.
Понятие международного
морского права
Издавна пространства
морей и океанов служат человечеству
в качестве поприща разнообразной
деятельности (мореплавания, добычи
живых и неживых ресурсов моря,
научных исследований и др.). В
процессе этой деятельности государства
и международные организации
вступают в отношения друг с другом,
которые регулируются юридическими нормами,
взаимосвязанными и составляющими в целом
область международно-правового регулирования,
называемую международным морским правом.
Ввиду своеобразия
морской деятельности подавляющее
большинство норм международного
морского права не встречается
в других областях международно-правового
регулирования. Таковы свобода судоходства
в открытом море, право мирного прохода
морских судов через территориальные
воды иностранных государств, право беспрепятственного
транзитного прохода судов и пролета летательных
аппаратов через проливы, используемые
для международного судоходства, и др.
Некоторые из норм международного морского
права рассматриваются в качестве его
принципов ввиду их большого значения
для регулирования морской деятельности.
Укажем, в частности, на принцип свободы
судоходства для всех судов всех государств
в открытом море. Этот принцип оказывает
определенное воздействие на содержание
правового режима территориальных вод,
исключительных экономических зон, международных
проливов и некоторых других морских пространств.
Целесообразно отметить также установленное
Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года
принципиальное положение о том, что все
морские районы и зоны за пределами территориальных
вод резервируются конвенцией для использования
в мирных целях.
Международное
морское право является органической
частью общего международного
права: оно руководствуется предписаниями
последнего о субъектах, источниках,
принципах, праве международных
договоров, ответственности и
др., а также взаимосвязано и
взаимодействует с другими его
отраслями (международное воздушное
право, космическое право и
т. д.). Разумеется, субъекты международного
права при осуществлении своей деятельности
в Мировом океане, затрагивающей права
и обязанности других субъектов международного
права, должны действовать не только в
соответствии с нормами и принципами международного
морского права, но также с нормами и принципами
международного права в целом, включая
Устав Организации Объединенных Наций,
в интересах поддержания международного
мира и безопасности, развития международного
сотрудничества и взаимопонимания.
Международное
морское право является одной
из наиболее древних частей
международного права, уходящей
своими корнями в эпоху античного
мира. Но его кодификация впервые
была осуществлена лишь в 1958
году в Женеве I Конференцией ООН
по морскому праву, которая
одобрила четыре конвенции: о
территориальном море и прилежащей
зоне; об открытом море; о континентальном
шельфе; о рыболовстве и охране
живых ресурсов моря. Эти конвенции
и в настоящее время имеют
силу для участвующих в них
государств. Положения этих конвенций
в той степени, в которой
они декларируют общепризнанные
нормы международного права, в
частности международные обычаи,
должны уважаться и другими
государствами. Но при этом надо иметь
в виду, что вскоре после принятия Женевских
конвенций по морскому праву 1958 года новые
факторы исторического развития, в частности
появление в начале 60-х годов большого
числа независимых развивающихся государств,
потребовавших создания нового морского
права, отвечающего интересам этих государств,
равно как возникновение в результате
научно-технической революции новых возможностей
освоения Мирового океана и его ресурсов,
привели к глубоким изменениям международного
морского права. Эти изменения и нашли
отражение в Конвенции ООН по морскому
праву 1982 года; которую подписали 157 государств,
а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН
по Намибии. Эта конвенция набрала 60 ратификаций,
необходимых для ее вступления в силу,
и с 16 ноября 1994 г. станет обязательной
для ее участников. Многие другие государства
соблюдают ее на практике. Помимо указанных
выше конвенций международное морское
право включает значительное число других
международных соглашений и международных
обычаев.
2. Классификация
морских пространств
Пространства
морей и океанов на нашей
планете с международно-правовой
точки зрения подразделяются
на: 1) пространства, находящиеся под
суверенитетом различных государств
и составляющие территорию каждого
из них; 2) пространства, на которые
не распространяется суверенитет
ни одного из них.
