Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 20:21, реферат
Нейтралитет в войне - это особый правовой статус государства, не участвующего в происходящей войне и воздерживающегося от оказания помощи и содействия как одной, так и другой воюющей стороне.
1. Международно-правовые акты, регламентирующие ведение войны.
2. Нейтралитет в войне.
3. Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.
4. Заключение.
5. Список литературы.
I. Нейтральное государство нарушает Нейтралитет и несет ответственность перед воюющими:
А) за враждебные действия, предпринятые от его имени уполномоченными к тому органами его; сюда подходит всякая помощь неприятелю войском, оружием, военными судами, даже деньгами. Современное международное право знает и допускает только абсолютный или полный Нейтралитет, заключающийся в безусловном воздержании от фактического участия в войне. До конца XVIII в. практика не считала нарушением Нейтралитета помощь в исполнении обязательств, принятых до начала войны. Со своей стороны, воюющие не были обязаны безусловно уважать нейтральную территорию; на ней могли быть продолжаемы стычки, начатые на неприятельской земле; особенно распространено было право прохода неприятельских войск через нейтральную территорию, что объясняется чересполосицей государственных владений прежнего времени.
Б) за все враждебные акты, предпринятые в пределах его территориальной юрисдикции со стороны кого бы то ни было. Воюющие обязываются уважать нейтральную территорию под условием, что она не станет базисом враждебных действий, направленных против них. Если местная власть не желает или не в силах устранить в своих пределах подобные действия, воюющие вынуждены сами позаботиться о своей безопасности. Вытекающие из этого положения обязанности нейтрального государства получают юридическую санкцию только в XIX в. Этот важный отдел права Нейтралитета находится еще в периоде формации; отдельные нормы только что намечаются, и этим объясняется неустойчивость практики и разногласие теории. Бесспорными являются право и обязанность нейтральных государств не допускать в пределах своей территориальной юрисдикции вооруженных сил воюющих и не терпеть совершения каких-либо актов войны. Поэтому: a) проход войск не может быть разрешен, и всякая попытка к этому со стороны воюющих должна быть отражена в случае нужды даже вооруженной силой; b) при вступлении на нейтральную территорию неприятельских отрядов, последние должны быть разоружены и обязаны к невыезду из государства до окончания войны или интернированы (убежище, данное в войне 1870—71 гг. Швейцарией армии французского генерала Кленшана); c) военным судам может быть дано разрешение (под условием равенства для обеих воюющих сторон) заходить в нейтральные порты для починки судов, потерпевших аварию, и для снабжения топливом и съестными припасами; нейтральное государство обязано при этом наблюдать, чтобы при встрече неприятельских судов в его территориальных водах не произошло между ними столкновения; d) призы, сделанные в нейтральных водах, незаконны и должны быть освобождены; не может быть допущено в пределах нейтральной территории устройство призовых судов и продажа призов до присуждения их взявшему. Нейтральная территория не может служить базисом для приготовлений к военным операциям; поэтому: а) запрещается вербовка войск для воюющих, столь обычная в прежнее время; но добровольцев местная власть не обязана удерживать, исключая лиц, находящихся на службе в ее войсках (в Англии вопрос о найме солдата регулирован законом 1819 и 1870 гг. — так называемый Foreign Enlistment act); b) запрещается в нейтральных водах постройка и снаряжение для воюющих военных судов и крейсеров; неисполнение этой обязанности со стороны Англии в 1861—64 гг. дало повод Североамериканским Штатам взыскать с неё по окончании войны возмещение убытков (см. Алабама и Алабамский вопрос). Договор, передавший этот иск решению третейского суда, формулировал следующие обязанности нейтрального правительства ("Вашингтонские правила о Нейтралитет"): 1) не допускать в пределах своей юрисдикции снаряжения и вооружения судна, относительно которого существует справедливое подозрение, что оно назначается для крейсерства или для войны против одного из воюющих; не выпускать из пределов своей юрисдикции судов с таким же назначением, хотя бы отчасти приспособленных для военной службы; 2) не допускать, чтобы воюющие обращали порты или воды нейтрального государства в базис военных операций или пользовались ими для увеличения или обновления своих военных припасов или для вербовки людей. Спорным является право допускать заключение займов на нейтральной территории для воюющих; большинство писателей и практика (в войнах 1870—71 и 1877—78 гг.) высказываются против стеснений в этом отношении частных лиц. То же самое должно сказать и относительно покупки и продажи на нейтральной территории оружия и других военных снарядов: нейтральное правительство не обязано стеснять свободы торговли в пределах своей юрисдикции. У самих воюющих есть средства помешать доставке контрабандных товаров в руки противника. Нейтральное государство в этом отношении слагает с себя всякую ответственность за действия своих подданных вне пределов его юрисдикции, предоставляя ведаться самим воюющим с ними, поскольку они нарушают признанные нормы международного права.
