Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2012 в 00:19, курсовая работа
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
Введение………………………………………………………………………...…3
1. Исторические предпосылки правового регулирования отношений на континентальном шельфе…………………………………………………..…….4
2. Понятие континентального шельфа……………………………………..…....7
3. Проблема установления внешних границ континентального шельфа……………………………………………………………………….…….9
4. Суверенные права прибрежного государства на континентальный шельф……………………………………………………………………………..13
4.1. Международно-правовая регламентация суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф………………………………………13
4.2. Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации…………………….………………..18
Заключение…………………………………………………………………...…..21
Список использованных нормативных правовых актов………………………22
Список использованной литературы……………………
Международный институт экономики и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 4 курса группы ГПС юридического факультета
Яковлевой Виктории Михайловны
Дисциплина: Международное право
Тема: Правовой режим континентального шельфа
Руководитель консультант: Юрицин А.Е.
Защищена
«___»_________2011
МОСКВА 2011
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1. Исторические предпосылки
правового регулирования
2. Понятие континентального шельфа……………………………………..…....7
3. Проблема установления
внешних границ
4. Суверенные права прибрежного
государства на
4.1. Международно-правовая
регламентация суверенных прав
прибрежного государства на
4.2. Закрепление суверенных прав на континентальный шельф в законодательстве Российской Федерации…………………….………………..18
Заключение……………………………………………………
Список использованных нормативных правовых актов………………………22
Список использованной литературы……………………………………….…..
Введение
В связи с осуществлением деятельности субъектов международного права в Мировом океане, большое значение имеет изучение правового режима морских пространств. Особый интерес вызывает исследование морских пространств, которые не входят в состав государственной территории прибрежного государства, но на которые оно осуществляет отдельные суверенные права и юрисдикцию. К таким морским пространствам принято относить исключительную экономическую зону, прилежащую зону, континентальный шельф, то есть данные территории относятся к категории территорий со смешанным правовым режимом, в пределах которых действуют как нормы международного, так и внутригосударственного права прибрежного государства.
Рассмотрение правового режима континентального шельфа является необходимым в свете определения суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф, бесперебойного осуществления иных прав и свобод другими государствами в открытом море, в частности свободы судоходства в соответствии общепризнанными принципами и нормами международного права.
Проблему правового регулирования вопросов эксплуатации ресурсов Мирового океана, находящихся в пределах юрисдикции прибрежных государств, связывают с утверждением в международном морском праве института континентального шельфа.1
Исходя из всего выше сказанного, целью настоящей работы будет являться определение современного международно-правового режима континентального шельфа: суверенных прав прибрежного государства на континентальный шельф, проблему установления внешних границ континентального шельфа прибрежного государства на основе понятия континентального шельфа в юридическом и геологическом смысле, имеющих некоторые отличия, а также раскрытие имплементированных положений международного права о континентальном шельфе в законодательстве Российской Федерации.
1. Исторические
предпосылки правового
История правового регулирования отношений на континентальном шельфе берет свое начало в XXв.
Принятая 28 сентября 1945 г. вторая прокламация президента США Г. Трумэна «Политика Соединенных Штатов в отношении прибрежного рыболовства в некоторых районах открытого моря» предусматривала, что США ввиду острой необходимости в сохранении и защите рыбных ресурсов создают зоны сохранения в районах открытого моря, прилегающих к побережью Соединенных Штатов, в которых рыболовство развито или может быть в будущем развито и поддерживаться на значительном уровне. Устанавливались два правовых режима рыболовства в таких районах открытого моря:
1) если рыболовство ведут
только граждане США,
2) если рыболовство в таком районе ведут граждане, как США, так и других государств, то регулирование таких рыбных промыслов осуществляется по соглашению США с соответствующими государствами2
За прокламацией Г. Трумэна последовала череда односторонних притязаний на прилегающие к территориальному морю районы открытого моря, континентального шельфа под ним и минеральные живые природные ресурсы в этих районах: Аргентины - на континентальный шельф и покрывающие его воды (1946 г.); Панамы - на продукцию морского промысла в пределах континентального шельфа (1946 г.); Чили - на 200-мильную зону шельфа и лежащих вод в целях использования естественных ресурсов (1947 г.); Перу - на 200-мильную зону континентального шельфа (1947 г.) и др.3
К 1958 г. односторонние акты о континентальном шельфе приняли уже более 20 государств.4
В силу такого широкого подражания примеру США, провозгласивших свои права на континентальный шельф, саму правовую идею и юридическое понятие континентального шельфа часто связывают с прокламацией Г. Трумэна.
