Правовое положение физических лиц в международном частном праве

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, реферат

Описание работы

Международное частное право возникло и сложилось в силу объективного существования в мире около двухсот правовых систем, каждая из которых устанавливает «свои» нормы для регулирования одних и тех же общественных отношений. В тех случаях, когда помимо национальных субъектов права – физических и юридических лиц одного государства – в правовых отношениях участвует «иностранный элемент», появляется необходимость в дополнительном правовом регулировании. Игнорирование иностранной правовой системы и подчинение отношений только одному правопорядку не может обеспечить объективного, адекватного конкретным жизненным обстоятельствам, правового регулирования.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

Глава I Гражданско-правового положения иностранцев
I.I Дееспособность и правоспособность иностранных граждан в РФ……..4
I.II Ограничение и лишение дееспособности иностранцев……………..…...7
I.III Безвестное отсутствие и объявление лица умершим…………..……...10
Главав II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом
II.I Личный закон физического лица………………………………………12

II.II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом… .13

Главав III Правове положение беженцев и переселенцев …………………………………………………………………………………...16
Заключение ……………………………………………………………………..20

Список используемых источников …………………………………………...22

Работа содержит 1 файл

Реферат .docx

— 105.20 Кб (Скачать)

       При решении коллизионных вопросов в законодательстве и доктрине ряда государств широко используется понятие личного закона физического лица (lex personalis), который призван регулировать все основные вопросы правосубъектности такого лица. Наибольшее распространение для определения такого закона получило применение принципа закона гражданства лица (lex patriae) в ФРГ, Австрии, Италии и других европейских странах. Однако в США, Англии и иных странах "общего права", а также в некоторых других государствах используются не привязки к закону гражданства, а привязка к закону места жительства (lex domicilii) или же смешанные системы. Так, по закону о международном частном праве Эстонии 2002 г. в отношении лиц, имеющих гражданство нескольких государств, применяется гражданство того государства, с которым лицо имеет наиболее тесную связь, в отношении лиц без гражданства либо беженцев вместо гражданства применяется закон места жительства лица (ст. 11). Однако в отношении правоспособности и дееспособности физического лица, согласно этому закону, применяется право государства места жительства данного лица (ст. 12). 

II.II Гражданско-правовое положение российских граждан за рубежом

     физический  лицо гражданство беженец

     Правовое  положение российских граждан за рубежом определяется как российским законодательством, так и многочисленными  актами законодательства страны пребывания (конституциями, законами о правах иностранцев  и др.).

     Конституцией  РФ14 предусмотрено право каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.

     Российские  граждане, находящиеся за границей, пользуются защитой и покровительством России. Согласно ч. 2 ст. 61 конституции  РФ, “Российская Федерация гарантирует  своим гражданам защиту и покровительство  за ее пределами”.

     Российские  граждане, выехавшие в иностранное  государство, оказываются под его  юрисдикцией. Разумеется, это не означает, что их отношения с российским государством прерываются. Лица, переехавшие  за границу, продолжают оставаться российскими  гражданами. Пребывая за границей, российские граждане находятся под защитой  и покровительством Российской Федерации.

     Дипломатические представительства и консульские  учреждения Российской Федерации обязаны  обеспечивать меры по защите российских граждан и оказывать им покровительство  в порядке, определяемом ее законодательством  и международными договорами.

     Защита  в государстве пребывания прав и  интересов российских граждан и  юридических лиц с учетом законодательства государства пребывания, содействие установлению и развитию связей и  контактов с проживающими в нем  соотечественниками, организация в  установленном порядке действий загранучреждений Российской Федерации  и российских граждан в государстве  пребывания в условиях чрезвычайных ситуаций и руководство их действиями отнесены положением о посольстве Российской Федерации к основным задачам  и функциям посольства.

     Деятельность  консульских учреждений по защите за границей прав и интересов Российской Федерации, российских граждан и  юридических лиц опирается на консульские конвенции и другие международные договоры РФ, консульский  устав СССР, основы законодательства РФ о нотариате и иные правовые акты.

     Консул  обязан принимать меры к тому, чтобы  российские граждане и юридические  лица пользовались в полном объеме всеми правами, предоставленными им законодательством государства  пребывания и международными договорами РФ, а если эти права нарушены, – к восстановлению нарушенных прав. Консул должен следить за тем, чтобы  в отношении российского гражданина, заключенного под стражу или задержанного по подозрению в совершении преступления, или подвергнутого иным мерам, ограничивающим его свободу, соблюдались законы государства пребывания и международные  договоры РФ.

     Консульские учреждения Российской Федерации за пределами ее территории: производят государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени, а также  смерти; по заявлениям российских граждан, постоянно проживающих за рубежом, иностранных граждан и лиц  без гражданства принимают решения  о Внесении исправлений и изменений  в записи актов гражданского состояния, составленные на территории Российской Федерации; вносят исправления и  изменения в записи актов гражданского состояния, находящиеся у них  на хранении и выдают на основании  этих записей повторные свидетельства  о государственной регистрации  актов гражданского состояния и  иные документы, подтверждающие факты  государственной регистрации актов  гражданского состояния; выполняют  другие полномочия, связанные с государственной  регистрацией актов гражданского состояния  и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.15

     Основами  законодательства Российской Федерации  о нотариате определяются нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений РФ (ст. 38).

