Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 19:31, доклад
Международное право изначально рассчитано на соблюдение его предписаний субъектами международного права, которым они адресованы. И эти предписания действительно, как правило, строго соблюдаются, поскольку они установлены по взаимному о том соглашению соответствующих субъектов и каждый из них рассчитывает на взаимность в этом отношении со стороны других субъектов, с тем чтобы извлечь для себя максимальную выгоду из международно-правового регулирования международных отношений.
Международное право изначально рассчитано на соблюдение его предписаний субъектами международного права, которым они адресованы. И эти предписания действительно, как правило, строго соблюдаются, поскольку они установлены по взаимному о том соглашению соответствующих субъектов и каждый из них рассчитывает на взаимность в этом отношении со стороны других субъектов, с тем чтобы извлечь для себя максимальную выгоду из международно-правового регулирования международных отношений.
Вместе с тем международное право предусматривает и возможность принуждения к соблюдению его юридически обязательных предписаний, что и составляет существо ответственности по современному международному праву.
В международном праве под ответственностью, именуемой международной ответственностью, понимают неблагоприятные юридические последствия для субъекта международного права, нарушившего своим поведением возложенное на него международное обязательство, т.е. совершившего международно-противоправное деяние.
Таким образом, международная ответственность — это юридические последствия для субъектов международного права, наступающие в результате нарушения ими своих субъективных международных обязательств и состоящие в применении к ним допустимых в том или ином случае международных (международно-правовых) санкций.
В международном праве речь идет прежде всего и главным образом о международной ответственности государств. В последнее время (начиная с 1969 г.) кодификацией норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, разрабатывающая Проект статей об ответственности государств. Ее усилия вносят неоценимый вклад в понимание и разрешение этой исключительно сложной и многоплановой международно-правовой проблемы.
В отечественной международно-правовой доктрине утвердилось подразделение международной ответственности государств на два вида — материальную и политическую ответственность. Г.И. Тункин, обосновавший такое подразделение, указывал, что «все виды ответственности государства как политического образования в известной мере имеют политический характер. Тем не менее вряд ли можно возражать против выделения материальной ответственности в самостоятельный вид ответственности. Вместе с тем есть формы ответственности, не связанные с материальным возмещением. Правильнее все эти формы нематериальной ответственности относить к политической ответственности»
Международно-правовая ответственность – это совокупность правовых отношений, возникающих в современном международном праве в связи с правонарушением, совершенным каким-либо государством или другим субъектом международного права, или в связи с ущербом, причиненным одним государством другим в результате правомерной деятельности. В одних случаях эти правоотношения могут касаться непосредственно только государства-правонарушителя и пострадавшего государства, в других – могут затрагивать права и интересы всего международного сообщества. В науке международного права под международно-правовой ответственностью понимают отрицательные юридические последствия, наступающие для субъекта международного права в результате нарушения им международного обязательства. Комиссия международного права ООН определила содержание международной ответственности как " те последствия, которые то или иное международно-противоправное деяние может иметь согласно нормам международного права в различных случаях, например, последствия деяния в плане возмещения ущерба и ответных санкций". Значение международно-правовой ответственности обусловлено тем фактом, что она является необходимым юридическим средством обеспечения соблюдения норм международного права, средством восстановления нарушенных международных отношений. С точки зрения последствий эти правоотношения могут выражаться при правонарушениях в восстановлении нарушенного права, в возмещении материального ущерба, в принятии каких-либо санкций и других мер коллективного или индивидуального характера к государству, нарушившему свою международную обязанность, а в случае наступления вредных последствий при правомерной деятельности – в обязанности произвести соответствующую компенсацию.
Существует два вида субъектов правоотношений, возникающих в случае международно-правовой ответственности: субъекты международного правонарушения и субъекты международных претензий.
К первым относятся государства-правонарушители, которые непосредственно несут международно-правовую ответственность.
Ко вторым относятся потерпевшие в результате совершения международного правонарушения, в широком смысле это те, кто требуют возмещения причиненного правонарушением ущерба или принимают меры в отношении государства-правонарушителя. Иногда в международном праве государств-правонарушителей называют активными субъектами ответственности, а потерпевших – пассивными.
Деятельность государства на международной арене может проявляться только через деятельность его органов, осуществляющих суверенную волю государства, поэтому всякое поведение государства, нарушающее его международно-правовые обязательства, объективно выражается в деяниях определенных государственных органов. Вследствие этого, доктрина международного права, практика государств, международная судебная и арбитражная практика единодушно признают принцип ответственности государств за противоправное поведение его органов. Это положение отражено Комиссией международного права в ст. 5 проекта статей, согласно которой "поведение любого органа государства, имеющего такой статус согласно внутреннему праву этого государства, рассматривается согласно международному праву и при условии, что в данном случае указанный орган действовал в качестве такого, как деяние такого государства". Это поведение присваивается государству "независимо от принадлежности такого органа к учредительной, законодательной, исполнительной, судебной или иной власти, а также независимо от международного или внутреннего характера его функций и вышестоящего или нижестоящего положения его в рамках государственной организации" (ст. 6).
В качестве деяния государства
рассматривается и поведение
органов его административно-
ды ответственности
как отражение специфики
Форма
ответственности, отражая конкретное
в лишениях, претерпеваемых государством-правонарушителем,
является способом, с помощью которого
это государство выполняет обязанности,
вытекающие из его ответственности, и
тем самым претерпевает соответствующие
лишения.
Представляется, что
любое международное
2) несение государством-
3) применение мирных согласительных средств урегулирования для восстановления status quo ante и осуществления ответственности;
4) обращение потерпевших
субъектов в случае
Ответственность субъектов международного права связана со строгим соблюдением международного правопорядка, борьбой за сохранение и упрочение мира, обеспечением международного сотрудничества. Она выступает в качестве определенного инструмента правового регулирования международных отношений и стимулирует функционирование международного права.
Правонарушение как
определенная разновидность юридических
фактов и составляет юридико-фактическое
основание ответственности. Совокупность
признаков, характеризующих определенное
правонарушение называется составом правонарушения.
Эта категория является общеправовой
и потому применима к международному праву.
В международных арбитражных и судебных
решениях она, как правило, прямо не упоминается,
однако часто указывается на совокупность
условий, необходимых для установления
наличия конкретного правонарушения.
Состав – это минимальная совокупность главных объективных и субъективных признаков, достаточных для возложения ответственности на правонарушителя. Из утверждения, что именно состав правонарушения, обнаруживаемый в поведении отдельного государства, является основанием его международно-правовой ответственности, не следует, что ответственность возможна лишь при условии доказанности всех элементов состава и что выполнение этого условия лежит на потерпевшей стороне. Специфика современных международных отношений и международного права, отсутствие общеобязательной для государств судебной или иной процедуры делают невозможным возложение бремени доказывания существования международного правонарушения на потерпевшее государство.