Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 19:18, курсовая работа
Актуальность темы исследования настоящего исследования обусловлена тем, что международные преступления являются тягчайшими международно-противоправными деяниями, посягающими на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающие международному миру и безопасности.
В подготовленном Комиссией международного права проекте статей об ответственности государств подчеркивается, что международно-противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление.
Введение 3
1 Понятие и классификация международных преступлений 5
1.1 Понятие международного преступления 5
1.2 Классификация международных преступлений 16
2 Характеристика некоторых составов международных преступлений 24
2.1 Легализация доходов, полученных незаконным путем 24
2.2 Подделка денежных знаков 26
2.3 Незаконный оборот наркотических средств и психотропных
веществ 27
2.4 Захват заложников 30
2.5 Борьба с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации 31
2.6 Пиратство 34
Заключение 36
Список использованных источников 37
Рассматривая концептуальную модель преступлений международного характера, необходимо определить ее содержание и подходы к международному сотрудничеству государств по указанной проблеме. Так, В.А. Ливанский считает, когда мы изучаем реальный объект впервые, в нашем сознании присутствует некоторое теоретическое представление о нем как о системе. Его необходимо эксплицировать, выделить, представить в виде концептуальной модели, которая строится путем использования следующего подхода: «Из всего многообразия понятий, накопленных наукой, отбираются некоторые, которые удобно считать первичными понятиями и которые принимаются в качестве постулатов. Все остальные утверждения выводятся строго дедуктивно в терминах, которые определяют в конечном счете через первичные понятия. Модель в этом смысле представляет собой некоторое гипотетическое научное построение, некоторый конструкт»[7] В то же время, применяя указанный подход, необходимо попытаться определить и то общее, что можно использовать при построении концептуальной модели преступлений международного характера.
Таким образом, думается, что построение концептуальной модели преступлений международного характера, а в дальнейшем и построение более уточненных моделей конкретных видов таких преступлений надо осуществлять на основе исследования признаков, представляющих собой некоторую систему и нашедших отражение в международном уголовном праве. На наш взгляд, это даст возможность решить следующие важные методологические и практические задачи:
- разработать меры по ликвидации причин и условий, способствующих возникновению этих угроз, по их нейтрализации;
- выяснить наличие или отсутствие преступления, признанного мировым сообществом;
- раскрыть содержание внешних угроз безопасности государств, их взаимосвязи с внутренними угрозами;
- выделить преступления международного характера среди других преступлений;
- выявить потребность и пути совершенствования законодательства государств и международного уголовного права и т.д.
Думается, что при построении указанных моделей, целесообразно прибегнуть к использованию структуры законодательного описания преступлений, применяемого в уголовном законодательстве различных государств, включая Российскую Федерацию. В то же время нужно попытаться соблюсти столь необходимую для исследования однородность структур сравниваемых объектов – одно из наиболее важных научных требований.
Форма явлений, как представляется, тесно связана с содержанием, предопределяется им и зависит от него. В уголовном законодательстве Российской Федерации общепринято, что формой преступления как социального явления выступает форма преступного поведения, действия или бездействия, генерирующая состав преступления[8]. Состав преступления представляет собой совокупность установленных уголовным законом признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Из этого следует, что оно служит той моделью, которая позволяет идентифицировать поведение лица, совершившего общественно опасное посягательство. В то же время, если преступление представляет собой конкретный акт человеческого поведения, явление социальной действительности, то состав преступления – это понятие чисто правовое[9].
Необходимо отметить, что количество признаков преступления международного характера строго определено международно-правовой нормой, однако они могут быть самыми разнообразными и необязательно соответствовать количеству признаков, предусмотренных составами преступлений, в уголовном законодательстве различных стран мира, в том числе и в Уголовном кодексе Российской Федерации[10]. Думается, что выделение таких признаков носит субъективный характер и определяется замыслом создателей указанных норм, но на практике их количество незначительно. В целом они должны носить исключительно систематический характер.
Таким образом, состав преступлений международного характера представляет собой систему признаков, нашедших отражение в международном уголовном праве, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как преступление. Но квалификация деяния в соответствии с данными признаками сама по себе уголовной ответственности лиц, их совершивших, не устанавливает. Уголовную ответственность (в соответствии с нормами международного уголовного права) физические лица несут, согласно национальному уголовному законодательству и Статуту Международного Уголовного Суда.
