Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 13:00, контрольная работа
Международное воздушное право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих международные полеты и иные виды использования воздушного пространства.
Введение ……………………………………………………………………… 3
1. Специальные принципы международного воздушного права ………. 5
2. Краткая характеристика международных конвенций, направленных на обеспечение безопасности воздушных сообщений …………………..... 8
3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права …………………………..... 11
4. Задача …………………………………………………………………... 13
Заключение …………………………………………………………………. 15
Список используемой литературы ………………………………………… 16
требует, чтобы участники Конвенции применяли в отношении таких преступлений «суровые меры»;
требует, чтобы участники брали под стражу преступников либо для их выдачи, либо для осуществления преследования по делу.
В 1988 г. Монреальская конвенция была дополнена протоколом о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международные полеты (Монреаль).
3. Вклад Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в развитие международного воздушного права.
Международная организация гражданской авиации (ИКАО) учреждена на основании ч. II Конвенции о международной гражданской авиации 1944 года. Уставными целями ИКАО, существующей с 1947 года, являются обеспечение безопасного и упорядоченного развития международной гражданской авиации во всем мире и другие аспекты организации и координации международного сотрудничества по всем вопросам деятельности гражданской авиации, в том числе международных авиаперевозок.
Высшим органом является Ассамблея, в которой представлены все государства-члены. Собирается Ассамблея не реже одного раза в три года.
Постоянным органом ИКАО является Совет, ответственный за свою деятельность перед Ассамблеей. В Совете представлены 33 государства, избираемые Ассамблеей. СССР был членом Совета с 1971 года. В настоящее время Россия входит в состав Совета. Советом руководит президент, избираемый на три года. Сессии Совета обычно проводятся три раза в год.
Другими органами ИКАО являются Аэронавигационная комиссия, Авиатранспортный комитет, Юридический комитет, Комитет по совместной поддержке аэронавигационного обеспечения, Финансовый комитет, Комитет по незаконному вмешательству в дела гражданской авиации.
Говоря о направлениях деятельности ИКАО, необходимо отметить, что она принадлежит к международным организациям с развитой нормотворческой функцией, которая проявляется в следующих формах. В Юридическом комитете ИКАО разрабатываются проекты многосторонних конвенций по отдельным вопросам международного воздушного права, которые затем принимаются на международных конференциях, созываемых под эгидой ИКАО. Примером могут служить Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года и Монреальская конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года.
Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Таким видом нормотворчества ИКАО занимается с самого начала своей деятельности. Разработанные Советом унифицированные правила, именуемые международными стандартами и рекомендациями, составляют приложения к Чикагской конвенции. В настоящее время их 18. Тексты международных стандартов рассылаются государствам — членам ИКАО. Если государство-член в течение трех месяцев (ст. 90 Чикагской конвенции) не заявит о своем непринятии этих правил, они становятся обязательными для данного государства.
Одно из направлений деятельности ИКАО — оказание помощи развивающимся странам. Ежегодно помощь по линии ИКАО получают около 100 стран. Помощь осуществляется в трех основных формах: командирование экспертов, предоставление стипендий для подготовки специалистов в области гражданской авиации, поставка оборудования для аэропортов.
В целом миссия ИКАО состоят в организации и координации международного сотрудничества в деле практического использования в глобальном масштабе воздушного транспорта как международного, так и национального, т.е. гражданской авиации в целом.
Задача
В нарушение установленного порядка пользования воздушным пространством России пакистанский авиалайнер «Боинг-747» в июле 2001 г., направлявшийся из Исламабада в Лондон, без надлежащего разрешения вторгся в 150-километровую приграничную зону и был принужден российскими истребителями-перехватчиками к посадке на аэродроме «Шереметьево».
Вопрос: правомерны ли действия российских ВВС в части принуждения пакистанского самолета к посадке на территории России?
О полноправности государства в отношении его воздушной территории свидетельствует принятая в 1984 г. поправка к ст. 3 Чикагской конвенции 1944 г.
Так, «каждое государство при осуществлении своего суверенитета имеет право требовать посадки в каком-либо указанном аэропорту гражданского воздушного судна, если оно совершает полет над его территорией без разрешения или если имеются разумные основания полагать, что оно используется в каких-либо целях, несовместимых с целями настоящей Конвенции, или может давать такому воздушному судну любые указания, чтобы положить конец таким нарушениям.»[4]
Основанием допуска иностранного воздушного судна на территорию определенного государства, т.е. осуществления международного полета, являются соответствующие международные договоры либо выдаваемые на их основе специальные разрешения; в соответствии с положениями таких договоров государство устанавливает порядок пересечения иностранными воздушными судами своей государственной границы, регулирует в пределах своего воздушного пространства все воздушные передвижения, осуществляет в отношении иностранных воздушных судов и их экипажей административную, уголовную и гражданскую юрисдикцию, реализует нормы, регулирующие все без исключения аспекты международных полетов.
Согласно Закону о Государственной границе Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 воздушные суда пересекают государственную границу страны по специально выделенным воздушным коридорам пролета с соблюдением правил, установленных правительством и публикуемых в документах аэронавигационной информации; иное не может осуществляться без специального разрешения правительства.
О случаях вынужденного залета в российское воздушное пространство командиры иностранных самолетов обязаны незамедлительно информировать соответствующий орган Пограничных войск РФ и затем действовать по указаниям последнего, либо по указаниям командира российского воздушного судна, прибывшего для выяснения обстоятельств инцидента и оказания необходимой помощи.
На основании изложенного, можно сделать вывод, что действия российских ВВС в части принуждения пакистанского самолета к посадке на территории России правомерны.
Заключение
В настоящее время в международном сотрудничестве на воздушном транспорте участвуют правительства и авиационные администрации более 180 государств и более 300 международных регулярных авиакомпаний.
Сегодня действуют более 10 международных межправительственных авиационных организаций, которые играют ведущую роль в мировой системе коммуникаций на воздушном транспорте.
Все международные организации гражданской авиации можно разделить на две группы.
К первой группе относятся организации, в рамках которых представлены различные государства в лице их правительств, министерств, авиационных ведомств и т.п. Это так называемые межправительственные организации в области гражданской авиации.
Ко второй группе относятся международные неправительственные организации в области гражданской авиации. Субъектами правоотношений являются авиакомпании, аэропорты и другие авиационные объединения.
Безусловным лидером первой группы является Международная организация гражданской авиации (ИКАО).
В основополагающих актах ИКАО, в том числе Чикагской конвенции, разработаны и юридически закреплены правовые инструменты и процедуры их применения, с помощью которых эта международная организация проводит в жизнь свои решения.
Для содействия государствам в обеспечении максимально возможной степени единообразия правил, стандартов, процедур в области гражданской авиации на ИКАО возлагаются разработка, согласование, утверждение и доведение до государств международных стандартов, рекомендуемой практики и процедур для использования их в национальном законодательстве государств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Международное право: учебник. Ответственный редактор А.Н. Вылегжанин. Изд.: Высшее образование, 2009
2. Международное право: Учебник. 3 - е изд., испр. Под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В. Издательство: Омега-Л, 2008
3. Лукашук И.И. Международное право: особенная часть: учебник для студентов юридических факультетов и вузов - М.: Волтерс Клувер, 2005
2
[1] Это прямо вытекает из Конвенции о международной гражданской авиации. Чикаго, 1944 г.
[2] Ст. 87 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
[3] Ст. 38 и 39 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
[4] п. b ст. 3-бис Конвенции о международной гражданской авиации, заключенная в Чикаго в 1944 году