Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 23:57, контрольная работа
Рассмотрение специальных принципов международного воздушного права
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра международного права
Контрольная работа
Тема №
4. Правовое регулирование воздухоплавания.
Выполнила: студентка 5 курса 5 группы
заочной формы обучения
Солодянкина Анастасия
Валерьевна
Индекс: 620000
Адрес: г. Екатеринбург ул. Новгородцевой, д. 3 кв. 263
Ф.И.О.:
Солодянкина А.В.
Оглавление
Специальные принципы международного воздушного права.
Международное воздушное право - совокупность принципов и норм, регулирующих отношения между государствами по поводу использования воздушного пространства и организации международных воздушных сообщений.
Эти принципы носят императивный характер и содержат обязательства в отношении всех и каждого из членов международного сообщества. Принципы объединяют нормы международного воздушного права различных его институтов, действующие в отношении тех или иных участников межгосударственных авиатранспортных отношений, в единую правовую систему. В тех случаях, когда возникает необходимость в урегулировании новых проблем, принципы служат критериями законности вновь принимаемых норм.
Первая группа норм регулирует международные передвижения: режим воздушного пространства и международные полеты. Вторая - коммерческую деятельность воздушного транспорта - международные сообщения.
Международное воздушное право как отрасль международного права основывается на общих принципах международного права. Вместе с тем в систему норм воздушного права входят и специальные принципы и нормы, непосредственно регулирующие деятельность международной гражданской авиации в целом.
С точки зрения юридической природы воздушного пространства его можно поделить на два вида: суверенное воздушное пространство («Международное воздушное пространство). К первому виду относится пространство, находящееся над территорией суверенного государства, второй вид - воздушное пространство над открытым морем, международными проливами и Антарктикой.
Основным (первым) специальным принципом является принцип полного и исключительного суверенитета государства над его воздушным пространством. Каждое государство осуществляет полный и исключительный суверенитет в отношении воздушного пространства, расположенного над его государственной территорией, что отражено в воздушных кодексах многих государств и подтверждено в ст. 1 Чикагской конвенции 1944 г.
Суверенитет
над воздушным пространством
есть составная часть
В области двусторонних соглашений о воздушном сообщении основные принципы играют роль критерия законности двусторонних норм. Принцип суверенитета над воздушным пространством является исходным при определении многих положений двусторонних соглашений о воздушном сообщении, особенно при разрешении вопросов соблюдения законов и правил, регулирующих влет и вылет воздушных судов, совершающих международные полеты, прибытия и отправления с территории пассажиров, экипажей и грузов воздушных судов.
Важнейший атрибут суверенитета - юрисдикция, которая отличается от суверенитета тем, что если в суверенитете выражается высшая законность правомерного возникновения и существования государства, то в юрисдикции находит свое воплощение верховенство законов и правил государства, установленных им в отношении своей территории и расположенного над ним воздушного пространства. Юрисдикция государства распространяется на все воздушные суда, включая иностранные, осуществляющие полеты над государственной территорией.
В
отношении второго вида воздушного
пространства действует принцип свободы
полетов воздушных судов всех государств.
Это - второй специальный принцип. К открытому
или международному воздушному пространству
относится воздушное пространство за
пределами территориальных вод прибрежных
государств. Все воздушные суда во время
своего пребывания в международном воздушном
пространстве подчиняются юрисдикции
только государства своей регистрации.
Однако свобода полетов в международном
воздушном пространстве не означает, что
государства и их воздушные суда свободны
от соблюдения определенных правил и требований,
закрепленных в международных соглашениях
или в регламентах ИКАО. Согласно Чикагской
конвенции 1944 года, правила полетов, которые
устанавливаются ИКАО в соответствии
с Конвенцией, действуют над открытым
морем без каких-либо исключений. Все государства
должны придерживаться этих правил и принимать
меры к тому, чтобы они строго соблюдались
их воздушными судами во время полетов
над открытым морем. Так, в силу свободы
открытого воздушного пространства эксплуатанты
и командиры воздушных судов, а также органы,
запускающие другие летательные аппараты,
формально не связаны обязательством
придерживаться здесь каких-либо маршрутов.
