Основные международные соглашения и конвенции по рыболовству

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2011 в 17:10, реферат

Описание работы

Состояние международно-правового регулирование рыболовства и вопросов охраны морских биологических ресурсов сегодня, безусловно, далеко от совершенства. Однако непрекращающиеся усилия государств в данной области вселяют надежду на то, что со временем проблемы эксплуатации ресурсов моря будут решены, а морские биоресурсы получат международно-правовую защиту, соответствующую той значимости, которую они имеют для мирового сообщества.

Содержание

Введение...................................................................................................3

§ 1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года..............................5

§ 2. Документы Конференции ООН по окружающей среде

и развитию................................................................................................9

§ 3. Соглашения по вопросам сохранения отдельных видов

биоресурсов и сохранения биоресурсов в отдельных регионах........12

§ 4. Двусторонние соглашения по вопросам рыболовства.................16

Заключение..............................................................................................18

Список использованных источников.....................................................21

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

      Вторым  важнейшим документом, принятым на Конференции ООН по окружающей среде 1992 года является Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 5 июня 1992 г.).

      Целями  Конвенции, как следует из ее ст. 1, являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равной основе выгод, связанных с использованием генетических ресурсов.

      Под биологическим разнообразием Конвенция  понимает вариабельность живых организмов из всех источников, включая, среди  прочего, наземные, морские и иные водные экосистемы и экологические комплексы, частью которых они являются; это понятие включает в себя разнообразие в рамках вида, между видами и разнообразие экосистем7. Таким образом, под защиту  данной Конвенции подпадают не только морские экосистемы.

   Нормы Конвенции о биологическом разнообразии направлены на обеспечение сохранения биологического разнообразия и устойчивого использования его компонентов. Центральным принципом Конвенции является признание суверенного права государства разрабатывать свои собственные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды. Государство при этом ответственно за то, чтобы деятельность в рамках его юрисдикции или под его контролем не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

  Однако из анализа норм Конвенции можно сделать вывод, что государство — участник в вопросах сохранения биологических природных ресурсов даже в пределах своей государственной территории обязано руководствоваться не только национальным законодательством, но и применимыми международно-правовыми нормами8. Такое положение представляется полностью обоснованным. Мировой Океан представляет собой единую целостную систему. Деятельность государств даже в пределах своей суверенной территории неизбежно затрагивает интересы сопредельных государств, и, в конечном итоге, оказывает влияние на мировое сообщество в целом. Таким образом, в связи с особой важностью, которую имеет Мировой Океан для мирового сообщества государства при эксплуатации водных биологических ресурсов должны ориентироваться в первую очередь на международно-правовые нормы, посвященные охране и защите таких ресурсов.

      Следует отметить, что Конвенция о биологическом  разнообразии не содержит норм, предусматривающих конкретные меры по сохранению живой природы. Предусмотренные меры носят широкий, обобщенный характер, в связи с чем очевидна необходимость разработки конкретных механизмов сохранения биологического разнообразия на уровне двустороннего сотрудничества государств9.

      На  Конференции ООН по окружающей среде  и развитию впервые был зафиксирован принцип осторожного подхода, которому сегодня подчинено все мировое  рыболовство. Он гласит: прежде чем заниматься рыболовством, нужно принять комплекс организационных, биологических, финансовых и юридических мер, с тем чтобы не заниматься переловом10. Мы должны знать,

сколько вылавливается краба буквально  поштучно, с тем чтобы сохранить  популяцию.

      В итоговых документах Конференции ООН  по окружающей среде и развитию записано, что вся природоресурсная деятельность человека должна быть подчинена предосторожному подходу. Сегодня он стал принципом всего международного права. Предосторожный подход нашел применение, в частности, в Соглашении 1995 г. о трансграничных рыбных запасах и далеко мигрирующих видах11.

§ 3. Соглашения по вопросам сохранения отдельных  видов биоресурсов  и сохранения биоресурсов  в отдельных регионах.

