Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 15:07, реферат
Система международных отношений в узком смысле включает отношения, осуществляемые особой категорией акторов (участников), а именно: государствами, межгосударственными образованиями, нациями (народами), борющимися за свое самоопределение, международными межправительственными и неправительственными организациями, международными судебными учреждениями, государственно-подобными образованиями, индивидами, транснациональными корпорациями.
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА В СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЯХ
1.1 Предмет регулирования международного права
1.2 Особенности международного права
1.3 Сущность современного международного права
1.4 Функции современного международного права
1.5 Понятие международного права и его эволюция в эпоху глобализации международных отношений
1.5.1 Понятие международного права
1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений
Список использованных источников.
Крайним выражением теории ограничения суверенитета является теория отказа от государственного суверенитета как несовместимого с международными обязательствами, наиболее последовательным сторонником которой является американский юрист-международник Г. Кельзен. Будучи основателем нормативистской школы права, он считал, что любое право как совокупность приказов-норм представляет лишь юридическую ценность и более никакую. Рассматривая государство как систему норм и правопорядков, он заявлял, что существует лишь суверенитет единого мирового универсального правопорядка, включающего международный и национальный правопорядки, при доминирующей роли первого как вышестоящего правопорядка.
Таким образом, концепция Г. Кельзена, акцентируя внимание на нормативной структуре международного права, игнорировала механизм разработки и обеспечения норм международного права, где в полной мере проявляются суверенные права и воля государств. Следует отметить, что хотя идеи нормативистской школы международного права, связанные с отказом от государственного суверенитета, были подвергнуты резкой критике в советской доктрине международного права, концепция ограниченного суверенитета нашла сторонников не только среди юристов-международников советского периода, но и ученых стран СНГ (К.А. Алексидзе, С.В. Черниченко, JI.H. Шестаков).
Впервые выступили с критикой теории ограниченного суверенитета белорусские юристы В.А. Круталевич и М.М. Аваков, которые указывали, что сторонники теории ограниченного суверенитета не учитывают того, что содержание суверенитета означает не только права, но и обязанности государств уважать суверенные права других государств - участников международных отношений . По справедливому замечанию В.А. Василенко, пропорциональное распределение прав и обязанностей по добровольному соглашению сторон между участниками договора служит обеспечению интересов сторон и, следовательно, укрепляет, а не ограничивает суверенитет.
Современной модификацией позитивистской теории является школа «политически ориентированной юриспруденции», особенно распространенная в американской доктрине международного права. Ее представители (Г. Моргентау, М. Макдугал, С. Джоунс) считают, что международное право не совокупность норм, а конструктивный процесс, состоящий из властных решений, реализуемых самими акторами в соответствии с теми ценностями, которые они желают защищать и поддерживать. Причем, по мнению С. Джоуна и Дж. Розена, если участники этого процесса не приходят к согласию относительно ценностей, которые должны быть реализованы в международной системе, приоритет отдается внешней политике того государства, чьи национальные интересы ближе всего к цели достижения «человеческого достоинства».
Очевидно, что указанная теория отрицает существование общепризнанных принципов и норм международного права, подчеркивает доминирующую роль усмотрения государства в реализации норм международного права, легализует тем самым противоправную практику государств, осуществляемую под предлогом защиты жизненно важных интересов и человеческого достоинства. Примером такой практики являются военные действия НАТО против Югославии в 1999 г. и военная акция США против Ирака в 2003 г.
Обобщая
позитивные аспекты вышеизложенных
доктринальных подходов, касающихся
юридической природы
Международное
право - это система принципов и норм,
выражающих общечеловеческие ценности,
выработанных в процессе согласования
позиций государств и иных субъектов международного
права, направленных на установление их
сотрудничества во всех областях международных
отношений и обеспечиваемых государствами
и созданными ими международными органами.
1.5.2 Эволюция международного права в условиях глобализации международных отношений
Как
было показано выше, международное
право и международные
Взаимозависимость имеет национальный и интернациональный аспекты. Национальный аспект обусловлен национальными интересами государств, заставляющих их участвовать в отношениях взаимозависимости, чтобы иметь рынки сбыта, доступ к энергоресурсам. К тому же следует учитывать, что современная реальность такова, что ни одно государство не только не сможет защитить свои национальные интересы, если не будет участвовать в международном сотрудничестве, но даже недостаточный уровень такого сотрудничества «наносит ущерб национальным интересам этого государства»1.
