Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2012 в 23:28, научная работа
16 января 2012 года Российская Федерация была принята во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Для окончательного вступления России в ВТО требуется ратификация договора и соответствующего пакета документов к нему российским парламентом.
Пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией до 15 июня 2012 года.
Российская Федерация взяла на себя, в частности, следующие обязательства:
16 января 2012 года Российская Федерация была принята во Всемирную Торговую организацию (ВТО). Для окончательного вступления России в ВТО требуется ратификация договора и соответствующего пакета документов к нему российским парламентом.
Пакет документов по вступлению в ВТО должен быть ратифицирован Российской Федерацией до 15 июня 2012 года.
Российская Федерация взяла на себя, в частности, следующие обязательства:
в рамках вступления в ВТО будет снижена средняя ставка импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию, в том числе на сельхозпродукцию - до 10,8% с нынешних 13,2%, на промышленные товары - до 7,3% с 9,5%;
тарифы на хлопок и информационные технологии будут обнулены (нынешняя ставка на информационные технологии - 5,4%);
Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов;
количественные ограничения на импорт, такие как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО, должны быть исключены без возможности введения повторно;
с
момента вступления России в ВТО
алкогольная, фармацевтическая продукция
и продукция с
будут отменены лицензии на импорт более чем десятка видов продукции, содержащей криптографическую информацию;
Российская
Федерация будет применять все
свои законы, правила и другие меры,
регулирующие перевозку товаров (включая
энергоресурсы), в соответствии с
нормами ГАТТ и ВТО. С момента
вступления все законы и регламенты,
затрагивающие применение, уровни сборов
и таможенных пошлин на перевозку
товаров, будут опубликованы;
Российская
Федерация отменит все
9
декабря 2010 года Россия, Казахстан
и Белоруссия подписали все
17 документов по созданию
- Декларация о Евразийской экономической интеграции
- Договор о Евразийской экономической комиссии
- Регламент работы Евразийской экономической комиссии .
В Декларации о Евразийской экономической интеграции заявляется о переходе с 1 января 2012 года к следующему этапу интеграционного строительства — Единому экономическому пространству, основанному на нормах и принципах Всемирной торговой организации и открытому на любом этапе своего формирования для присоединения других государств. Конечная цель — создание к 2015 году Евразийского экономического союза.
Членство России, а в дальнейшем и других государств участников ЕЭП в ВТО влечёт за собой ряд проблем, как экономического, так и административного характера. В поисках решения данных проблем государства участники ЕЭП часто вступают в споры , но ведь именно в спорах рождается истина.
Очевидно , что споры и конфликты связанные с реализацией основных соглашений ЕЭП – экономической базы нового интеграционного объединения, не смотря на всё - еще впереди. Но самой главной проблемой является – разноскоростной формат вступления в ВТО ее членов.
На наш взгляд именно это вызывает и вызовет основные проблемы «тройки», как и в рамках ЕЭП, так и в отдельности - в рамках Таможенного Союза.
Российская Федерация, чтобы стать полноправным членом ВТО, должна ратифицировать пакет документов, он должен поступить на рассмотрение в правительство РФ, после чего будет внесен в Государственную Думу. Если окончательно основные документы будут ратифицированы в июле, то Россия станет членом ВТО через месяц после ратификации, «то есть – в середине августа, может чуть позже».
В
принципе ЕЭП и ВТО не противоречат
друг другу. В основе ТС и ЕЭП лежат
правила ВТО. Нормативно-правовая база
Таможенного союза и ЕЭП
Уже очевидно, что вступление России в ВТО в перспективе приведет к снижению уровня таможенно-тарифной защиты общего рынка по ряду товаров.
Поскольку Россия при вступлении в ВТО уже согласовала определенный уровень тарифной защиты, то теперь Беларуси придется гармонизировать свои тарифы с российскими. Это значит, что по ряду товарных позиций Беларуси придется снизить уровень тарифной защиты. То есть, еще не вступив в ВТО, Беларусь в ближайшие 7 лет уже будет обязана снизить уровень тарифной защиты с 10,7% до 8%.
По оценкам белорусского МИДа, в отношении более 1.000 товарных позиций российские обязательства перед ВТО на 7-15 процентных пунктов ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза. Из них более 50 позиций являются чувствительными для Беларуси. В том числе это продукция машиностроения: новые седельные тягачи низкого экологического класса для эксплуатации в условиях бездорожья, самосвалы, а также молоко и сливки в твердом виде и другие пищевые продукты, особо стоит отметить некоторые краски, лаки, телефонные аппараты, телевизоры и т. д.
Еще по 1500 позициям российские тарифные обязательства перед ВТО ниже действующих ставок Единого таможенного тарифа на 4-6,5 процентных пунктов. Из них чувствительными для Беларуси являются около 160 позиций: некоторые синтетические нити, войлок, веревки, ткани и текстильные изделия, бутылки емкостью менее 1 л, стекловолокно, стиральные машины, трансформаторы мощностью более 500 кВА, печи микроволновые и так далее. На практике же это означает, что иностранные аналоги этих товаров будут допущены на рынок Таможенного союза на более либеральных условиях, чем сейчас.
С проблемами столкнется также белорусское сельхозмашиностроение, так как после вступления России в ВТО импортные пошлины на подобную продукцию снизятся по сравнению с нынешнми в среднем 15% до 5-10% практически по всей номенклатуре сельскохозяйственных машин.
