Международные перевозки

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 20:29, реферат

Описание работы

Перевозка может осуществляться железнодорожным, морским, автомобильным и авиатранспортом. Международная перевозка – перевозка грузов и пассажиров любым видом транспорта между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, установленных международными соглашениями, заключенными этими государствами. Международный характер перевозка имеет, когда место отправления и место назначения расположены: 1) на территории разных государств; 2) на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

Работа содержит 1 файл

междунар. перевозки.doc

— 95.00 Кб (Скачать)

      Тема. Международные перевозки. 

      Нормативные правовые акты:

      - Конвенция о международных железнодорожных  перевозках (КОТИФ) 1980 г.

      - Соглашение о международном грузовом  сообщении (СМГС) 1951 г. (в ред. 1992 г.).

      - Женевская конвенция о договоре  международной дорожной перевозки грузов (КДПГ - CMR) 1956 г.

      - Таможенная конвенция о международных  перевозках с применением книжки  МДП 1975 г.

      - Варшавская конвенция для унификации  некоторых правил, касающихся международных  воздушных перевозок 1929 г. 

      - Брюссельская конвенция 1924 г. об унификации некоторых правил о коносаменте (с изм. 1968 и 1979 г.г.)

      - Конвенция ООН о морской перевозке  грузов 1978 г. (Гамбургские правила).

      Литература: п. 1-15 из списка.

      Гуреев  С.А. Коллизионные проблемы морского права. М.: Международные отношения, 1972.

      Иванов  Г.Г., Маковский А.Л. Международное  частное морское право. Л.: Судостроение, 1984.

      Карбанович  И.И. Международные автомобильные  перевозки. – Мн., 2002.

      Малеев  Ю.Н. Международное воздушное право: вопросы теории и практики. М., 1986.

      Садиков О.Н. Правовое регулирование международных  перевозок. М., 1981.

      Садиков О.Н. Реформы международного железнодорожного права. Проблемы МЧП. Сборник статей. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», 2000.

      Сергеев Международные перевозки //Промышленно-торговое право. – 1998.-№10. 

    1. Понятие международных  перевозок.

      Перевозка может осуществляться железнодорожным, морским, автомобильным и авиатранспортом. Международная перевозка – перевозка  грузов и пассажиров любым видом  транспорта между двумя и более  государствами, выполняемая на условиях, установленных международными соглашениями, заключенными этими государствами. Международный характер перевозка имеет, когда место отправления и место назначения расположены: 1) на территории разных государств; 2) на территории одного государства, если предусмотрена остановка на территории другого государства.

      Как правило, регулируется транспортными  конвенциями, в их отсутствие - национальным законодательством. Обычно конвенции  регулируют один из видов перевозок, но существуют и конвенции, затрагивающие различные виды перевозок: Конвенция ООН 1980 года о международных смешанных перевозках грузов, Таможенная конвенция 1972 года о контейнерах. Транспортные конвенции содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдачи его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков. Конвенции содержат как материально-правовое, так и коллизионное регулирование, при отсутствии материально-правовой нормы обращаются к национальной норме в соответствии с коллизионной нормой данной Конвенции. Отличие транспортных конвенций от регулирования международной купли-продажи заключается в том, что они имеют императивный характер.

      В ходе исполнения международных перевозок применяются различные коллизионные принципы: 1) при отправлении груза, багажа или пассажиров руководствуются законом места отправления; 2) при выдаче груза – законом страны назначения; 3) закон дороги следования (в железнодорожных перевозках); 4) закон флага (в морских перевозках); 5) закон перевозчика; 6) право страны транзита; 7) закон места заключения договора; 8) закон суда (в отношении процессуального порядка).

      Разработкой конвенций занимаются различные  международные организации: ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли), ЕЭК (Европейская экономическая комиссия), УНИДРУА, а также международные организации по отдельным видам перевозок.

      Национальное  законодательство Республики Беларусь в области перевозок: Воздушный кодекс 1999 г., Устав железнодорожного транспорта общего пользования 1999 г., Кодекс торгового мореплавания 1999 г., Закон об автомобильном транспорте 2001 г., Правила транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденные Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 9.02.96 № 86 и др.

      Участники международной перевозки заключают  договор, по которому транспортная организация  принимает на себя обязательство  доставить, груз, багаж, пассажира в  пункт назначения, а грузовладелец или пассажир обязуются уплатить определенную сумму. Данный договор конкретизирует положения транспортных конвенций и является основанием имущественной ответственности сторон при невыполнении ими обязательств по международной перевозке.  

      2. Железнодорожные  перевозки.

      Международные организации по железнодорожному транспорту имеют статус неправительственных  организаций, многие из них имеют  региональный характер. В 1969 г. образована Восточно-Африканская железнодорожная  корпорация; в 1975 г. - Европейская конференция по пассажирским тарифам (цель ее - проведение единой тарифной политики). В 1950 г. создан Европейский союз по железнодорожным перевозкам (целью его является представление и защита в международных организациях интересов европейских железнодорожных администраций, организация железнодорожных перевозок в ЕС). С 1922 г. действует Международный союз железных дорог, а с 1950 г. – Международное бюро железнодорожной документации.

      Преимущества  железнодорожных перевозок: способность перевозить самые различные грузы, массовые перевозки грузов и пассажиров, большая дальность и относительно высокая скорость перевозки, сравнительно низкая себестоимость и высокая безопасность доставки.

      Нац.прав.регулирование:

    Устав ж/д транспорта общего пользования, утв пост СМ от 02.08.1999 № 1196 (ред. 16.03.2005). УЖД применяется, как правило, к внутриреспубликанским перевозкам. К международным перевозкам он может применяться в тех случаях, когда СМГС прямо отсылает к национальному законодательству либо когда какой-либо вопрос им не урегулирован.