Интернациональный аспект выражается в осознании того, что глобальные проблемы носят транснациональный характер, связаны с выживанием человечества, поэтому требуют безотлагательного решения, возможного только в результате тесного, скоординированного сотрудничества государств.
Таким образом, процесс глобализации, нацеленный на создание единого экономического, информационного и правового пространства, требует тщательной регламентации, возможной только в рамках международного права, которое в силу своей универсальности, методов регулирования (координации сотрудничества государств, согласования позиций с целью выработки взаимоприемлемых решений) наиболее отвечает сущности интеграции.
Вместе с тем процесс глобализации не только сопровождается усилением роли международного права как регулятора интеграционных процессов, но и способствует качественному изменению последнего. Изменения проявляются в субъектной и объектной сферах, методах правового регулирования и функциональной направленности международного права.
В
субъектной сфере. Расширение структуры
международных отношений за счет включения
смешанных отношений (между государствами
и негосударственными образованиями)
и негосударственных отношений привело
к появлению новых субъектов международного
права: неправительственных организаций,
индивидов, транснациональных корпораций,
административно-
В объектной сфере. Как уже указывалось, объект международного права подвижен и расширяется как за счет появления новых областей межгосударственного сотрудничества (киберпространство, генная инженерия), так и путем регулирования вопросов, ранее находившихся в исключительной компетенции государства. К ним относятся права человека, защита окружающей среды, экономика, оборона, политическая система. Практически любой вопрос по воле государств может стать предметом совместного регулирования международного и внутреннего права.
Распространение
регулирующего влияния
Методы
правового регулирования. Расширение
круга субъектов международного
права привело к новым методам
международно-правового
Международное право сыграло важную роль в обеспечении юридического равенства государств, хотя их фактическое неравенство особенно в плане социально-экономического развития продолжает сохраняться и углубляться в эпоху глобализации, являясь источником локальных вооруженных конфликтов, причиной роста транснациональной преступности и активизации международного терроризма.
Поэтому столь важно новое направление функционирования международного права, получившее в теории название «международное право развития», целью которого является преодоление слаборазвитости, нищеты и голода населения государств афро-азиатского региона. Следует отметить, что содействие реализации права на развитие как функция международного права впервые получила закрепление в Декларации о праве на развитие, принятой ГА ООН в 1986 г.1, в которой право на развитие тесно связывалось с правами человека и определялось как индивидуальное и коллективное право, при котором могут быть «осуществлены все права и основные свободы» (ст. 1). В плане международно-правового регулирования в Декларации о праве на развитие (ст. 4) указывалось на необходимость эффективного международного сотрудничества в предоставлении развивающимся странам «соответствующих средств и возможностей для ускорения их всестороннего развития)».
В Декларации Рио-де-Жанейро 1992 г. по окружающей среде и развитию праву на развитие было придано новое качество - «устойчивое развитие», которое вошло в международно-правовой обиход. Под устойчивым развитием понимается стабильное социально-экономическое развитие всего мирового сообщества, не разрушающее природной среды и ориентированное не только на удовлетворение нужд нынешнего поколения, но и будущих поколений.
Функция
международного права развития наиболее
ярко проявляется в деятельности
таких универсальных
Следует отметить, что функционирование международного права развития вызвало появление нового направления - коммерческой функции, находящейся в настоящее время на начальной стадии и направленной на перераспределение ресурсов в пользу слаборазвитых стран. Механизм реализации этой функции международного права закреплен в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вступившей в силу в 1994 г., и предусматривающей создание международной организации - Органа по морскому дну, призванного осуществлять контроль и предоставлять лицензии государствам на разведку и эксплуатацию ресурсов дна мировых океанов и морей, являющихся общим наследием человечества.
Таким
образом, в эпоху глобализации происходит
трансформация международного права
из права, только координирующего сотрудничество
государств, в право, обеспечивающее их
развитие на основе социальной справедливости.
Список
использованных источников
1. Василенко,
В.А. Основы теории