Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 14:27, курсовая работа
Главной целью моей курсовой работы является рассмотреть и изучить международное право в правовой системе Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и функции международного права;
- изучить международные договоры, нормы Российской Федерации как правовую основу деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти
Введение 3
ГЛАВА 1. Понятие, функции, принципы международного права 6
1.1.Понятие международного права 6
1.2. Предмет регулирования международного права 9
1.3. Основные принципы и функции международного права 10
ГЛАВА 2. Международное право в правовой системе РФ 17
2.1. Международные договоры Российской Федерации как правовая основа деятельности судов, прокуратуры, правоохранительных органов исполнительной власти 17
2.2. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства юстиции Российской Федерации 23
2.3. Международно-правовые нормы в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации 26
Заключение 31
Список использованной литературы: 33
В деятельности Министерства сложилась достаточно устойчивая практика (еще со времен существования Министерства юстиции СССР) по организации оказания правовой помощи, обеспечению соответствия условиям договоров, предназначенных для направления за границу судебных поручений, обобщению судебной практики по данному кругу вопросов и выявлению характерных ошибок, информированию региональных управлений, а также судов о действующих и вновь заключенных договорах, подготовке сборников договоров и т. д. В структуре Министерства существуют международно-правовой департамент и департамент правовой помощи.
Принимаемые Министерством инструкции, разъяснения, обзорные письма оказывают немаловажную методическую помощь управлениям юстиции и судам.
Обеспечение Министерством выполнения договоров нередко выражается в обобщении практики нижестоящих органов и судов. Среди применяемых им мер встречается и предписание обеспечить изучение положений договоров. Министерство юстиции РФ обеспечивает ознакомление с информацией, содержащей данные о договорах о правовой помощи и правовых отношениях, а также с деятельностью в сфере международно-правовых отношений.
Кроме
организационной и
Региональные
управления юстиции (областей, краев, автономных
округов и т. д.) и министерства юстиции
республик служат как бы промежуточным
звеном в деле выполнения договоров о
правовой помощи. Они переправляют судам
полученные из федерального министерства
поручения иностранных судов, проверяют
правильность оформления российскими
судами документов, предназначенных для
направления за границу и высылают их
в Министерство юстиции РФ, следят за своевременностью
и точностью выполнения иностранных судебных
поручений в соответствии с договорами.
В заключение необходимо особо отметить
самостоятельную функцию Министерства
юстиции в связи с заключением международных
договоров, устанавливающих иные правила,
чем предусмотренные законодательством
РФ. Предложения любых ведомств о заключении
такого рода договоров представляются
Президенту РФ и в Правительство РФ по
согласованию с Министерством юстиции
РФ, которое дает заключения по вопросам
соответствия положений договора законодательству
РФ и их юридической силы в Российской
Федерации, а также по иным вопросам, связанным
с вступлением в силу и выполнением такого
договора.
2.3.
Международно-правовые
нормы в деятельности
Министерства внутренних
дел Российской Федерации
К
деятельности Министерства внутренних
дел РФ и его структурных
Непосредственная
регламентация функций и
В Федеральном законе "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" от 6 февраля 1997 г. нет нормы об обязанности военнослужащих этих войск соблюдать нормы международного права в военной области, как это предписано в Законе РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января 1993 г.; между тем Федеральный закон предусматривает выполнение внутренними войсками задач в условиях вооруженных конфликтов11.
Следует вместе с тем отметить, что Положение о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное Указом Президента РФ 18 июля 1996 г., включает пункт, согласно которому Министерство руководствуется в своей деятельности не только внутригосударственными правовыми актами, но и общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.
В соответствии с конституционными нормами в законах, затрагивающих деятельность МВД, содержатся формулировки, обусловленные международно-правовыми нормами. Имеются в виду главным образом международные пакты и конвенции о правах и свободах человека и гражданина. Например, в Федеральном законе "О содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" сказано, что содержание под стражей осуществляется... в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами РФ и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4). Согласно Закону о внутренних войсках (без ссылки на международные нормы) военнослужащим внутренних войск запрещается прибегать к обращению, унижающему человеческое достоинство (ст. 7).
Обусловленность правоприменительных актов в системе МВД России международными договорами РФ имеет различные проявления. Одно из наиболее интересных для рассмотрения связано с реализацией нормы Закона РФ "О гражданстве Российской Федерации"12, о выходе из гражданства РФ (ст. 23). Ходатайство о выходе из гражданства может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с РФ договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами РФ, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом РФ.
