Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2011 в 19:30, доклад
Ответственность государства международно-правовая, правовые последствия, которые наступают в результате нарушения государством норм международного права или международных обязательств (см. также Деликт). О. г. может возникнуть в результате неправомерных действий самого государства (например, нарушение неприкосновенности иностранного дипломатического представителя), неправомерного бездействия или упущения, т. е. непринятия государством мер, которые оно должно было бы принять для выполнения своих международных обязательств (например, нарушение обязанности обеспечить безопасность иностранного дипломатического представителя). Кроме того, государство несёт ответственность за неправомерные действия или упущения всех своих органов, а также физических лиц (собственных граждан и иностранцев), совершённые на его территории.
Ответственность государства
Ответственность государства
международно-правовая, правовые последствия,
которые наступают в результате
нарушения государством норм международного
права или международных
Наиболее серьёзную
ответственность государство
В современном международном
праве принято различать О. г.
политическую (применение международных
санкций и предоставление удовлетворения
потерпевшему государству) и материальную
(репарации и реституции). При
простом правонарушении, наносящем
ущерб отдельному государству или
группе государств, государство-правонарушитель
обязано возместить нанесённый ущерб
или предоставить удовлетворение (в
форме выражения сожаления, извинения,
наказания виновных, оказания почестей
потерпевшему государству, уплаты компенсации
пострадавшим должностным лицам
и гражданам и т.д.). Разногласия
по поводу формы и объёма ответственности
подлежат урегулированию мирными средствами,
предусмотренными Уставом ООН. Наиболее
часто в таких случаях
Если государство-
Определенное значение для борьбы с международными преступлениями имеют и положения гл. VIII Устава. Так, в соответствии со ст. 52 Устав не препятствует сущесгвованию региональных соглашений или органов для разрешения вопросов, относящихся к поддержанию международного мира и безопасности, которые являются подходящими для региональных действий. Статья 53 уполномочивает Совет Безопасности, где это уместно, использовать такие соглашения или органы для принудительных действий под его руководством. В то же время, по этой статье, принудительные меры допускаются и без полномочий от Совета Безопасности либо в силу ст. 107 против любого вражеского государства, то есть государства, которое в течение второй мировой войны являлось врагом любого из государств, подписавших Устав, либо в силу региональных соглашений, направленных против возобновления агрессивной политики со стороны любого такого государства.
Принимая во внимание
значение для международного сообщества
содержащихся в Уставе положений, можно
говорить о том, что он был и
остается основным источником юридических
оснований ответственности
Важными источниками
оснований ответственности
Хотя договоры 1963, 1968, 1971 годов и конвенция 1972 года относятся, казалось бы, прежде всего к документам, связанным с проблемой разоружения, запрещенные ими действия, несомненно, влекут за собой тяжкие и массовые военные преступления, связанные с применением оружия массового уничтожения. Во внесенном на рассмотрение XXXV сессии Генеральной Ассамблеи ООН советском предложении "Об исторической ответственности государств за сохранение природы земли для нынешнего и будущих поколений" подчеркивается, что успешное решение проблемы охраны природы теснейшим образом связано с политикой разрядки международной напряженности, обузданием гонки вооружений, разоружением.
Важным источником
юридических оснований
По поводу юридической
природы этой резолюции высказываются
различные точки зрения. Некоторые
юристы,, в частности западные, склонны
видеть в ее принятии выражение некоей
законодательной функции Генеральной
Ассамблеи. Правильным, однако, является
рассмотрение ее как выражение согласия
всех государств-членов признавать нюрнбергские
принципы нормами общего международного
права. В этом смысле прав П. И. Лукин, который
пишет, что благодаря этой резолюции указанные
принципы превратились в нормы широкого
универсального значения, причем правотворческий
характер резолюции вытекает из воли государств,
принявших ее, а не из законодательных
функций Генеральной Ассамблеи ООН2.