II. Из непосредственных отношений воюющих государств к нейтральным подданным наибольший интерес представляют отношения, вытекающие из морской нейтральной торговли. В открытом море, где нет единой власти, а следовательно, и единой юрисдикции, ответственность за враждебные действия против воюющих не может быть возложена ни на одно государство в отдельности; каждое должно отвечать за своих подданных. Ввиду затруднительности контроля над действиями подданных, нейтральное государство предоставляет его воюющим, избавляя себя этим от ответственности за нарушение ими обязанностей Нейтралитета. Международное право, в интересах воюющих, ограничивает, до известной степени, свободу нейтральной торговли. Эти ограничения обязательны для нейтральных подданных; за исполнением их со стороны последних следят воюющие. Настоящее положение нейтральной торговли является результатом долгой и упорной борьбы между воюющими и нейтральными сторонами; история этой борьбы представляет ряд завоеваний в пользу свободы морской торговли. Средневековые торговые республики Италии рано стали направлять свои удары на морскую торговлю противника, как на наиболее чувствительное и уязвимое место. Большую помощь в этом деле оказывали воюющим каперы. Действуя исключительно с целью наживы, каперы не щадили и друзей (amici), как в то время называли нейтральных. За действия их приходилось отвечать перед нейтральными. Необходимо было установить над действиями каперов известный контроль. Рядом договоров и законов признана неприкосновенность нейтральной собственности, установлена ответственность каперов за нанесенные нейтральным обиды, организованы суды для рассмотрения законности сделанных каперами захватов. Эти нормы перешли затем в международный обычай (дальнейший очерк истории нейтральной торговли имеет в виду судьбу нейтрального груза и флага, не касаясь вопросов о каперстве, блокаде, контрабанде, призах и призовом судопроизводстве). А)
Система Consolato del mare. В основание ее положен характер (принадлежность) груза: нейтральный груз всегда неприкосновенен; неприятельский — подлежит захвату. Флаг, под которым плавает судно, неприятельский или нейтральный, никакого влияния на судьбу груза не оказывает. Это простое и ясное правило в течение нескольких веков было руководящим началом нейтральной торговли. Англия отстаивала его еще в XIX в. Он обременителен для нейтральной торговли тем, что делает необходимым детальную проверку груза, а потому предоставляет воюющим право останавливать и осматривать нейтральные суда. Воюющие, особенно Англия, широко пользовались этим правом и нередко злоупотребляли им. На континенте Европы, начиная с XVI в., вырабатывается новая система, более отвечающая интересам нейтральных держав.
Б) система зависимости груза от флага: нейтральный флаг покрывает неприятельский груз, а неприятельский флаг подвергает захвату и нейтральный груз ("Le pavillon couvre la cargaison et la confisque"; "Frei Schiff — frei Gut, unfrei Schiff — unfrei Gut"). Решающим моментом в этой системе является характер флага (национальность судна), тогда как в прежней все зависело от принадлежности груза. Проводником этой системы была Ганза (XVI в.), позднее — Голландия и Франция; но раньше пришлось пережить переходную систему. В XVI и XVII вв., когда те же державы произвольными мерами всячески ограничивали свободу морской торговли, установилась:
В) смешанная система, направленная против нейтральных: неприятельский характер груза или флага заражает нейтральную собственность и подвергает ее захвату ("infection hostile"; "robe d'ennemi confisque la robe d'ami"). В этой системе соединены наиболее тягостные для нейтральной торговли постановления двух предшествующих: неприятельский груз подлежит захвату на нейтральном корабле (из 1-й системы), а равно и нейтральный груз — на неприятельском корабле (из 2-й). Свободен лишь нейтральный груз на нейтральном корабле: нейтральным запрещено связывать свои торговые интересы с интересами воюющих держав. Такая система установлена французскими указами 1543 и 1584 гг. Эдикты 1639, 1645 и 1650 гг. возвращаются к системе Consolato, но известный морской регламент Людовика XIV 1681 г. восстановляет прежнюю практику. Последующие указы (1692, 1704, 1705 гг.) еще более стесняют свободу нейтральной торговли, объявляя подлежащими захвату все произведения неприятельской страны, как сырые, так и фабричные, поощряя каперство и т. п. В то же самое время, в противоречие со своим внутренним законодательством, Франция заключает международные договоры, которыми обязывается к признанию начала: "нейтральный флаг покрывает неприятельский груз" (например, с Англией — 1655 и 1677 гг., с Испанией — 1659 г.). Голландия держалась той же системы до середины XVII в. (указы 1562, 1584 и 1630 гг.); с 1652 г. она вступает на новый путь защиты прав нейтральной торговли. В ряде договоров Голландия добилась признания выгодной для неё системы флага, получившей, наконец, и общеевропейскую санкцию в Утрехтском мире 1713 г. К этому времени путем международных соглашений успело установиться также и более строгое определение (в смысле ограничительном) понятий военной контрабанды и блокады. В 1693 г. была сделана первая попытка вооруженного Нейтралитет со стороны Дании и Швеции, не желавших подчиниться требованию Англии и Голландии (конвенция 1689 г.) — прекратить, на время войны союзных