Однако история правового вопроса о континентальном шельфе начинается значительно раньше. Как справедливо отмечал С.В. Молодцов, защищая суверенитет «на некоторые острова в Северном Ледовитом океане (Генриетты, Уединения и др.), Россия в 1916 г. заявила, что эти острова являются продолжением на север Сибирской континентальной платформы».5
В 50 - 80-е гг. XX в. центральное место при обсуждении международно-правового режима морских пространств заняли вопросы регулирования эксплуатации морских ресурсов, находящихся как в пределах действия юрисдикции прибрежных государств, так и вне этих пределов. Процесс утверждения в международном морском праве института континентального шельфа, исключительной экономической зоны, создание международного режима освоения ресурсов глубоководного района морского дна - все это в основе своей отражало борьбу государств за пространства и ресурсы Мирового океана.6
Профессор И.Е. Тарханов обращал внимание на то, что правовой режим пространств Мирового океана «постоянно меняется под воздействием объективных и субъективных факторов».7
В этот же период проблемы хозяйственного использования Мирового океана заняли приоритетное место в межгосударственных отношениях и во внешней политике всех без исключения государств.8
Проблема использования ресурсов континентального шельфа была частично решена Конвенцией о континентальном шельфе 1958 г. и в дальнейшем - Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.9
Однако, по мнению А.В. Овлащенко, это решение, по сути, представляло собой мирный раздел континентального шельфа между всеми прибрежными государствами.10
2. Понятие континентального шельфа
Понятие континентального шельфа закреплено в двух международных договорах, регулирующих его международно-правовой режим: в Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 г. и в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Исходя из статьи 1 Конвенции о континентальном шельфе 1958 г. термин «континентальный шельф» употребляется применительно:
а) к поверхности и недрам
морского дна подводных районов,
примыкающих к берегу, но находящихся
вне зоны территориального моря, до
глубины 200 метров, или, за этим пределом,
до такого места, до которого глубина
покрывающих вод позволяет
б) к поверхности и недрам подобных подводных районов, примыкающих к берегам островов.
По смыслу данной Конвенции, следовательно, там, где заканчивается отсчет от исходных линий дна территориального моря прибрежного государства, начинается континентальный шельф.11
Однако данное понятие существенно отличается от геологического понятия континентального шельфа, под которым понимают пологую часть материка, продолжающуюся под морскими водами до того места, где она резко переходит в материковый склон.
Невозможность принятия геологического понятия континентального шельфа за основу правого регулирования его режима было отмечено Комиссией международного права в 1956 году.12
В принятых Комиссией международного права статьях по морскому праву, в их русском тексте вместо термина «континентальный шельф» используется понятие «материковый выступ». Как отмечала Комиссия это выражение «употребляется здесь в таком смысле, который до некоторой степени отступает от обозначенного этим выражением геологического понятия. Различная трактовка этого понятия учеными сама по себе является препятствием к тому, чтобы принимать геологическое понятие за основу правового регулирования данной проблемы… Тому, что Комиссия решила не придерживаться строго геологического понятия материкового выступа («шельфа») была еще и другая причина. Одно только то обстоятельство, что можно оспаривать существование материкового выступа в геологическом смысле в таких подводных районах, где глубина моря позволяет, тем не менее, разработку недр таким же образом, как если бы там находился материковый выступ, не может служить основанием для применения к этим районам какого-либо другого правового режима».13.
Статья 76 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. дает следующее определение континентального шельфа:
Континентальный шельф прибрежного государства включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние.
Однако, если, подводная окраина материка простирается более чем на 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, то континентальный шельф прибрежного государства не может простираться далее 350 морских миль от указанных исходных линий или не далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 метров.
Подводная окраина материка включает находящееся под водой продолжение континентального массива прибрежного государства и состоит из поверхности и недр шельфа, склона и подъема. Она не включает дно океана на больших глубинах, в том числе его океанические хребты или его недра.
3. Проблема установления
внешних границ
В основу определения внешней границы континентального шельфа, согласно Конвенции о континентальном шельфе 1958 г., было положено два критерия:
- глубина в 200 метров;
- техническая доступность эксплуатации.14
Таким образом, на основании Конвенции 1958 г., прибрежное государство как минимум могло считать внешним пределом своего континентального шельфа глубину в 200 метров. По своему выбору оно могло претендовать и на подводные районы за этим пределом до такого места, до которого глубина покрывающих вод позволяет разработку естественных богатств этих районов15
Конвенция ООН по морскому праву 1982 г., в части установления внешних границ континентального шельфа, идет по пути в отказе от критерия технической эксплуатации и предлагает сложную систему юридического определения внешней границы подводной окраины материка.16 Если прибрежное государство считает, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние 200 морских миль от исходных линий, то именно этот 200 мильный предел и становится внешней границей континентального шельфа соответствующего прибрежного государства.
В настоящее время большинство государств, в том числе и Российская Федерация, установили, согласно Конвенции 1982 г. фиксированный предел протяженности континентального шельфа в 200 морских миль.17 Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» от 30.11.1995 г. №187-ФЗ (в ред. от 04.11.2006 г. №188-ФЗ) определил в статье 1 понятие континентального шельфа и его внешние границы. Так, континентальный шельф РФ включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящихся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка.
Внешняя граница континентального шельфа находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается на расстояние более чем 200 морских миль.
Делимитация континентального шельфа между Российской Федерацией и государствами, побережья которых противолежат побережью РФ или являются смежными с побережьем РФ, осуществляется, согласно статье 2 ФЗ «О континентальном шельфе РФ», на основе международных договоров РФ или норм международного права.