Необходимо отметить, что в международных договорах нередко указывается, что государства-участники предусматривают соответствующие наказания за указанные в них преступления с учетом тяжкого характера данных преступлений. Думается, что при совершении общественно опасных деяний, признаки которых содержат международно-правовой состав преступлений, моментально срабатывает механизм осуществления прав и обязанностей государств-участников в соответствии с принципами международного права[2].
Такой механизм предусматривает принятие мер уголовно-правового, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного, организационного и иного характера, который вытекает из норм международного уголовного права, направленных на выявление и пресечение таких преступлений, а также привлечение к уголовной ответственности индивидов, их совершивших. Следует обратить внимание, что международные обязательства государств, как правило, предусматривают меры, направленные на предупреждение указанных преступлений.
Таким образом, обозначенный подход к исследованию международно-правовых норм, предусматривающих признаки преступлений, на наш взгляд, позволит более полно соотнести эти нормы и нормы национального законодательства, произвести их анализ в целях использования соответствующих результатов в международной и национальной правоохранительной практике, а также выработать рекомендации по совершенствованию внутреннего законодательства. Однако, думается, что не следует подобный подход абсолютизировать, а нужно исходить из необходимости создания некоторой конструкции в виде модели-системы ее основополагающих признаков, использование которой будет способствовать достижению поставленной цели. Итак, приняв данный подход за основу, автор настоящей статьи стремится рассмотреть самые общие признаки, характерные для преступлений международного характера.
Наиболее распространено мнение, согласно которому к преступлениям международного характера ученые и специалисты относят деяния, признанные преступными в многосторонних международных договорах, в числе которых: международный терроризм; рабство и работорговля; подделка денежных знаков и их распространение; преступления в отношении ядерного материала; незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ; незаконный оборот опасных или других отходов; обращение порнографических изданий и торговля ими; преступления в сфере нелегальной иммиграции; пиратство и др.
Необходимо обратить внимание, что ряд преступлений, например пиратство, издавна признаются таковыми в соответствии с обычными нормами международного права. Однако нечеткое проявление этих признаков вызывало значительные сложности в осуществлении международных мер борьбы с ними. В итоге правовые модели этих преступлений все же нашли свое отражение в многосторонних международных нормах. Думается, что при квалификации преступных деяний как преступлений международного характера целесообразно использовать правовые конструкции, содержащиеся в многосторонних международных договорах. В таких договорах находят закрепление меры, которые должны предприниматься государствами в отношении индивидов, совершивших такие преступления, а также права и обязанности государств по предупреждению и пресечению названных преступлений.
Нормы международного права (и международного уголовного права в частности), в которых предусмотрены преступления международного характера, должны быть признаны подавляющим большинством членов мирового сообщества для того, чтобы иметь всеобщий характер. Международная практика свидетельствует, что многосторонний международный договор, вступив в силу, не всегда отражает интересы отдельных государств и тем самым не получает должной реализации как на международном, так и на национальном уровне. В подобном случае такая международно-правовая норма может остаться нормой, возлагающей обязанности на ограниченное число участников.
Закрепление отдельных общественно опасных деяний в качестве преступлений с помощью заключения государствами соответствующих многосторонних международных договоров обусловлено прежде всего потребностью государств в совместной защите своих жизненно важных интересов от преступных деяний.
По мнению автора, наличие многостороннего международного договора, который устанавливает преступность и наказуемость тех или иных деяний, является одним из основных признаков, но не единственным, который может характеризовать то или иное общественно опасное деяние как преступление международного характера. К данным признакам необходимо также отнести такое существенное свойство, которое характеризует преступления международного характера, как их повышенная общественная опасность. Например, в проведенных исследованиях учеными многих стран отмечаются три важнейших черты рассматриваемых преступлений, являющиеся свидетельством их международной опасности: значительная уязвимость национальных и международных сообществ от этих видов преступной деятельности, ограниченные возможности национальных и международных сообществ по предупреждению, контролю и борьбе с такими преступлениями, существенный объем и обширная сфера ущерба, которые они наносят обществу и человечеству в целом. В результате совершения преступлений международного характера могут возникнуть определенные сложности во взаимоотношениях между государствами, ослабление экономических и других связей между ними, а также другие международно-опасные последствия. Признавая то или иное деяние в качестве преступления, мировое сообщество довольно часто в преамбулах многосторонних договоров отмечает их опасность как для межгосударственных, так и для внутригосударственных отношений. Следовательно, объектами преступлений международного характера являются как общественные отношения внутри государств, так и межгосударственные отношения в экономической, политической, экологической, социально-культурной, информационной сферах.
