 м. Естественные богатства шельфа включают минеральные и
прочие неживые ресурсы поверхности и недр морского дна шельфа, а также
живые организмы «сидячих» видов — организмы, которые в период своего
промыслового развития прикреплены ко дну или передвигаются только по дну
(раки, крабы и т.п.).
Если на один и тот же континентальный шельф имеют право государства,
берега которых расположены друг против друга, граница шельфа определяется
соглашением между этими государства, а при отсутствии соглашения по
принципу равного отстояния от ближайших точек исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря. В некоторых случаях споры о
разграничении континентального шельфа рассматривались Международным Судом
ООН, который и определял границы шельфа.
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (ст. 76) дает несколько иное
определение границ континентального шельфа. Это:
морское дно и недра подводных районов, простирающихся за пределами
территориального моря на всем протяжении естественного продолжения
сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на
расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина
территориального моря, когда внешняя фаница подводной окраины материка не
простирается на такое расстояние;
если граница материка простирается далее 200 миль, то внешняя граница
шельфа не должна находиться далее 350 миль от исходных линий, от которых
отмеряется ширина территориального моря, или не далее 100 миль от 2500-
метровой изобаты (линии, соединяющей глубины в 2500 м).
Права прибрежного государства на континентальном шельфе не
затрагивают правового статуса покрывающих вод и воздушного пространства над
ним. Поскольку морское пространство над континентальным шельфом продолжает
оставаться открытым морем, все государства имеют право осуществлять
судоходство, полеты, рыболовство, прокладывать подводные кабели и
трубопроводы. Вместе с тем установлен особый режим разведки и разработки
природных ресурсов. Прибрежное государство имеет право в целях разведки и
разработки природных ресурсов шельфа возводить соответствующие сооружения и
установки, создавать вокруг них зоны безопасности (до 500 м). Осуществление
прав прибрежного государства не должно ущемлять прав судоходства и других
прав иных государств.
Прибрежное государство вправе определять трассы для прокладки кабелей
и трубопроводов, разрешать возводить установки и проводить бурильные
работы, сооружать искусственные острова.
В 1995 г. в РФ принят Федеральный закон «О континентальном шельфе
Российской Федерации»'.
Морское дно за пределами национальной юрисдикции
Дно морей и океанов в прошлом рассматривалось как составная часть
открытого моря (Конвенция об открытом море 1958 г. не содержала каких-либо
специальных положений).
Возможность использования дна и его недр в целях разведки,
разработки или в военных целях поставила в повестку. дня вопрос о его
особой регламентации. В 1967 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН был
создан Комитет по мирному использованию дна морей и океанов за пределами
действия национальной юрисдикции. На него была возложена подготовка Ш
Конференции ООН по морскому праву, на которой в числе других вопросов
морского права рассматривался и был определен правовой режим морского дна.
Этот режим зафиксирован в ч. XI Конвенции ООН по морскому праву 19&2 г.,
именуемой
"Район".
Район определен в ст. 1 Конвенции как оно морей и океанов и его
недра за пределами национальной юрисдикции. В ст. 133 применен термин
"ресурсы", который означает "все твердые, жидкие или газообразные
минеральные ресурсы, включая полиметаллические конкреции in situ' в Районе
на морском дне или в его недрах". Ресурсы, извлеченные из Района,
рассматриваются как "полезные ископаемые". ' В переводе с латинского — в
состоянии недвижимости, в покое.
Район и его ресурсы, согласно ст. 136, являются "общим наследием
человечества". Основанный на этом понятии правовой статус Района и его
ресурсов раскрывается в ст. 137 и последующих статьях.
Ни одно государство не может претендовать на суверенитет или
суверенные права либо осуществлять их в отношении какой-либо части Района
или его ресурсов; ни одно государство, физическое или юридическое лицо не
может присваивать какую-либо их часть. Все права на ресурсы Района
принадлежат всему человечеству, от имени которого действует Международный
орган по морскому дну (Орган), включающий в качестве членов все государства
— участники Конвенции.
Орган является организацией, через посредство которой государства
осуществляют и контролируют деятельность в Районе, особенно в целях
управления его ресурсами. Он основан на принципе суверенного равенства всех
его членов.
Ресурсы Района не подлежат отчуждению. Однако полезные ископаемые,
добытые в Районе, могут быть отчуждены. Район используется на благо всего
человечества, независимо от географического положения государств и с учетом
интересов и нужд развивающихся государств и народов. Деятельность в Районе
организуется, осуществляется и контролируется Органом от имени всего
человечества и таким образом, чтобы способствовать здоровому развитию
мировой экономики и сбалансированному росту международной торговли. Орган
обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических
выгод, полученных от деятельности в Районе.
В целях осуществления непосредственной разработки Района,
транспортировки, переработки и сбыта полезных ископаемых, добытых в Районе,
Международный орган по морскому дну создает Предприятие. Предприятие
обеспечивается такими средствами и технологией, которые могут потребоваться
для выполнения им своих функций.
