Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 20:31, статья
Правовое положение российских юридических лиц за рубежом определяется российским законодательством, которым должны руководствоваться юридические лица, осуществляющие свою деятельность вне пределов страны, внутренним законодательством страны, в которой они осуществляют свою деятельность, а также международными договорами.
1. Правовое положение
российских юридических лиц за
рубежом определяется
Российское законодательство в этой сфере
призвано способствовать решению таких
взаимосвязанных задач, как установление,
с одной стороны, препон для бегства капиталов
за границу, а с другой - стимулирование
инвестирования в Россию капиталов, находящихся
за рубежом. Однако, как отмечалось в нашей
литературе, наше законодательство в этом
отношении далеко от совершенства. Формально
продолжает действовать устаревшее Постановление
Совета Министров СССР от 18 мая 1989 г. "О
развитии хозяйственной деятельности
советских организаций за рубежом",
согласно которому был установлен разрешительный
порядок вывоза российскими инвесторами
капитала за границу. Для вывоза капиталов
за границу и открытия счетов в банках
за пределами России необходимо получение
лицензий. Было установлено также, что
для создания за рубежом предприятий с
российским участием требуется получение
разрешения федерального исполнительного
органа и регистрация в России. В государственный
реестр должны вноситься все зарубежные
предприятия с российскими инвестициями
независимо от времени создания, организационно-правовой
формы и доли в капитале российского участника.
Только с момента регистрации на такое
предприятие с российским участием должна
распространяться государственная поддержка
и правовая защита в рамках заключенных
Россией с другими странами международных
соглашений о поощрении и взаимной защите
капиталовложений.
Все российские лица - участники оборота
(в том числе и юридические лица) независимо
от форм собственности вправе осуществлять
за рубежом самостоятельно внешнеторговую
деятельность в соответствии с действующим
законодательством РФ. Они могут заключать
сделки и несут ответственность по своим
обязательствам всем принадлежащим им
имуществом.
Деятельность по экспорту или импорту
лишь отдельных товаров, на которые установлена
государственная монополия, может осуществляться
на основе лицензирования. Лицензии на
такую деятельность выдаются только государственным
унитарным предприятиям. Имеются особые
правила об экспортном контроле, согласно
которым определена система обязательного
лицензирования в отношении операций
с контролируемыми товарами и технологиями.
Установлен также особый порядок военно-технического
сотрудничества, согласно которому определен
круг тех организаций, которым разрешено
заключать контракты.
По обязательствам предприятия, основанного
на праве оперативного управления (федерального
казенного предприятия), Россия как государство
будет нести субсидиарную ответственность
при недостаточности имущества такого
казенного предприятия. Хотя заниматься
внешней торговлей могут все юридические
лица, определенные операции в области
внешнеэкономической деятельности продолжают
осуществлять крупные государственные
предприятия - внешнеторговые объединения,
принадлежащие государству.
Самостоятельность понимается именно
в гражданско-правовом отношении. Принадлежащее
государству юридическое лицо заключает
сделку не от имени государства, но для
него обязательны акты государства, в
частности о запрете экспорта или импорта.
Поэтому сохраняет свое значение старое
решение Внешнеторговой арбитражной комиссии
(ВТАК) по этому вопросу.
В решении ВТАК по иску израильской фирмы
"Джордан инвестмент лтд" против
В/О "Союзнефтеэкспорт" от 19 июня
1958 г. было признано, что запрещение со
стороны Министерства внешней торговли
СССР исполнения договора и отказ в выдаче
лицензии на вывоз нефти из СССР, будучи
обязательными для В/О "Союзнефтеэкспорт",
являются обстоятельствами форс-мажора,
освобождающими его от ответственности.
Истец в данном деле, в частности, утверждал,
что эти действия не могут рассматриваться
в качестве форс-мажора для ответчика,
поскольку ответчик и Министерство внешней
торговли являются органами одного и того
же государства. В решении ВТАК признана
самостоятельная правосубъектность объединения
и отмечено, что объединение не является
органом государственной власти. Поэтому
попытка фирмы отождествить объединение
с министерством лишена основания.
В этой связи нельзя согласиться с утверждениями,
часто высказываемыми на Западе, что государственное
юридическое лицо частного права (применительно
к СССР и Российской Федерации - советского
и российского гражданского права) идентично
стоящему за ним государству.
В уставе такого объединения закреплено
общее положение гражданского права о
раздельной ответственности юридических
лиц: каждое юридическое лицо пользуется
имущественной самостоятельностью и несет
обособленную ответственность. Государство,
его органы и организации не отвечают
по обязательствам объединения, а объединение
не отвечает по обязательствам государства,
его органов и организаций. Таким образом,
принцип раздельной ответственности юридических
лиц установлен внутренним правом и уставом
объединения.
Поскольку при решении вопроса об ответственности
юридического лица действует его личный
закон, а им является закон России, во всех
случаях ответственность объединения
может наступать лишь в соответствии с
этим принципом российского права. Правомочия
объединения формулируются в его уставе.