Обращает на себя внимание то обстоятельство, что общественная опасность деяний, совершаемых индивидами и представляющих опасность для конкретных государств, а также опасность в международном масштабе являются одним из мотивов, побуждающих государства заключать международные договоры друг с другом, в которых они признают такие деяние в качестве преступлений и в соответствии с которыми осуществляют совместные меры борьбы с ними.
Общественная опасность преступлений международного характера позволяет выделить их среди обычных преступлений, предусмотренных национальным уголовным законодательством. Субъектами преступлений международного характера являются физические лица при условии, что они не имеют непосредственной связи с деятельностью конкретных государств (но, как показывает практика, иногда такие лица могут поощряться последними)[11].
Если же физические лица являются официальными представителями государства, то совершаемые ими преступления могут в ряде случаев рассматриваться как международные, угрожающие миру и безопасности человечества. К числу таких преступлений относятся, например, террористические акты и незаконный оборот наркотиков.
Таким образом, под преступлениями международного характера следует понимать деяния, предусмотренные международными договорами (конвенциями), не относящиеся к преступлениям против мира и человечества, но посягающие на миропорядок между государствами и наносящие ущерб мирному сотрудничеству в различных областях их отношений (политических, экономических, социально-культурных и др.), а также ущемляющие права организаций и индивидов, которые наказываются согласно нормам, установленным в международных договорах (конвенциях), ратифицированных государствами в установленном порядке, согласно нормам национального законодательства.
1.2 Классификация международных преступлений
Основные составы международных преступлений определены Уставами Международных военных трибуналов, учрежденных после Второй мировой войны (Нюрнбергским и Токийским).
Их универсальное значение было подтверждено Резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН 1946 и 1947 гг., а также Уставами трибуналов для Югославии[12] и Руанды[13] и Статутом Международного уголовного суда. В Уставах Нюрнбергского[14] и Токийского трибуналов[15] международные преступления подразделялись на три группы:
1) преступления против мира;
2) военные преступления;
3) преступления против человечности.
В соответствии со ст. 6 Устава Международного военного трибунала для суда и наказания главных военных преступников европейских стран (Нюрнбергского трибунала) к преступлениям против мира были отнесены: планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны или войны в нарушение международных договоров, соглашений или заверений, или участие в общем плане или заговоре, направленных к осуществлению любого из вышеуказанных действий.
В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 14 декабря 1974 г. «Определение агрессии» под агрессией понимается применение вооруженной силы государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства или каким-либо иным способом, несовместимым с Уставом ООН[16].
Применение вооруженной силы государством первым в нарушение Устава ООН является prima facie свидетельством акта агрессии.
В качестве акта агрессии квалифицируются:
1) вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация, какой бы временный характер она ни носила, являющаяся результатом такого вторжения или нападения, или любая аннексия с применением силы территории другого государства или части ее;
2) бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия против другого государства;
3) блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства; нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы или морские и воздушные флоты другого государства;
4) применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращении действия соглашения;
5) действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;
6) засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп и регулярных сил наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.
Международным преступлением признано наемничество, которое согласно ст. 47 Дополнительного протокола I к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 г., касающейся защиты жертв международных вооруженных конфликтов 1977 г.[17], определяется как лицо, которое:
1) специально завербовано на месте военных действий или за границей для того, чтобы участвовать в вооруженном конфликте;
2) фактически принимает участие в военных действиях, руководствуясь главным образом желанием получить личную выгоду. При этом материальное вознаграждение должно существенно превышать вознаграждение, выплачиваемое комбатантам того же ранга и функций, входящим в состав вооруженных сил данной стороны. Форма вознаграждения может быть различной (регулярные или разовые выплаты, скажем, за каждого убитого и т.п.);
Информация о работе Международные преступления: понятия и классификация