     Должностные лица консульских учреждений Российской Федерации:

     1) удостоверяют сделки, кроме договоров  об отчуждении недвижимого имущества,  находящегося на территории Российской  Федерации;

     2) принимают меры к охране наследственного  имущества;

     3) выдают свидетельства о праве  на наследство;

     4) выдают свидетельства о праве  собственности на долю в общем  имуществе супругов;

     5) свидетельствуют верность копий  документов и выписок из них;

     6) свидетельствуют подлинность подписи  на документах;

     7) свидетельствуют верность перевода  документов с одного языка  на другой;

     8) удостоверяют факт нахождения  гражданина в живых;

     9) удостоверяют факт нахождения  гражданина в определенном месте;

     10) удостоверяют тождественность гражданина  с лицом, изображенным на фотографии;

     11) удостоверяют время предъявления  документов;

     12) принимают в депозит денежные  суммы и ценные бумаги;

     13) совершают исполнительные надписи;

     14) принимают на хранение документы;

     15) обеспечивают доказательства;

     16) совершают морские протесты.

     Законодательными  актами Российской Федерации могут  быть предусмотрены и иные нотариальные действия, совершаемые должностными лицами консульских учреждений.

     Консулом  легализуются документы, составленные при участии властей консульского округа или исходящие от этих властей.

     При возникновении на территории иностранного государства чрезвычайной ситуации Российской Федерацией принимаются  дипломатические, экономические и  иные предусмотренные международным  правом меры по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.

     Правительственным решением утвержден комплекс мер  по обеспечению эвакуации российских граждан из зарубежных государств при  возникновении чрезвычайных ситуаций. Координация работ по выполнению этих мер и обеспечение взаимодействия министерств и ведомств возложены  на министерство иностранных дел  РФ.

     15 августа 1996 г. № 114-фз вступил  в силу Федеральный Закон “О  порядке выезда из Российской  Федерации и въезда в Российскую  Федерацию”.

     Российские  граждане выезжают за границу на постоянное место жительства, временно – по приглашению родственников, на работу, учебу, лечение, отдых, в туристические  поездки, а также в служебные  командировки. Основными документами, удостоверяющими личность российских граждан за пределами Российской Федерации, признаны паспорт гражданина Российской Федерации, дипломатический  паспорт, служебный паспорт, паспорт  моряка (удостоверение личности моряка). Указом президента РФ от 21 декабря 1996 г. № 1752 “об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации  за пределами Российской Федерации  МИД России поручалось произвести в  первоочередном порядке выдачу паспортов  граждан Российской Федерации российским гражданам, проживающим за рубежом.

     Традиционно осуществляемые дипломатическими представительствами  и консульскими учреждениями функции  по поддержке соотечественников  оказываются нередко недостаточными. С этой целью должны быть использованы в полной мере международные механизмы  защиты прав человека, инструментарий международных договоров, включая  договоры по вопросам торгово-экономического сотрудничества, гражданства, правовой помощи, трудовой деятельности, социального  обеспечения, культуры и образования.

     Государствами-участниками  СНГ подписаны многосторонние конвенции, позволяющие активизировать сотрудничество в области прав человека, приблизить его к практическому решению  неотложных проблем. Широкий охват  нуждающихся в четком и стабильном регулировании отношений характеризуют  конвенции о правах и основных свободах человека 1995 г., о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.

     Рассмотрением наиболее актуальных вопросов о нарушениях прав российских граждан призвана заниматься комиссия по правам человека при президенте РФ. По мнению председателя комиссии, создание “системы коллективных органов содружества  независимых государств (комиссии по правам человека, суда СНГ по правам человека и др.), дополненной европейским  региональным механизмом, явилось бы существенной гарантией претворения  в жизнь основных прав и свобод человека и гражданина на территории всех стран СНГ”.

     Создание  региональной (в рамках содружества  независимых государств) системы  защиты прав человека, наряду с более  широким участием Российской Федерации  в международной и европейской  системах защиты прав человека, позволит, надо полагать, изменить к лучшему  положение дел с обеспечением защиты прав российских граждан за рубежом. 

            Глава III. Правовое положение беженцев и переселенцев  

     Правовое  положение беженцев в Российской Федерации определяется конвенцией о статусе беженцев 1951 г. и протоколом, касающимся статуса беженцев 1967 г., а также Федеральным Законом “О беженцах” (в ред. Федеральных законов от 28.06.1997 N 95-ФЗ, от 21.07.1998 N 117-ФЗ), в соответствии с которым принимаются другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, касающиеся беженцев.

     Под беженцем в Законе “О беженцах”  понимается лицо, которое не является российским гражданином и которое  в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований  по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких  опасений; либо, не имея определенного  гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может  или не желает вернуться в нее  вследствие таких опасений.

     Беженцем  не может быть признано лицо:

     1) в отношении которого имеются  серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление  против мира, военное преступление  или преступление против человечности;

     2) которое совершило тяжкое преступление  неполитического характера вне  пределов территории Российской  Федерации и до того, как оно  было допущено на территорию  Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем;

     3) которое виновно в совершении  деяний, противоречащих целям и  принципам ООН;

Информация о работе Правовое положение физических лиц в международном частном праве