Правовое регулирование воздухоплавания

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:57, контрольная работа

Описание работы

Рассмотрение специальных принципов международного воздушного права

Работа содержит 1 файл

контрольная.doc

— 54.50 Кб (Скачать)

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ИНСТИТУТ (филиал) МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ
имени О.Е. Кутафина  в г. Кирове
 

Кафедра международного права

                      
 

Контрольная работа

Тема № 4. Правовое регулирование воздухоплавания. 

                                        

  Выполнила: студентка 5 курса 5 группы

  заочной формы  обучения 

Солодянкина Анастасия

  Валерьевна 
 
 
 

 Индекс: 620000

Адрес: г. Екатеринбург ул. Новгородцевой, д. 3 кв. 263

Ф.И.О.: Солодянкина А.В. 
 

Оглавление 

  1. Специальные принципы международного воздушного права………………. стр. 3
  2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений…………………………………………. стр. 7
  3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права…………………………........................… стр.
  4. Задача……………………………………………………………………….......... стр.
  5. Список использованной литературы и нормативных правовых актов………. стр.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Специальные принципы международного воздушного права.

     Международное воздушное право - совокупность принципов  и норм, регулирующих отношения между  государствами по поводу использования  воздушного пространства и организации  международных воздушных сообщений.

     Эти принципы носят императивный характер и содержат обязательства в отношении  всех и каждого из членов международного сообщества. Принципы объединяют нормы  международного воздушного права различных  его институтов, действующие в  отношении тех или иных участников межгосударственных авиатранспортных отношений, в единую правовую систему. В тех случаях, когда возникает необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности вновь принимаемых норм.

     Первая  группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты. Вторая - коммерческую деятельность воздушного транспорта - международные сообщения.

Международное воздушное право как отрасль  международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом.

    С точки зрения юридической природы  воздушного пространства его можно поделить на два вида: суверенное воздушное пространство («Международное воздушное пространство). К первому виду относится пространство, находящееся над территорией суверенного государства, второй вид - воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.

    Основным (первым) специальным принципом является принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией, что отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.

    Суверенитет над воздушным пространством  есть составная часть государственного суверенитета. Поэтому его общее свойство - верховенство на всей территории и независимость в международных отношениях - распространяется и на воздушное пространство над государственной территорией. В силу этого воздушное пространство над государственной территорией суверенно, т.е. оно не подчиняется никакой власти, кроме той, что исходит от государства, над территорией которого оно расположено. Осуществление государством всей полноты власти, являющейся высшей, верховной и исключающей какую-либо иную публичную власть в пределах национального воздушного пространства, проявляется в закреплении государством принципа полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством в национальном законодательстве.

    В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм. Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих международные полеты, прибытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.

    Важнейший атрибут суверенитета - юрисдикция, которая отличается от суверенитета тем, что если в суверенитете выражается высшая законность правомерного возникновения и существования государства, то в юрисдикции находит свое воплощение верховенство законов и правил государства, установленных им в отношении своей территории и расположенного над ним воздушного пространства. Юрисдикция государства распространяется на все воздушные суда, включая иностранные, осуществляющие полеты над государственной территорией.

    В отношении второго вида воздушного пространства действует принцип свободы полетов воздушных судов всех государств. Это - второй специальный принцип. К открытому или международному воздушному пространству относится воздушное пространство за пределами территориальных вод прибрежных государств. Все воздушные суда во время своего пребывания в международном воздушном пространстве подчиняются юрисдикции только государства своей регистрации. Однако свобода полетов в международном воздушном пространстве не означает, что государства и их воздушные суда свободны от соблюдения определенных правил и требований, закрепленных в международных соглашениях или в регламентах ИКАО. Согласно Чикагской конвенции 1944 года, правила полетов, которые устанавливаются ИКАО в соответствии с Конвенцией, действуют над открытым морем без каких-либо исключений. Все государства должны придерживаться этих правил и принимать меры к тому, чтобы они строго соблюдались их воздушными судами во время полетов над открытым морем. Так, в силу свободы открытого воздушного пространства эксплуатанты и командиры воздушных судов, а также органы, запускающие другие летательные аппараты, формально не связаны обязательством придерживаться здесь каких-либо маршрутов. Тем не менее в интересах безопасности полетов, обеспечение которой значительно сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве, сложилась устойчивая обычно-правовая практика выполнения международных полетов над открытым морем по согласованным на международной основе маршрутам ОВД (обслуживания воздушного движения), основные из которых устанавливаются и пересматриваются на региональных аэронавигационных совещаниях, созываемых в рамках ИКАО. Вместе с тем значительная и все более возрастающая масса полетов имеет место за пределами маршрутов ОВД. В таком случае конкретный маршрут указывается в плане полета, который сообщается органу, обслуживающему конкретный район воздушного пространства. Система правил полетов, действующих в открытом воздушном пространстве, складывается на основе обобщенных, основных правил, содержащихся в Приложении 2 к Чикагской конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного обслуживания — Правилах полетов и обслуживания воздушного движения» и «Дополнительных региональных процедурах». Чикагская конвенция и соответственно регламенты, содержащиеся в приложениях к ней и других документах ИКАО, не распространяются на государственные летательные аппараты. В Чикагскую конвенцию лишь включена норма, обязывающая государства при установлении правил для своих государственных воздушных судов «обращать должное внимание» на безопасность навигации гражданских воздушных судов (ст. 3 а). 
 

В дополнение и развитие этих положений Ассамблея  ИКАО в Сводном заявлении о  постоянной политике ИКАО в области  аэронавигации рекомендовала, чтобы  полеты государственных воздушных судов выполнялись, «насколько практически возможно», с учетом правил, содержащихся в Приложении 2, согласовывая данный вопрос «со всеми государствами, ответственными за обеспечение обслуживания воздушного движения над открытым морем в данном районе». В большинстве случаев подобное согласование и соблюдение правил полетов ИКАО государственными воздушными судами стали обычно-правовой практикой. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года подтвердила традиционную свободу полетов над открытым морем. Не повлияла на эту свободу и созданная по Конвенции 200-мильная экономическая зона. В воздушном пространстве над зоной по-прежнему существует свобода полетов. 

    Принцип обеспечения безопасности международной  гражданской авиации – третий принцип. В соответствии с ним государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 года и создания ИКАО состояла в том, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом». На это направлены, прежде всего, те единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в 18 приложениях к ней. Эти требования нуждаются в постоянном уточнении и обновлении с учетом научно-технического прогресса в области авиации. Выполнение данной задачи возложено на ИКАО.

      Следует отметить, что перечень принципов международного воздушного права не является исчерпывающим. Например, можно говорить о принципе иммунитета военных летальных аппаратов, которые выступают как органы государства, предназначенные для защиты его прав и интересов. Иммунитет военного самолета означает свободу от юрисдикции иностранных властей и свободу от принуждения и каких-либо насильственных действий в какой бы то ни было форме (задержание, арест, конфискация, реквизиция и т.п.). В мирное время военный самолет обладает иммунитетом независимо от того, в каком воздушном пространстве он находится и к какому государству принадлежит. 

Краткая характеристика международных  конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовое регулирование воздухоплавания