Государства, государственные предприятия, физические или юридические
лица осуществляют деятельность в Районе на основе контракта с Органом.
В настоящее время характеристика режима. Района и его ресурсов
включает положения дополнительного акта от 29 июля 1994 г. — Соглашения об
осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Это
Соглашение рассматривается как составная часть Конвенции. В целях
определения оптимальных условий взаимовыгодного участия государств в
использовании богатств Мирового океана Соглашение вносит в ряд норм
Конвенции изменения и дополнения, касающиеся деятельности Органа,
Предприятия, установления принципов передачи технологии глубоководной
разработки морского дна и т, д.
Научные исследования могут осуществляться как самим Органом, так и
государствами. Все археологические и исторические объекты, найденные в
Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества. Особое
внимание уделяется преимущественным правам страны их происхождения.
Конвенция 1982 г. исходит из того, что Район должен использоваться
исключительно в мирных целях. До принятия Конвенции в отношении дна морей и
океанов предусматривался режим частичной демилитаризации. Договор о
запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия
и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. касается только оружия
массового уничтожения.
Деятельность в Районе не должна затрагивать правового статуса вод,
покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими
водами
Правовое положение судов и военных кораблей
Военный корабль — это судно, принадлежащее к вооруженным силам какого-
либо государства, имеющее внешние знаки, отличающие его от невоенных судов,
находящееся под командой офицера, состоящего на службе правительства
данного государства, фамилия которого занесена в список военнослужащих, и
имеющее экипаж, подчиненный регулярной военной дисциплине.
Права и обязанности военного корабля в открытом море и иностранных
территориальных и внутренних водах регламентируются Женевскими конвенциями
1958 г., Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г., другими соглашениями, а
также национальным законодательством соответствующих государств.
Иностранные военные корабли обладают: иммунитетом от юрисдикции
иностранного государства (нераспространения в открытом море законов и
правил иностранного государства, в территориальном море и внутренних водах—
уголовной, гражданской и административной юрисдикции); иммунитетом от
принудительных действий (арестов, обысков, конфискаций и т.п.);
специальными привилегиями (освобождение от таможенного досмотра,
большинства сборов и пошлин).
В открытом море военные корабли в отношении иностранных невоенных
судов вправе:
производить осмотр судна, если имеются достаточные основания
полагать, что оно занимается пиратством, несанкционированным вещанием, не
имеет государственной принадлежности или, хотя несет иностранный флаг,
имеет ту же государственную принадлежность, что и производящий осмотр
корабль;
вести борьбу с пиратством — преследовать и захватить пиратское судно
и находящееся на нем имущество, арестовать находящихся на нем лиц;
осуществлять преследование по «горячим следам»;
сотрудничать в пресечении несанкционированного вещания;
осуществлять иные правомочия, предусмотренные международными
договорами.
В территориальных и внутренних водах военные корабли подчиняются
правилам судоходства и пребывания, установленным прибрежным государством
Международно-правовые вопросы безопасности плавания
Правовые вопросы оказания помощи и спасания на море регламентируются
Международной конвенцией для объединения некоторых правил относительно
оказания помощи и спасания на море 1910 г. и Протоколом 1967 г. к ней,
Конвенцией об открытом море 1958 г., Международной конвенцией по охране
человеческой жизни на море 1974 г. и Протоколом 1978 г. к ней,
Международной конвенцией по поиску и спасанию на море 1979 г., Конвенцией
ООН по морскому праву 1982 г., другими документами.
Соглашениями предусмотрен ряд мер по обеспечению безопасности
плавания: все суда должны быть оснащены навигационным оборудованием и
радиоаппаратурой, обеспечены находящимися в исправном состоянии
спасательными средствами.
Капитаны судов обязаны оказывать помощь любому обнаруженному в море
лицу, которому угрожает гибель; следовать на помощь терпящим бедствие
судам; после столкновения оказывать помощь пострадавшему судну. Уклонение
от оказания помощи признано преступлением. Спасание осуществляется
безвозмездно, однако спасавшему судну может быть выплачено вознаграждение.
Государства обеспечивают принятие необходимых мер в деле обеспечения
поиска и спасания людей, терпящих бедствие на море у их берегов. В этих
целях они организуют морскую поисково-спасательную службу; координируют
деятельность национальных средств спасания; разрешают немедленный допуск
спасательных судов в свои территориальные воды и воздушное пространство для
целей поиска и спасания; обмениваются информацией о спасательных единицах и
береговых станциях наблюдения, средствах связи. Национальные спасательно-
координационные центры, получив информацию о бедствии, устанавливают
местонахождение терпящего бедствие судна, определяют зону, в которой
необходимо вести поиск, организуют поисково-спасательные операции и т.д.