Вне зависимости от рода деятельности
объединения оно имеет право заключать
договоры, совершать сделки как в Российской
Федерации, так и за границей. Каждое объединение
может учреждать свои отделения, филиалы,
конторы и агентства, представительства
как в Российской Федерации, так и за границей.
Объединение вправе участвовать во всякого
рода других обществах, организациях,
в том числе смешанных, деятельность которых
соответствует задачам объединения. И
наконец, объединение может приобретать,
отчуждать, брать и сдавать в наем как
в Российской Федерации, так и за границей
любое имущество, движимое и недвижимое.
По общему правилу, коммерческие организации,
согласно ГК РФ, наделены общей, а не специальной
(целевой) правоспособностью: они могут
иметь гражданские права, необходимые
для осуществления любых видов деятельности
(ст. 49 ГК РФ). Из этого правила сделано
исключение для унитарных предприятий.
Таким образом, общее для всех российских
субъектов международного частного права
в области внешнеэкономической деятельности
состоит в том, что они являются юридическими
лицами, несущими, как правило, самостоятельную
имущественную ответственность по своим
обязательствам. (В особом положении находятся
лишь федеральные казенные предприятия,
поскольку собственник казенного предприятия
несет субсидиарную ответственность по
обязательствам такого предприятия при
недостаточности его имущества.)
Все учрежденные в России организации
являются российскими юридическими лицами,
их личный статут определяется российским
правом. Положения российского права об
ответственности должны применяться и
за рубежом, т.е. иметь экстерриториальное
значение.
Если подходить к российскому объединению
(предприятию) с точки зрения критериев,
используемых чаще всего в иностранных
государствах при определении национальности
юридических лиц (напомним, что обычно
применяется критерий либо места учреждения
юридического лица, либо места его нахождения),
то личным законом объединения (предприятия)
всегда будет российский закон. Личным
законом будут определяться правоспособность
юридического лица, его внутренняя структура,
решение о его ликвидации.
Таким образом, применение норм российского
законодательства имеет ограниченное
значение.
2. Главную роль призвано играть внутреннее
законодательство страны, в которой российские
юридические лица осуществляют свою деятельность.
Все вопросы, касающиеся порядка осуществления
деятельности на территории иностранного
государства, допуска юридического лица
к соответствующей деятельности, условий
такой деятельности, решаются во внутреннем
законодательстве той страны, где действует
российское юридическое лицо, и в соответствии
с положениями договора, заключенного
Россией с данным государством.
Этот принцип международного частного
права признается нашим законодательством.
Так, согласно ст. 5 Закона об обществах
с ограниченной ответственностью создание
обществом филиалов и представительств
за пределами территории РФ осуществляется
в соответствии с законодательством иностранного
государства, если иное не предусмотрено
международным договором.
В отношении применения к деятельности
российских юридических лиц за рубежом
местного законодательства следует иметь
в виду, что в каждом государстве действует
свое законодательство, обладающее определенными
особенностями, в том числе в отношении
положений, касающихся допуска иностранных
юридических лиц к осуществлению хозяйственной
деятельности.
Поэтому, например, если в Испании или
в Бельгии создается компания с участием
российских юридических лиц или общество,
полностью принадлежащее российским юридическим
или физическим лицам, то условия его деятельности
будут определяться не российским правом,
а испанским или бельгийским законодательством.
Если же речь идет о российском юридическом
лице, то в отношении его учреждения и
ликвидации, а также внутренней структуры
подлежит применению российское право.
Другие вопросы, касающиеся порядка осуществления
деятельности на территории иностранного
государства, допуска юридического лица
к соответствующей деятельности, условий
такой деятельности, решаются во внутреннем
законодательстве той страны, где действует
российское юридическое лицо, и в соответствии
с положениями договора, заключенного
Россией с данным государством.
В конце XX в. для российских юридических
лиц определенное практическое значение
приобрело создание в так называемых офшорных
зонах компаний с участием российского
капитала. Эти компании, которые часто
именуют компаниями международного бизнеса,
как правило, не могут осуществлять хозяйственную
деятельность внутри таких территорий
или государств, где они учреждены и зарегистрированы
и где находится их центр управления (офис,
дирекция). Эти компании созданы для деятельности
в других странах, в том числе в России.
Так, на Бермудских островах была создана
и зарегистрирована компания "Каспийский
трубопроводный консорциум" ("КТК")
для реализации проектирования, финансирования,
строительства и эксплуатации трубопровода
для транспортировки сырой нефти из Казахстана.
Ряд компаний был создан в других офшорных
зонах (Кипр, Лихтенштейн, острова Мэн,
Джерси, Антильские и др.). Естественно,
что при создании таких компаний в полном
объеме должно применяться весьма детальное
местное законодательство о компаниях
(например, закон о компаниях Бермудских
островов или закон о компаниях о. Джерси),
а такие компании с точки зрения прежде
всего их налогообложения, а также с позиций
международного частного права должны
рассматриваться как юридические лица
соответствующего государства или территории.