Принадлежность
части Мирового океана к одному
из указанных видов морских
пространств определяет, таким образом,
правовое положение, или правовой
статус, этой части моря. Правовой
же статус какого-либо морского
пространства оказывает большое
воздействие на порядок установления
и содержания правового режима, регулирующего
деятельность в данном пространстве. При
этом, естественно, учитываются и иные
обстоятельства, в частности значение
соответствующего морского пространства
для коммуникаций и различных видов сотрудничества
между государствами.
В состав
территории страны, имеющей морское
побережье, входят части моря,
расположенные вдоль его берегов
и именуемые внутренними морскими
водами и территориальным морем
(или территориальными водами
— оба термина равнозначны). В
состав территории государств, состоящих
полностью из одного и более архипелагов,
входят архипелажные воды, расположенные
между островами внутри архипелага.
Внутренние
морские воды, территориальное море
и архипелажные воды — лишь небольшая
часть Мирового океана. Огромные пространства
морей и океанов за их пределами не входят
в состав территории и не подчинены суверенитету
ни одного из государств, то есть имеютиной
правовой статус. Однако классификация
морских пространств только на основании
их правового статуса не носит исчерпывающего
характера. Как показывает практика, два,
а иногда и более, морских пространства,
имеющих одинаковый правовой статус, тем
не менее имеют различные правовые режимы,
которые регулируют в каждом из них соответствующую
деятельность. Правовой режим внутренних
морских вод в некоторых важных аспектах
отличается от правового режима территориального
моря, а правовой режим архипелажных вод
не совпадает с правовым режимом ни внутренних
вод, ни территориального моря, хотя все
эти три части морских вод считаются соответственно
водами прибрежного государства, то есть
имеют единообразный правовой статус.
Еще более пеструю картину можно наблюдать
в рамках морских пространств, не подпадающих
под суверенитет ни одного из государств
и находящихся за пределами территориальных
вод. Они состоят из районов, отличающихся
друг от друга специфическим правовым
режимом (прилежащая зона, исключительная
экономическая зона, континентальный
шельф и т. д.).
Указанные
обстоятельства учитываются при
классификации морских пространств.
Отдельный
вид морских пространств составляют
проливы, используемые для международного
судоходства. В их пределах
находятся воды, имеющие не только
различные правовые режимы, но
и различный правовой статус.
Поэтому сами эти проливы делятся
на ряд категорий.
Своеобразна
ситуация с некоторыми важнейшими
морскими каналами. Они, будучи
искусственными сооружениями прибрежного
государства и его внутренними
водами, ввиду большого значения
для международного судоходства
подчинены специфическому международно-правовому
режиму.
Таким образом,
правовая классификация морских
пространств должна осуществляться
с учетом правового статуса
и особенностей правового режима
конкретного морского пространства.
Этот подход соответствует исторически
сложившейся традиции и в своей
основе опирается также на
Конвенцию по морскому праву
1982 года.
3. Внутренние
морские воды
Понятие внутренних
морских вод. В состав территории
каждого государства, имеющего морское
побережье, входят внутренние морские
воды. Международные соглашения и
национальные законы различных государств
относят к ним воды, находящиеся
между берегом государства и
прямыми исходными линиями, принятыми
для отсчета ширины территориального
моря.
Внутренними
морскими водами прибрежного государства
считаются также: 1) акватории портов, ограниченные
линией, проходящей через наиболее удаленные
в сторону моря точки гидротехнических
и других сооружений портов; 2) море, полностью
окруженное сушей одного и того же государства,
а также море, все побережье которого и
оба берега естественного входа в него
принадлежат одному и тому же государству
(например, Белое море); 3) морские бухты,
губы, лиманы и заливы, берега которых
принадлежат одному и тому же государству
и ширина входа в которые не превышает
24 морских миль.