      Основной  договор в области железнодорожных  перевозок – Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980 г., которое объединило Бернскую конвенцию 1890 г. о железнодорожных перевозках грузов и Бернскую конвенцию 1923 г. о перевозках пассажиров и багажа с Дополнительным соглашением 1966 г. об ответственности железной дороги при перевозке пассажиров. Соглашение в настоящей редакции имеет 2 Приложения: А, которое определяет условия перевозок пассажиров (Единые правила МПК); В, определяющее условия перевозок грузов (Единые правила МГК). В КОТИФ участвует 38 государств Европы, Азии и Северной Африки.

      Единые  правила МГК действуют только в отношении перевозок по определенным железнодорожным линиям. Железная дорога обязана принять груз к перевозке, если грузоотправитель соблюдает правила КОТИФ: грузы, нуждающиеся в упаковке, предъявляются в упакованном виде, обеспечивающем их сохранность в пути; должны иметь маркировку; транспортная документация должна иметь необходимые реквизиты. Вес и порядок погрузки определяются правилами дороги отправления. У отправителя остается дубликат накладной, не имеющий товарораспорядительной силы. Особые правила предусматриваются для перевозки опасных грузов.

      Определены  предельные сроки доставки грузов: большой скоростью – 400 км, малой скоростью – 300 км в сутки. Железная дорога имеет право устанавливать специальные сроки для отдельных сообщений и дополнительные сроки при возникновении существенных затруднений в перевозке и иных особых обстоятельств.

      Получатель  теряет право требования к перевозчику, если при выдаче груза соответствующий  акт не был составлен. В отношении  скрытых недостатков допускается  требование о составлении акта в  течение 7 дней после получения груза.

      Перевозчик освобождается от ответственности, если несохранность или несвоевременность доставки груза были вызваны обстоятельствами, которых железная дорога не могла избежать и последствия которых не могла устранить.

      Предельный  размер ответственности в случае несохранности перевозимых грузов определен в 50 золотых франков (1 франк – 65, 5 мг золота 900 пробы) за 1 кг веса брутто (Монреальская дипломатическая конференция 1975 г. ввела расчетную единицу Международного валютного фонда – Специальное право заимствования (СПЗ), которая соответствует приблизительно 15 франкам).

      При просрочке в доставке железная дорога выплачивает штраф в пределах провозной платы, при наличии  убытков – в пределах 2 (3) кратных  провозных платежей, но не более 50 франков  за килограмм веса.

      В случае несохранности багажа ответственность  железной дороги ограничена при недоказанности убытков в размере 20 франков, а  при доказанности – 40 франков за килограмм веса.

      Имущественная ответственность железной дороги за причинение вреда здоровью пассажира определяется по законодательству места причинения вреда. Предельный размер такой ответственности перевозчика установлен в размере 200 тыс. франков на одного потерпевшего.

      КОТИФ устанавливает порядок и условия  предъявления претензий и исков  к железной дороге. При просрочке в доставке груза претензии должны предъявляться течение 60 дней с момента получения груза. Претензии могут предъявляться только субъектами договора международной перевозки или их представителями. Прилагаются все документы (накладные и т.д.)

      Срок  исковой давности установлен в 1 год, а при наличии вины перевозчика, по спорам о возмещении за реализованный  груз и в некоторых иных случаях  – 2 года. Течение этого срока  приостанавливается на время рассмотрения претензии перевозчиком.

      Республика  Беларусь не участвует в КОТИФ, но его положения и служебные инструкции применяются во внешней торговле при транспортировке отечественных грузов в западные страны.

      Беларусь  – участник Соглашения о международном железнодорожном сообщении (СМГС) 1951 г. (пересмотрено в 1992 г.), которое устанавливает прямое международное сообщение для перевозок грузов между железными дорогами бывших социалистических стран (кроме Югославии). РБ присоединилась к нему на основании постановления Совета Министров от 6 октября 1993 г. N 676. В декабре 1994 г. на заседании Совета по железнодорожному транспорту государств СНГ железнодорожные администрации стран СНГ и балтийских государств договорились о применении положений СМГС и служебной инструкции к СМГС. Внешнеторговые грузы в страны – участницы соглашения отправляются на основании международной накладной, составляемой по правилам страны отправления, на практике она называется СМГС-накладная). В отличие от транспортных документов на других видах транспорта СМГС-накладная составляется в одном экземпляре, который следует с грузом и вручается получателю при его (груза) выдаче.

    Кроме накладной, при сдаче груза железной дороге, отправитель обязан заполнить  и дубликат накладной, который в  соответствии со статьей 7 СМГС после  наложения календарного штемпеля станции отправления возвращается отправителю и является удостоверением принятия груза к перевозке и даты его принятия.

    Одной из отличительных особенностей СМГС по сравнению с другими транспортными  конвенциями является то, что в  нем очень тщательно проработан вопрос содержания накладной. В частности, СМГС содержит не только перечень условий, которые должны включаться в накладную, но и положения о языке заполнения накладной, бумаге, на которой должны печататься бланки и т. п. (статья 6 СМГС). Кроме этого, СМГС является единственной транспортной конвенцией, утвердившей формы накладной (Приложения 2 и 2а к СМГС).

      Соглашение  вводит и ряд дополнений относительно маркировки товара и транспортной документации. Отправитель должен объявить в накладной ценность ряда грузов при предъявлении их к перевозке: золота, серебра, платины, драгоценных камней, ценных мехов, отснятых фильмов, картин, статуй и т.д. При внесении в накладную неправильных сведений отправитель выплачивает штраф в 5-кратном размере провозных платежей. Аналогичный штраф в случае перегруза вагона сверх его максимальной грузоподъемности.

Информация о работе Международные перевозки