Правовое положение российских юридических
лиц за рубежом будет также определяться
соответствующими международными соглашениями.
В отношении европейских государств -
членов ЕС важную роль призвано играть
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве
1994 г., вступившее в силу в 1997 г. Согласно
этому Соглашению в отношении условий,
касающихся учреждения компаний на территории
ЕС и, соответственно, России, предоставляется
режим, не менее благоприятный, чем режим,
предоставляемый любой третьей стране.
Такой же режим предоставляется дочерним
компаниям и филиалам (ст. ст. 28 - 35). В отношении
юридических лиц стран СНГ следует иметь
в виду, что положения Минской конвенции
1993 г. применяются к юридическим лицам,
созданным в соответствии с законодательством
договаривающихся сторон. Положения Кишиневской
конвенции 2002 г. применяются также к юридическим
лицам (п. 4 ст. 1). Особое значение для обеспечения
всем хозяйствующим субъектам стран -
участниц СНГ равных возможностей для
защиты своих прав и законных интересов
имело заключение Соглашения 1992 г. Под
хозяйствующими субъектами в этом Соглашении
понимаются все предприятия, их объединения
и организации любой организационно-правовой
формы, созданной в соответствии с законодательством
каждой страны-участницы.
К юридическим лицам применяются также
соответствующие двусторонние договоры
о правовой помощи, действующие в отношениях
России с другими странами.
3. С вопросом о правовом положении юридических
лиц связан также комплекс вопросов, касающихся
правовых форм совместной хозяйственной
деятельности.
Интернационализация международной хозяйственной
жизни приводит к использованию различных
организационных форм совместной деятельности
субъектов из разных государств. Это могут
быть чисто договорные формы, при которых
отношения сторон определяются договорами
о производственной либо научно-технической
кооперации, договорами о консорциумах,
предусматривающими обычно совместное
выступление сторон на том или ином рынке
или в отношении определенного объекта
деятельности. Но это могут быть и более
глубокие организационные формы, приводящие
к созданию юридических лиц (смешанные
общества, занимающиеся, как правило, торговой
деятельностью, совместные предприятия
и др.).
Организационные формы совместной деятельности
отличаются большим разнообразием. Однако
общим для них, как правило, является то,
что происходит объединение капиталов,
принадлежащих участникам из различных
стран, осуществляется совместное управление
с целью достижения определенного результата,
имеет место совместное несение рисков
и убытков.
Одной из возможных организационно-правовых
форм является консорциум. Обычно во внешнеэкономической
сфере консорциумы создавались на договорной
основе для реализации, как правило, крупномасштабных
проектов, которые требуют объединения
усилий нескольких организаций (на практике
применялись, в частности, банковские
консорциумы при получении кредитов, консорциумы
для участия в торгах при переговорах
о строительстве объектов за рубежом).
Известны различные виды консорциумов.
Консорциумы, создаваемые для отношений
временного характера с иностранными
партнерами. В международной практике
известны два вида таких консорциумов:
закрытый и открытый. В первом случае контракт
с иностранным заказчиком подписывается
одной организацией, принявшей на себя
обязанности руководителя и несущей перед
ним ответственность за выполнение всего
комплекса обязательств, предусмотренных
в контракте. Во втором случае контракт
с иностранными заказчиками подписывается
всеми партнерами по консорциуму, и каждый
из них несет свою долю имущественной
ответственности непосредственно перед
иностранным заказчиком.
Если раньше, до проведения реформ во внешнеэкономической
области, могли создаваться только консорциумы
закрытого типа, то после предоставления
всем предприятиям права внешнеэкономической
деятельности все они могут выступать
в качестве стороны в отношениях с иностранными
заказчиками.
Такого рода консорциумы юридическими
лицами не являются.
Консорциумы, создаваемые иностранными
инвесторами. Такая организационно-правовая
форма получила широкое распространение
при заключении иностранными инвесторами
соответствующих соглашений для реализации
крупных инвестиционных проектов в области
нефти и газа с Россией и рядом государств
СНГ. Заключая временное соглашение о
совместной деятельности по реализации
проекта, участники консорциума сохраняют
полную независимость в других, не охваченных
их соглашением сферах деятельности. В
российском законодательстве использование
этой формы предусмотрено в Законе о соглашениях
о разделе продукции 1995 г. (ст. 3).
В этом Законе под консорциумом как одной
из сторон в соглашениях о разделе продукции
понимаются "создаваемые на основе
договора о совместной деятельности и
не имеющие статуса юридического лица
объединения юридических лиц, осуществляющие
вложение собственных или привлеченных
средств (имущества и/или имущественных
прав) в поиски, разведку и добычу минерального
сырья и являющиеся пользователями недр
на условиях соглашения".
Информация о работе Правовое положение российских юридических лиц за рубежом