По оценкам российских чиновников, в результате снижения импортных тарифов на 5-10% на тракторы, кормо и зерноуборочные комбайны произойдет 5-тикратный рост импорта. Во всех сегментах российского рынка сельхозтехники увеличится импорт техники известных европейских и американских брендов, таких как американский « John Deere» или европейский «Claas». Эксперты не сомневаются, что так будет. По крайней мере, после вступления Украины в ВТО на этот рынок пришла сельхозтехника мировых производителей. Вряд ли белорусская сторона захочет смириться с неизбежной потерей МТЗ, «Гомсельмаш» доли российского рынка, который остается для белорусской продукции стратегически важным.
Можно предположить, что Беларусь попробует повлиять на эту ситуацию. Хотя, как кажется, «спорить уже поздно». В 2011 году Россия, Беларусь и Казахстан ратифицировали договор «О функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы». Необходимость принятия этого документа как раз и была обусловлена отсутствием в рамках Таможенного Союза механизма, регулирующего участие его членов в иных международных объединениях, в связи с чем при присоединении к ВТО у государств могли бы возникнуть противоречащие друг другу международные обязательства.
Еще раз подчеркнем, что данный договор как раз и был нацелен на то, чтобы обеспечить полноценное функционирование Таможенного Союза в случае присоединения одного или нескольких его членов к ВТО. Этот документ, конечно же, актуален прежде всего для России, которая фактически уже стала членом ВТО.
Обратим особое внимание, что в соответствии с данным договором, нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования Таможенного союза, становятся частью правовой системы союза. И, самое главное, договором устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед ее обязательствами в рамках ТС.
Казалось бы, что все точки над i расставлены и спорить отставшими от ВТО партнерам больше не о чем: Беларуси и Казахстану придется принимать условия, которых Россия добилась при вступлении в ВТО.
Однако, похоже, не все чиновники так думают. К примеру заместитель председателя Государственного таможенного комитета Беларуси Сергей Борисюк, комментируя эту тему 18 января 2012 года , отметил, что: «В соответствии с межправительственным соглашением о едином тарифном регулировании решения об изменении таможенных пошлин в Таможенном союзе будет принимать Евразийская экономическая комиссия, независимо от того, что Россия стала членом ВТО». «Поэтому говорить о том, что ставки в России будут ниже, либо выше, преждевременно», – сказал С. Борисюк.
Беларусь на пути вступления в ВТО сильно отстала даже от партнеров по «тройке», поэтому она больше других партнеров ЕЭП заинтересована в защите своих рынков. Ясно, что это может стать серьезным тормозом для ЕЭП, а значит для всего амбициозного интеграционного проекта. Понимая это, Россия согласилась оказать поддержку Беларуси по ее скорейшему вступлению в ВТО – 19 декабря стороны подписали соответствующий меморандум.
В
меморандуме, говорится, что стороны
исходят «из недопустимости ухудшения
условий взаимной торговли товарами
и услугами в связи с присоединением
к ВТО». Отмечается также, что после
вступления России в ВТО торгово-экономические
отношения сторон будут продолжать
осуществляться «на основании действующих
для них двусторонних и многосторонних
международных договоров и
Может быть, меморандум каким-то образом «усыпил бдительность» белорусских чиновников. Тем не менее, именно межгосударственный договор, который в конце прошлого года подписали страны «тройки», а не меморандум имеет приоритетный характер для Таможенного союза. Об этом напомнил президент РФ Д. Медведев 19 декабря 2011, в день подписания меморандума о поддержке Россией вступления Беларуси в ВТО. Д. Медведев подчеркнул, что стороны полностью готовы к полноценной работе Таможенного Союза в условиях, когда одна из его стран-участниц является членом других международных торговых организаций, в частности ВТО.
Но как на практике будут работать новые правила, пока абсолютно неясно. Если судьбу российских договоренностей с ВТО будет решать Евразийская Экономическая Комиссия, то это может завести «тройку» в тупиковую ситуацию.
В
прошлом году таможенная «тройка» создала
первый на постсоветском пространстве
наднациональный орган –
Высшим
органом для ЕЭК является Высший
евразийский экономический
Председателем Коллегии на первые 4 года назначен руководитель Министерства промышленности и торговли Российской Федерации Виктор Христенко. От Беларуси членами Коллегии стали: экс-премьер Сергей Сидорский (согласован на должность министра по промышленности и агропромышленному комплексу ЕЭК), Владимир Гошин – министром по таможенному сотрудничеству, а Валерий Корешков – министром по вопросам технического регулирования.
Следует заметить, что на этапе подготовки соглашения по ЕЭК едва ли не самым болезненным был вопрос определения процедуры принятия решений, а также контроля за принимаемыми комиссией решениями. Вопрос стоял принципиально: как принимать решения – путем консенсуса, квалифицированным большинством или иными способами. Россия категорично настаивала на принципе взвешенного голосования. По нему Российская Федерация имела бы 57% голосов, но Беларусь и Казахстан не поддержали этот принцип. В качестве условий присоединения к договору они выдвинули принцип: «одна страна – один голос». И чтобы договор о ЕЭК был поскорее принят, российской стороне пришлось с этим согласиться. В результате ЕЭК будет принимать решения на основании голосования членов совета или членов коллегии в порядке: «один член коллегии – один голос» или «один член совета – один голос». При этом все решения будут приниматься коллегиально. Если же по тем или иным вопросам не будет найдено консенсуса, вопрос будет выноситься на совет на уровень выше – на уровне вице-премьеров. Если же и там не будет найдено решение, то на уровень глав государств.