держав с Францией, всякие торговые сношения с последней (см. Groning, "Tractatus de navigatione libera", 1695). После Утрехтского мира главным и опаснейшим врагом нейтральной торговли становится Англия. Весь XVIII в. проходит в борьбе с нею континентальных держав за права Нейтралитет Призовые суды Англии продолжают держаться системы Consolato; они рассматривают начало свободы нейтрального флага как привилегию, устанавливаемую специальным договорным соглашением и подлежащую ограничительному толкованию. Призовая практика Англии установила весьма обременительное для нейтральной торговли толкование прав Нейтралитет Наибольшую известность приобрели так называемые правило семилетней войны ("Rule of the war", 1756) и учение о единстве пути ("continuous voyage"). Правилом 7-летней войны нейтральным судам запрещалось вести во время войны торговлю с колониями воюющей державы, если подобная торговля не была разрешена им уже в мирное время. Запрещение имело в виду главным образом Голландию, которой Франция на время войны с Англией предоставила право торговли со своими колониями, будучи совершенно отрезана от них английским флотом. Нейтральные суда рассматривались английскими призовыми судьями как утерявшие свою национальность и службой у неприятеля (per adoptionem) ставшие неприятельскими, а потому подлежащие захвату. В связи с правилом 7-летней войны возникло и учение о единстве пути; автором его был призовой судья William Scott. Если нейтральные суда, занимавшиеся недозволенной торговлей между колониями и метрополией, заезжали по пути в нейтральную гавань, то эта остановка не разрывала "единства пути" от неприятеля к неприятелю, и такие суда подлежали захвату вместе с грузом. При начале каждой войны Англия, вопреки договорным обязательствам, возвращалась вновь к системе Consolato: нейтральный флаг не защищал неприятельского груза от ее каперов. В 1759 г. северные державы вынуждены были заключить против неё оборонительный союз нейтральных; к ним присоединилась и Франция. Парижский мир 1763 г. в Париже подтвердил постановления Утрехтского трактата о нейтральной торговле. Во время войны североамериканских колоний за независимость в 1780 г. против Англии организуется лига нейтральных держав — России, Дании и Швеции ("Вооруженный Нейтралитет"; см.). Цель ее — защита прав морского Нейтралитет, получивших выражение в известной декларации Екатерины II от 28 февраля 1780 года: нейтральные суда могут беспрепятственно плавать между портами и вдоль берегов воюющих держав; неприятельская собственность на нейтральном корабле неприкосновенна, за исключением контрабанды (дальнейшие пункты касаются контрабанды, блокады и призовых судов). К декларации присоединились все морские державы, за исключением Англии. Система свободы нейтрального флага становится с этих пор общепризнанной нормой международного права. В эпоху революционных войн постановления декларации систематически нарушались. Россия, организовав в 1800 г. второй вооруженный Нейтралитет, подтвердивший правила первого и вводивший, сверх того, требование нотификации блокады и неприкосновенности конвоируемых судов, уже в следующем году не только сама отступила от декларации, примкнув к системе Consolato, но и обязалась склонить к ней других участников бывшего вооруженного Нейтралитет (договор с Англией 1801 г.). С 1807 г. Россия возвратилась на старый путь. Наполеоновская Континентальная система была новой попыткой заставить Англию признать установившиеся на континенте начала свободы нейтральной торговли. Произвол с обеих сторон достиг в то время крайних пределов. По окончании наполеоновских войн Англия, не отказавшись от принципа, фактически не применяла более систему Consolato. В крымскую войну, будучи союзницей Франции, она формально отказалась от неё. По окончании войны подписан на Парижском конгрессе знаменитый акт 4/16 апреля 1856 г., известный под именем парижской декларации о морском праве. В Англии она сначала вызывала протесты, как отказ от "естественных и неотъемлемых" прав государства. Г) Система парижской декларации представляет ныне действующее право. Система эта тоже смешанная, но из начал, благоприятных для нейтральной торговли. Из практики Consolato сохранено начало неприкосновенности нейтрального груза на неприятельском корабле, из позднейшей практики континентальных держав усвоено правило: "нейтральный флаг покрывает неприятельский груз"; захвату подлежит только неприятельский груз на неприятельском же корабле ("Le pavillon couvre la cargaison et ne la confisque pas"; "Frei Schiff — frei Gut, unfrei Schiff — frei Gut"). Ближайшая реформа должна быть направлена на признание неприкосновенности частной собственности в морской войне, как это уже имеет место в войне сухопутной. Свобода нейтральной торговли ограничена в настоящее время в интересах воюющих держав лишь запрещением доставлять неприятелю товары, составляющие военную контрабанду, и недопущением нейтральных судов в неприятельские порты, находящиеся в блокаде. Воюющим предоставлено право контролировать торговлю нейтральных путем опроса, осмотра и обыска судов. В случае нарушения установленных для нейтральной торговли норм судно или груз, или то и другое вместе подвергаются захвату (Приз) и конфискации, но не иначе как по решению специальных судов, учреждаемых с этой целью воюющими (Призовые суды и Призовое судопроизводство).