В том случае,
когда ширина входа в залив
(бухту, губу, лиман) больше 24 морских
миль, для отсчета внутренних
морских вод внутри залива (бухты,
губы, лимана) проводится от берега
к берегу прямая исходная линия
в 24 морские мили таким образом,
чтобы этой линией было ограничено
возможно большее водное пространство.
Указанные
выше правила отсчета внутренних
вод в заливах (бухтах, губах
и лиманах) не применяются к
«историческим заливам», которые,
независимо от ширины входа в них, считаются
внутренними водами прибрежного государства
в силу исторической традиции К таким
«историческим заливам» относится, в частности,
на Дальнем Востоке залив Петра Великого
до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула
с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские
мили). Статус залива Петра Великого как
«исторического залива» был определен
Россией в 1901 году в правилах морского
рыбного промысла в территориальных водах
Приамурского генерал-губернаторства,
а также в соглашениях России и СССР с
Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928
и 1944 годов.
Канада считает
своими историческими водами
Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских
миль). Норвегия — Варангер-фьорд (ширина
входа 30 морских миль), Тунис — Габесский
залив (ширина входа около 50 морских миль).
В нашей доктрине
было высказано мнение о том, что сибирские
моря типа Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского
и Чукотского могут быть отнесены к историческим
морским пространствам, поскольку эти
ледовые заливы освоены для мореплавания
и поддерживаются в судоходном состоянии
на протяжении длительного исторического
периода усилиями российских моряков
и имеют несравнимое значение для экономики,
обороны и защиты природной среды российского
побережья. Судоходство по Северному морскому
пути, который пролегает по указанным
выше сибирским морям и обустроен большими
усилиями нашей страны и наших мореплавателей,
регулируется как судоходство по национальному
морскому пути на недискриминационной
основе. Постановлением Совета Министров
СССР от 1 июля 1990 г. Северный морской путь
открыт для судов всех флагов при соблюдении
некоторых правил, в частности касающихся
обязательной ледокольно-лоцманской проводки
судов ввиду сложной навигационной обстановки
и в целях обеспечения безопасности мореплавания
в некоторых арктических районах, расположенных
в пределах трассы Севморпути.
Правовой
режим внутренних морских вод
устанавливается прибрежным государством
по его усмотрению. В частности,
судоходство и рыболовство во внутренних
морских водах, а также научная и изыскательская
деятельность регулируются исключительно
законами и правилами прибрежного государства.
В этих водах иностранцам обычно запрещено
заниматься любыми промыслами и исследовательской
деятельностью без специального разрешения.
Как правило, любые иностранные суда могут
заходить во внутренние воды другого государства
с разрешения последнего. Исключением
являются случаи вынужденного захода
судов ввиду стихийного бедствия, а также
воды открытых портов.
Правовой режим
морских портов. Акватории морских
портов являются частью внутренних морских
вод. Поэтому прибрежное государство
вправе само определять порядок доступа
в свои порты судов других стран,
а также порядок их пребывания
там. Оно вправе как суверен решать
вопрос о том, открывать или нет
те или иные свои порты для захода
иностранных судов. Этот международный
обычай был подтвержден Конвенцией
о режиме морских портов, заключенной
в Женеве в 1923 году. Ее участниками
являются около 40 прибрежных государств.
Тем не
менее в интересах развития международных
отношений прибрежные государства открывают
многие из своих торговых портов для свободного
захода иностранных судов без их дискриминации.
Согласно
Международной конвенции по охране
человеческой жизни на море 1974
года, для захода в морские
порты иностранных ядерных судов
требуется предоставление соответствующему
прибрежному государству заблаговременной
информации о том, что такой
заход не будет угрожать ядерной
безопасности. Для захода в морские
порты иностранных военных кораблей
необходимо приглашение прибрежного
государства или получение предварительного
разрешения, а в некоторых странах требуется
уведомить прибрежное государство.