     Международно-правовое регулирование вопросов морского рыболовства  не исчерпывается сегодня принятием  глобальных многосторонних конвенций по данным вопросам. Специфические условия отдельных морских районов, а также необходимость особого внимания к сохранению некоторых видов морских животных, обуславливают тот факт, что сегодня принимается все больше региональных договоров по вопросам добычи отдельных видов морских биологических ресурсов в отдельных районах Мирового океана. Положения дынных договоров развивают положения международных конвенций общего характера, таких, как Конвенция ООН по морскому праву, причем зачастую данные документы идут по пути ужесточения норм о промысле отдельных видов.

     Так, по мнению А.Н. Вылегжанина сегодня  в международном морском права  обозначилась тенденция на региональном уровне к ужесточению норм о сохранении анадромных видов. «На практике применяются положения региональных договоров о запрете промысла этого ценного природного ресурса в районах за пределами 200 миль от исходных линий, а не компромиссные положения Конвенции ООН 1982 г. о возможном таком промысле»12. Одним из примеров такого регионального договора является Конвенция о сохранении запасов анадромных видов рыб в северной части Тихого океана 1992 г., принятая Канадой, Японией, Российской Федерацией и США.

      Районом применения норм данной Конвенции (конвенционным  районом) являются воды северной части Тихого океана за пределами исключительных экономических зон государств-участников.

      В Конвенции подтверждается положение  ст. 66 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. о том, что промысел запасов  анадромных видов ведется только в пределах 200 морских миль. Специализированный промысел анадромных рыб (направленный на конкретный вид или запас рыб) в конвенционном районе запрещается. При случайном изъятии (в ходе промысла иных видов рыб) анадромные виды должны быть немедленно возвращены в море.

      Ряд международно-правовых документов посвящен также регулированию промысла в  отдельных, особо значимых по тем  или иным причинам морских районах. Для России в частности особо  значимыми являются берингоморский и охотоморский анклавы. Так, например, отсутствие контроля за промыслом минтая в анклаве Берингова моря привело к разрушению его запасов. В целях недопущения варварской добычи биологических ресурсов в будущем по предложениям России и США была разработана Конвенция о сохранении ресурсов минтая и управления ими в центральной части Берингова моря (принята 16 июня 1994 г. в Вашингтоне). В данной конвенции подчеркивается признание государствами-участниками срочной необходимости в сотрудничестве для принятия мер по сохранению ресурсов минтая..

     В подобном состоянии находятся и живые ресурсы Охотского моря, для сохранения которых в 1995 году в Нью-Йорке было заключено Соглашение об осуществлении положений конвенции организации объединенных наций по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими.

      Соглашением 1995 г. усилен, по сравнению с Конвенцией ООН по морскому праву, глобальный режим  сохранения биологических ресурсов Мирового океана13. Одним из способов этого усиления явилось четкое установление соотношения прав на трансграничные запасы прибрежного государства и государства, ведущего их промысел в открытом море. В частности ст. 7 Соглашения придает особое значение мерам прибрежного государства, принятым им по вопросам  сохранения запасов соответствующих видов рыб, чтобы  меры,  вводимые  в   отношении   таких   запасов  для  открытого  моря,   не   подрывали эффективности национальных мер.

      Соглашением также установлен ряд общих принципов, на которых должны базироваться меры по сохранению трансграничных запасов и запасов далеко мигрирующих видов рыб. Во-первых, ст. 6 Соглашения устанавливает, что для защиты морских живых ресурсов и охраны морской среды государства должны широко применять осторожный подход. В числе иных принципов, закрепленных в ст. 5 Соглашения, можно выделить следующие:

  • принятие мер по обеспечению долгосрочной устойчивости таких запасов и содействию их оптимальному использованию;
  • обеспечение того, чтобы такие меры основывались на наиболее достоверных научных данных и были направлены на поддержание запасов на уровнях, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, либо на восстановление запасов до таких уровней;
  • оценка воздействия деятельности человека, а также экологических природных факторов, "на запасы и виды, принадлежащие к той же экосистеме";
  • принятие мер по сохранению таких запасов и видов, а также управлению ими;
  • сохранение биологического разнообразия морской среды;
  • принятие мер по предотвращению не только чрезмерной эксплуатации рыбных ресурсов, но и "избыточного рыбопромыслового потенциала";
  • учет интересов рыбаков, занимающихся кустарным и традиционным промыслом  