3.Международно-правовая защита жертв войны и культурных ценностей.
К жертвам
войны относятся:
потерпевшие кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, а также
гражданское население, в
том числе на оккупированных территориях.
Каждая из этих категорий лиц находится
под защитой одной из четырех
соответствующих Женевских
критериев. Запрещается любое посягательство на их жизнь и физическую
неприкосновенность, в частности убийства, нанесение увечья, жестокое
бесчеловечное обращение, пытки, истязания, посягательство на человеческое
достоинство, оскорбительное и унижающее обращение, осуждение и применение наказания без суда, наказание за несовершенные правонарушения, в том числе коллективные наказания. Особой защитой и покровительством пользуются дети. К женщинам предписывается относиться с особым уважением. С военнопленными воюющие обязаны обращаться гуманно. Их запрещается убивать, а так же подвергать физическому калечению, научным или медицинским опытам. Они считаются находящимися временно во власти неприятеля, который несет полную ответственность за их судьбу. Поэтому воюющие должны защищать военнопленных от всяких актов насилия или запугивания, от оскорблений, уважать их личность и честь, с военнопленными-женщинами обращаться не хуже, чем с мужчинами, не применять к военнопленным никаких физических пыток и принуждения для получения каких-либо сведений (военнопленный обязан сообщать только свою фамилию, имя, звание, дату рождения и личный номер). Работа военнопленных должна оплачиваться, но они не могут привлекаться в работам военного, опасного для здоровья и унизительного характера. Военнопленные могут поселяться в специальных для них лагерях. Они должны обеспечиваться питанием, одеждой и медицинской помощью. Запрещаются коллективные наказания.
К военнопленным может
быть индивидуально применено
Под международно-правовой защитой от последствий военных действий находятся гражданское население и гражданские (невоенные) объекты. Основной нормой здесь является требование проводить различие между гражданским населением и комбатантами, а также между гражданскими объектами и военными объектами и соответственно направлять свои действия только против военных объектов (ст. 48 Дополнительного протокола I 1977 г.). Мирное гражданское население неприкосновенно. Оно не должно быть объектом насилий (ст. 51). При любых обстоятельствах оно имеет право на гуманное обращение и защиту от любых актов
насилия, запугивания, террора и оскорблений. Оно не может быть объектом репрессалий. Не должны подвергаться нападению и уничтожению объекты, необходимые для выживания гражданского населения (скот, посевы, продукты питания, запасы воды и т.п.).
Интернированные гражданские лица должны размещаться отдельно от военнопленных.
Территория одного из воюющих
государств может временно попасть
под оккупацию войск
Честь и семейные права и убеждения населения должны уважаться. Движимая частная собственность не может быть конфискована. В исключительных случаях оккупант вправе временно использовать только недвижимую частную собственность в военных целях. Общественная собственность (сельских общин, церквей, благотворительных и научных учреждений, сельскохозяйственных кооперативов и т.п.) приравнена в своем режиме к частной собственности. Ее конфискация и разрушение запрещаются. Конфискована может быть только государственная
движимая собственность (деньги, валюта, склады оружия, средства передвижения, подвижной состав железных дорог и т.п.), а также трофеи, взятые у неприятеля на поле боя.
Оккупирующей державе запрещается: угонять и депортировать население оккупированной территории или перемещать на нее свое население, изменять гражданство детей и разлучать их с родителями, принуждать население оккупированной территории служить в вооруженных силах оккупанта и выполнять работы военного характера, уничтожать или вывозить культурные ценности и т.д. Во время второй мировой войны эти нормы международного права грубо нарушались фашистской Германией. Военные преступления имеют место и в наши дни. Российское законодательство предусматривает строгую ответственность за нарушение законов и обычаев войны.