Тем не менее в интересах безопасности
полетов, обеспечение которой значительно
сложнее, чем в суверенном воздушном пространстве,
сложилась устойчивая обычно-правовая
практика выполнения международных полетов
над открытым морем по согласованным на
международной основе маршрутам ОВД (обслуживания
воздушного движения), основные из которых
устанавливаются и пересматриваются на
региональных аэронавигационных совещаниях,
созываемых в рамках ИКАО. Вместе с тем
значительная и все более возрастающая
масса полетов имеет место за пределами
маршрутов ОВД. В таком случае конкретный
маршрут указывается в плане полета, который
сообщается органу, обслуживающему конкретный
район воздушного пространства. Система
правил полетов, действующих в открытом
воздушном пространстве, складывается
на основе обобщенных, основных правил,
содержащихся в Приложении 2 к Чикагской
конвенции, а также в «Процедурах аэронавигационного
обслуживания — Правилах полетов и обслуживания
воздушного движения» и «Дополнительных
региональных процедурах». Чикагская
конвенция и соответственно регламенты,
содержащиеся в приложениях к ней и других
документах ИКАО, не распространяются
на государственные летательные аппараты.
В Чикагскую конвенцию лишь включена норма,
обязывающая государства при установлении
правил для своих государственных воздушных
судов «обращать должное внимание» на
безопасность навигации гражданских воздушных
судов (ст. 3 а).
В дополнение
и развитие этих положений Ассамблея
ИКАО в Сводном заявлении о
постоянной политике ИКАО в области
аэронавигации рекомендовала, чтобы
полеты государственных воздушных
судов выполнялись, «насколько практически
возможно», с учетом правил, содержащихся
в Приложении 2, согласовывая данный вопрос
«со всеми государствами, ответственными
за обеспечение обслуживания воздушного
движения над открытым морем в данном
районе». В большинстве случаев подобное
согласование и соблюдение правил полетов
ИКАО государственными воздушными судами
стали обычно-правовой практикой. Конвенция
ООН по морскому праву 1982 года подтвердила
традиционную свободу полетов над открытым
морем. Не повлияла на эту свободу и созданная
по Конвенции 200-мильная экономическая
зона. В воздушном пространстве над зоной
по-прежнему существует свобода полетов.
Принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации – третий принцип. В соответствии с ним государства обязаны: а) принимать меры по обеспечению технической надежности авиационной техники, аэропортов, вспомогательных служб и воздушных трасс; б) вести борьбу с актами незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Одна из основных задач Чикагской конвенции 1944 года и создания ИКАО состояла в том, чтобы «международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и упорядоченным образом». На это направлены, прежде всего, те единые требования к технике безопасности аэронавигации, которые содержатся в самой Конвенции и в 18 приложениях к ней. Эти требования нуждаются в постоянном уточнении и обновлении с учетом научно-технического прогресса в области авиации. Выполнение данной задачи возложено на ИКАО.
Следует
отметить, что перечень принципов международного
воздушного права не является исчерпывающим.
Например, можно говорить о принципе иммунитета
военных летальных аппаратов, которые
выступают как органы государства, предназначенные
для защиты его прав и интересов. Иммунитет
военного самолета означает свободу от
юрисдикции иностранных властей и свободу
от принуждения и каких-либо насильственных
действий в какой бы то ни было форме (задержание,
арест, конфискация, реквизиция и т.п.).
В мирное время военный самолет обладает
иммунитетом независимо от того, в каком
воздушном пространстве он находится
и к какому государству принадлежит.
Краткая
характеристика международных
конвенций, направленных
на обеспечение безопасности
воздушных сообщений.