     Соглашение, кроме того, усиливает международно-правовое значение мер, принятых участниками  региональных соглашений о морских биоресурсах. В районах, где на основе региональных договоренностей вводятся меры по сохранению и управлению, государства, ведущие промысел запасов в открытом море, и прибрежные государства обязуются сотрудничать путем вступления в международную организацию, созданную на основе такой региональной договоренности, или становясь участниками такой договоренности, "либо путем выражения согласия на применение введенных такой организацией или договоренностью мер по сохранению или управлению". Кроме того, если сторона Соглашения 1995 г., не являющаяся участником региональной доверенности, не согласна с мерами, введенными на основе такой договоренности и их не применяет, она лишается доступа к ресурсам, являющимся объектом указанных мер.  Таким образом, фактически меры, принятые участниками соответствующей региональной договоренности становятся обязательными для государств, эксплуатирующих соответствующие ресурсы, но не являющихся участниками региональных договоренностей. Такое  положение является безусловно способствует повышению эффективности мер, принимаемых для сохранения соответствующих морских ресурсов.

     § 4. Двусторонние соглашения по вопросам рыболовства.

      Двусторонние  межгосударственные соглашения по вопросам рыболовства представляют собой  весьма значительную группу международно-правовых документов, направленных на регулирование сотрудничества конкретных государств по конкретным вопросам рыболовства.

      В качестве примера межгосударственного  сотрудничества Российской Федерации  с другими странами можно привести ряд межправительственных соглашений, заключенных с правительством Японии. К ним, в частности, относится Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережья обеих стран от 7 декабря 1984 года.

      В рамках данного соглашения Стороны  устанавливают объемы добычи и условия  ведения промысла в зонах России и Японии на взаимной основе. Кроме  того, японские суда осуществляют промысел в ИЭЗ Российской Федерации за плату.  В связи с более полным освоением квот вылова российскими пользователями, прослеживается устойчивая тенденция на снижение объемов добычи и сокращение количества японских судов в ИЭЗ России.

      Другим  примером сотрудничества РФ с другими  государствами может служить  Соглашение между правительством СССР И КНДР от 6 мая 1987 года о сотрудничестве в области рыбного хозяйства. В рамках данного Соглашения  между российскими предприятиями и организациями Дальнего Востока и корейскими партнерами осуществляются непосредственные контакты по таким направлениям, как: совместное выращивание объектов марикультуры в Приморском крае, выращивание растительноядных рыб, производство и реализация продукции пресноводного рыбоводства, изучение возможности совместного выращивания креветки на территории КНДР, проведение совместных научно-исследовательских рейсов по изучению сырьевой базы экономической зоны КНДР, создание предприятий в г. Синпхо по производству консервов и др.

      В целях реализации Соглашения из представителей Сторон создана Российско-Корейская Смешанная Комиссия по сотрудничеству в области рыбного хозяйства, на ежегодных сессиях которой рассматриваются все вопросы, представляющие взаимный интерес.

      В соответствии с положениями Соглашения от 6 мая 1987 года рыболовным судам каждой из Сторон представляется право добычи (вылова) водных биологических ресурсов в исключительной  экономической зоне другой Стороны в пределах квот, выделяемых на взаимной основе. Однако ни одной из Сторон квота на протяжении нескольких лет практически не осваивается. По просьбе Корейской Стороны ей выделяется на платной основе квота на добычу (вылов) минтая в районе Западно-Беринговоморской зоны ИЭЗ России.

      По  инициативе Российской Стороны в  рамках Соглашения от 6 мая 1987 года осуществляется работа по организации взаимодействия в вопросах предотвращения незаконного, несообщаемого и нерегулируемого промысла живых морских ресурсов14.

Информация о работе Основные международные соглашения и конвенции по рыболовству