Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:33, реферат
Cовременная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяются единым понятием - рынок.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.
Введение…………………………………………………………………… 3
Основные направления правовой защиты конкуренции в ЕС…………..4
Заключение………………………………………………………………… 8
Список использованных источников………………
УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ
Самостоятельная управляемая работа студента (СУРС)
По дисциплине
«Европейское право»
Тема: Правовая
защита конкуренции в Европейском Союзе.
Выполнил: студент 3 курса
дневной
формы обучения
специальности «Международное право»
Проваторова
Маргарита Игоревна
Минск 2011 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Основные направления правовой защиты конкуренции в ЕС…………..4
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………….. 9
Введение
Cовременная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяются единым понятием - рынок.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.
Одно из центральных мест в системе рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках. Поэтому проблемы правового регулирования конкуренции в системе права Европейского Сообщества всегда занимали особое место.
На
сегодняшний день Европейский союз
(ЕС) располагает сложившейся
Закономерности
правового регулирования
Учитывая
вышеперечисленное, представляется интересным
рассмотрение понятия конкуренции,
ее отражения в экономической
науке, проблемы, возникающие в связи
с ней, а также характеристика
конкурентоспособности
Основные
направления правовой
защиты конкуренции
в ЕС
Единый внутренний рынок Европейского союза (ЕВР) - это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных границ, не существует национальных препятствий рыночным связям, запрещаются дискриминационные ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов экономической деятельности.
Единый
рынок создавался и продолжает свое
развитие с целью оздоровления экономик
государств-членов Евросоюза и повышения
уровня жизни его граждан. В основу
этого строительства положен
тезис о том, что международная
экономическая конкуренция, развивающаяся
в условиях единства рынка, создает
импульс для повышения качества
и удешевления товаров и услуг,
совершенствования разделения труда,
улучшения организации
Еще
в 1957 г. в преамбуле Договора о
ЕЭС государства-члены
Конкурентная
политика ЕС - это направление деятельности
Евросоюза, которое ставит под контроль
барьеры, созданные хитроумной практикой
предприятий, разделяющей или
В государствах-членах Европейского Союза конкуренция понимается неодинаково. С одной стороны, она предполагает, что хозяйствующие субъекты своими действиями эффективно ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления товаров и услуг. С другой стороны, конкуренция может рассматриваться как процедура выявления новых возможностей использования известных ресурсов и открытия новых ресурсов. В общем же понятии конкуренцию можно назвать базовым механизмом рыночных отношений, который заставляет предпринимателей соперничать между собой, тем самым способствуя удешевлению и повышению качества производимой продукции, удовлетворению нужд потребителей, оздоровлению экономики. Необходимость обеспечения честной конкуренции требует проведения в жизнь продуманной политики.
Политика
правового регулирования
Общие положения, касающиеся конкурентной политики, содержатся в Договоре о ЕС в двух подразделах - один посвящен поведению фирм на рынке, другой - поведению государств. Лиссабонский договор [9] практически не затронул базовые положения о конкуренции. Все они как и прежде претворяются в жизнь посредством издания надлежащих регламентов, директив и решений и последующего контроля за их исполнением. Вполне логично, что большая часть нормативных актов в данной сфере издается Европейской комиссией (ЕК) и не требует утверждения Советом министров. Для того чтобы предприятия и государства легче ориентировались во всем многообразии институциональных норм и судебных прецедентов, Комиссия выпускает отчеты, путеводители, основные направления регулирования и другие издания ознакомительного и рекомендательного характера.
Следует также упомянуть о принципе субсидиарности при распределении компетенции между национальными органами контроля за конкуренцией и Европейской комиссией. Очевидно, что национальные антимонопольные органы, лучше знающие ситуацию в государствах, способны более эффективно реагировать на внутренние нарушения и пресекать их.
Контрольные функции, возложенные на Европейскую комиссию, осуществляет специальный директорат "Конкуренция", состоящий из девяти дирекций, отвечающие либо за отдельные виды деятельности - разработка стратегии и политики конкуренции, борьба с картелями, контроль госпомощи, либо за конкретные отрасли экономики -энергетика и охрана среды, информация и СМИ, финансовые услуги, промышленность и сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, почтовые и другие услуги .
Повседневная работа Директората сосредоточена на четырех основных направлениях:
Помимо этого Директорат отвечает за внешние связи ЕС в сфере конкуренции и координирует работу Европейской сети национальных антимонопольных органов государств-членов ЕС.
Важнейшими целями конкурентной политики ЕС являются:
Изложенный
материал доказывает, что конкурентная
политика ЕС учитывает проявления естественной
тяги любого государства-члена к
защите своего от чужого в процессе
объединения рынков. В саму суть
этого направления деятельности
ЕС заложено увязывание подчас противоречащих
друг другу целей, таких как открытие
рынков и их безопасность, либерализация
и защита, развитие торговли между
государствами и предотвращение
потрясений в их экономике, усиление
конкуренции внутри группировки
и повышение
Заключение
Итак,
без преувеличения можно
В
рамках конкурентной политики допускаются
и признаются полезными некоторые
искажения - слияния, поглощения, отдельные
виды господдержки, поскольку они
служат повышению
Проанализировав
информацию можно сделать вывод о гибкости
инструментов конкурентной политики ЕС,
об учете в ней самых разных интересов
единого рынка, о полезности отдельных
искажений условий конкуренции для повышения
конкурентоспособности экономики ЕС.
Список
использованных источников
1.Беликова
К.М. Правовые акты об охране
конкуренции в Европейском
2.Залеская
М. Недобросовестная
3.Кондратьева Н. Б. «Конкуренция в ЕС: экономика, политика, право»: доклады Института Европы №248 М., 2009
4.Толоконников А.Н. «Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе: диссертация кандидата юридических наук : Москва, 2007
5.Шевченко О.М. Защита конкуренции на товарных и финансовых рынках / Предпринимательское право. 2006. № 1.
6.Европейское право: Учебник / Под ред. Л.М. Энтина. М.: Норма, 2007, 960с.
7.Право
Европейского союза: Учебник /
3-е изд. под ред. С.Ю.
Информация о работе Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе