Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2011 в 15:33, реферат

Описание работы

Cовременная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяются единым понятием - рынок.
Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

Содержание

Введение…………………………………………………………………… 3
Основные направления правовой защиты конкуренции в ЕС…………..4
Заключение………………………………………………………………… 8
Список использованных источников………………

Работа содержит 1 файл

СУРС-ЕП-Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе.docx

— 27.57 Кб (Скачать)

      УЧРЕЖДЕНИЕ  ОБРАЗОВАНИЯ ФЕДЕРАЦИИ ПРОФСОЮЗОВ БЕЛАРУСИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  «МИТСО» 
       
       
       

Самостоятельная управляемая работа студента (СУРС)

По дисциплине «Европейское право» 

Тема: Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе. 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент 3 курса

дневной формы обучения 
специальности «Международное право»

Проваторова Маргарита Игоревна 
 
 

                                                                                    Проверил: старший преподаватель                 

                                                                                    кафедры публичного права                  

                                                                                    Березовский К.А. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Минск 2011 г.

 

Содержание:

Введение…………………………………………………………………… 3

Основные направления  правовой защиты конкуренции в ЕС…………..4

Заключение………………………………………………………………… 8

Список использованных источников…………………………………….. 9 
 
 

 

     Введение

     Cовременная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру. Она состоит из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, которые взаимодействуют на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяются единым понятием - рынок.

     Понятие конкуренции является фундаментальным  в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется  на всех уровнях капиталистической  экономики — от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.

     Одно  из центральных мест в системе  рыночных реформ по праву занимает защита конкуренции на товарных рынках. Поэтому проблемы правового регулирования конкуренции в системе права Европейского Сообщества всегда занимали особое место.

      На  сегодняшний день Европейский союз (ЕС) располагает сложившейся системой норм, направленных на охрану конкуренции, устоявшимся порядком привлечения  нарушителей объективного права  ЕС к ответственности и органами, в том числе правосудия, правомочными осуществлять такие действия.

     Закономерности  правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере  применения антимонопольного законодательства, являются основными теоретическими вопросами защиты конкуренции и  пресечения монополистической деятельности на товарных рынках Европы.

      Учитывая  вышеперечисленное, представляется интересным рассмотрение понятия конкуренции, ее отражения в экономической  науке, проблемы, возникающие в связи  с ней, а также характеристика конкурентоспособности субъектов  рыночной экономики стран Европы.

 

     Основные  направления правовой защиты конкуренции  в ЕС 

     Единый  внутренний рынок Европейского союза (ЕВР) - это уникальное межгосударственное пространство, в котором упразднена барьерная функция внутренних государственных  границ, не существует национальных препятствий  рыночным связям, запрещаются дискриминационные  ограничения на передвижение товаров, услуг, капиталов, рабочей силы, юридических  и физических лиц, снижаются пространственные различия факторов и результатов  экономической деятельности.

Единый  рынок создавался и продолжает свое развитие с целью оздоровления экономик государств-членов Евросоюза и повышения  уровня жизни его граждан. В основу этого строительства положен  тезис о том, что международная  экономическая конкуренция, развивающаяся  в условиях единства рынка, создает  импульс для повышения качества и удешевления товаров и услуг, совершенствования разделения труда, улучшения организации производства, специализации и экономии на увеличении масштабов экономической деятельности, освоения последних достижений науки  и техники. [6, с. 883]

     Еще в 1957 г. в преамбуле Договора о  ЕЭС государства-члены записали, что устранение разделяющих Европу барьеров требует согласованных  действий, призванных гарантировать  честную конкуренцию.

      Конкурентная  политика ЕС - это направление деятельности Евросоюза, которое ставит под контроль барьеры, созданные хитроумной практикой  предприятий, разделяющей или монополизирующей рынок. Конкурентная политика контролирует нарушения конкуренции, исходящие  от государств, субсидирующих своих  производителей, и от связанных с  ними юридических лиц - госпредприятий и естественных монополий. [7, с.164]

     В государствах-членах Европейского Союза  конкуренция понимается неодинаково. С одной стороны,  она предполагает, что хозяйствующие субъекты своими действиями эффективно ограничивают возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия предоставления товаров и услуг. С другой стороны, конкуренция может рассматриваться как процедура выявления новых возможностей использования известных ресурсов и открытия новых ресурсов. В общем же понятии конкуренцию можно назвать базовым механизмом рыночных отношений, который заставляет предпринимателей соперничать между собой, тем самым способствуя удешевлению и повышению качества производимой продукции, удовлетворению нужд потребителей, оздоровлению экономики. Необходимость обеспечения честной конкуренции требует проведения в жизнь продуманной политики.

     Политика  правового регулирования конкуренции  в Европейском Союзе своеобразна  и уникальна даже в рамках самого права ЕС как особой правовой системы. В отличие от других сфер общественных отношений, урегулированных на уровне ЕС, в области охраны конкуренции  к компетенции Союза относится  не только правотворчество, но и правоприменение. Безусловно, национальные антимонопольные  органы также осуществляют правоприменительную  деятельность в этой сфере. Однако, во-первых, в настоящее время здесь  имеет место признание приоритета норм права ЕС над национальным законодательством, а во-вторых, в случае, когда угроза конкуренции приобретает европейский  масштаб и способна нарушить нормальное функционирование Общего рынка, юрисдикция остается за Европейской Комиссией. [8]

     Общие положения, касающиеся конкурентной политики, содержатся в Договоре о ЕС в двух подразделах - один посвящен поведению  фирм на рынке, другой - поведению государств. Лиссабонский договор [9] практически не затронул базовые положения о конкуренции. Все они как и прежде претворяются в жизнь посредством издания надлежащих регламентов, директив и решений и последующего контроля за их исполнением. Вполне логично, что большая часть нормативных актов в данной сфере издается Европейской комиссией (ЕК) и не требует утверждения Советом министров. Для того чтобы предприятия и государства легче ориентировались во всем многообразии институциональных норм и судебных прецедентов, Комиссия выпускает отчеты, путеводители, основные направления регулирования и другие издания ознакомительного и рекомендательного характера.

     Следует также упомянуть о принципе субсидиарности при распределении компетенции  между национальными органами контроля за конкуренцией и Европейской комиссией. Очевидно, что национальные антимонопольные  органы, лучше знающие ситуацию в  государствах, способны более эффективно реагировать на внутренние нарушения  и пресекать их.

     Контрольные функции, возложенные на Европейскую  комиссию, осуществляет специальный  директорат "Конкуренция", состоящий  из девяти дирекций, отвечающие либо за отдельные виды деятельности - разработка стратегии и политики конкуренции, борьба с картелями, контроль госпомощи, либо за конкретные отрасли экономики -энергетика и охрана среды, информация и СМИ, финансовые услуги, промышленность и сельское хозяйство, транспорт, здравоохранение, почтовые и другие услуги .

     Повседневная  работа Директората сосредоточена  на четырех основных направлениях:

  • борьба с неконкурентным поведением предприятий,
  • контроль концентрации производства,
    • контроль деятельности естественных монополий и предприятий публичного сектора,
  • контроль государственной помощи. [3, с.14]

     Помимо  этого Директорат отвечает за внешние  связи ЕС в сфере конкуренции  и координирует работу Европейской  сети национальных антимонопольных  органов государств-членов ЕС.

Важнейшими  целями конкурентной политики ЕС являются:

  • достижение экономической эффективности (благосостояния потребителя при оптимальном распределении ресурсов), что возможно, согласно современным экономическим теориям, только при условии существования системы свободной конкуренции;
  • защита прав потребителей и малых предприятий от крупных экономических объединений, как то в форме предприятий монополистов или соглашений о совместной деятельности нескольких предприятий (соглашения об объединении);
  • содействие созданию единого Европейского рынка и предотвращение его разрушения от противоправной деятельности юридических лиц.

     Изложенный  материал доказывает, что конкурентная политика ЕС учитывает проявления естественной тяги любого государства-члена к  защите своего от чужого в процессе объединения рынков. В саму суть этого направления деятельности ЕС заложено увязывание подчас противоречащих друг другу целей, таких как открытие рынков и их безопасность, либерализация  и защита, развитие торговли между  государствами и предотвращение потрясений в их экономике, усиление конкуренции внутри группировки  и повышение конкурентоспособности  союза в целом, экономическая  эффективность и социальная справедливость.

 

     Заключение 

     Итак, без преувеличения можно сказать, что конкурентная политика ЕС выполняет  целый ряд социально и экономически значимых функций. Благодаря ее механизмам обеспечивается, во-первых, доступ к  товарам и услугам на более  выгодных для граждан ЕС условиях, во-вторых, справедливое содействие развитию компаний государств-членов, в-третьих, повышение конкурентоспособности  Европейского союза в мире. Конкурентная политика осуществляется при помощи хорошо разработанного инструментария. Ее целям подчиняются все другие направления внутренней политики ЕС.

     В рамках конкурентной политики допускаются  и признаются полезными некоторые  искажения - слияния, поглощения, отдельные  виды господдержки, поскольку они  служат повышению конкурентоспособности  Союза на мировой арене.

     Проанализировав информацию можно сделать вывод о гибкости инструментов конкурентной политики ЕС, об учете в ней самых разных интересов единого рынка, о полезности отдельных искажений условий конкуренции для повышения конкурентоспособности экономики ЕС. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников 
 

      1.Беликова  К.М. Правовые акты об охране  конкуренции в Европейском союзе  и странах Южно-американского  общего рынка: сравнительно-правовой  аспект / Законодательство и экономика. 2007. № 2.

      2.Залеская  М. Недобросовестная конкуренция  на товарных рынках: особенности  защиты прав хозяйствующих субъектов  / Законодательство и экономика. 2001. № 1.

     3.Кондратьева  Н. Б. «Конкуренция в ЕС: экономика, политика, право»: доклады Института Европы №248 М., 2009

         4.Толоконников А.Н. «Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе: диссертация кандидата юридических наук : Москва, 2007

      5.Шевченко  О.М. Защита конкуренции на  товарных и финансовых рынках / Предпринимательское право. 2006. №  1.

     6.Европейское  право: Учебник / Под ред. Л.М.  Энтина. М.: Норма, 2007, 960с. 

      7.Право  Европейского союза: Учебник / 3-е изд. под ред. С.Ю. Кашкина.  М.: Проспект, 2011, 274с.

Информация о работе Правовая защита конкуренции в Европейском Союзе