Поскольку оформление материалов по вопросам гражданства и подготовка мотивированных заключении относятся к ведению органов внутренних дел (в соответствующих ситуациях — дипломатических представительств и консульских учреждений), в утвержденной приказом МВД от 30 июня 1994 г. инструкции предусмотрена информация о стране проживания лица за пределами РФ и об имущественных обязанностях или неисполненных обязательствах; при этом к инструкции приложен список стран, с которыми для Российской Федерации действуют договоры о правовой помощи, с примечанием о пополнении перечня новыми договорами.
Реализация Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" сопряжена с надлежащим пониманием и применением международных договоров относительно визового и безвизового въезда в Россию и пребывания на ее территории13.
В частности, регистрация иностранных граждан производится на основании паспортов и иммиграционных или неиммиграционных виз, если иной порядок не установлен международными договорами РФ (ч. 1 ст. 28). В данном случае под иным порядком подразумеваются правила двусторонних соглашений с некоторыми странами об отмене виз, т. е. о безвизовом въезде и пребывании на территории соответствующих стран. В рамках Содружества Независимых Государств действует Соглашение о безвизовом передвижении граждан государств Содружества по территории его участников. Очевидно значение установленных договорных правил в этой сфере для действий органов внутренних дел.
До принятия указанного Федерального закона определенные вопросы пребывания иностранных граждан и в связи с этим отдельных полномочий органов внутренних дел решались в рамках ведения субъектов РФ. Особое место в компетенции МВД России занимают вопросы взаимоотношений с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом). Имеется в виду прежде всего правовой статус Национального центрального бюро Интерпола, Положение о котором утверждено постановлением Правительства РФ от 14 октября 1996 г. НЦБ в качестве подразделения криминальной полиции входит в состав центрального аппарата МВД. На него возложено сотрудничество правоохранительных и других государственных органов РФ с правоохранительными органами иностранных государств — членов Интерпола и Генеральным секретариатом Интерпола. НЦБ Интерпола в своей деятельности, наряду с федеральными нормативными правовыми актами, руководствуется международными договорами РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, Уставом Интерпола, обязательными решениями Генеральной Ассамблеи Интерпола (п. 3).
МВД России на основе международных норм осуществляет взаимодействие с соответствующими органами зарубежных стран. Министерство внутренних дел как федеральный орган исполнительной власти компетентно заключать от имени Российской Федерации международные договоры межведомственного характера; вместе с тем оно обеспечивает в пределах своих полномочий выполнение обязательств Российской Стороны по договорам и осуществление прав Российской Стороны, вытекающих из этих договоров.
В соответствии с законодательством главные управления или управления внутренних дел субъектов РФ также обеспечивают в пределах своих полномочий выполнение международных договоров РФ.
В практике международных отношений МВД России действуют двусторонние соглашения о сотрудничестве с министерствами внутренних дел Республики Польша, Республики Болгария, Республики Македония, Литовской Республики, Турецкой Республики и других стран, с Министерством общественной безопасности Китайской Народной Республики, Федеральным Департаментом юстиции и полиции Швейцарской Конфедерации, Главным полицейским управлением Швеции.
Богатый опыт сотрудничества накоплен в рамках СНГ. Помимо двусторонних соглашений почти со всеми членами Содружества сложился комплекс многосторонних соглашений, в числе которых наряду с основным Соглашением о взаимодействии министров внутренних дел независимых государств в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992 г. имеют такие специфические документы, как Соглашения о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, Соглашение о борьбе с преступностью на транспорте. В целях взаимодействия и координации в борьбе с преступностью в 1996 г. создан Совет министров внутренних дел государств — участников Содружества Независимых Государств.
Заключение
Таким образом, выделим основные юридические свойства международного права:
♦
предмет регулирования –
♦ субъекты международного права – суверенные государства, борющиеся за свою независимость нации, международные организации;
♦ объекты международного права – материальные и нематериальные блага (интересы), социальные, политические, экономические и иные действия или воздержания от действий;
♦ особенность нормообразования – создание норм путем согласования воль субъектов международного права, добровольно принимающих на себя международные обязательства;
♦
особенность реализации норм – выполнение
их добровольно и свободно в единстве
с международной
Сущность международного права состоит в том, что оно отражает характер геостратегического партнерства на международной арене и юридически фиксирует уровень развития сотрудничества в деле обеспечения безопасности, а также в экономической, политической, гуманитарной, научно-технической, культурной и других областях.
Международное право является мощным инструментом воздействия на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и демократического миропорядка, строящегося в условиях возникновения новых и сохранения прежних угроз безопасности государств и всего мирового сообщества. Поэтому использование арсенала средств, имеющихся в распоряжении международно-правовой мысли, в высшей степени важно для поддержания международного мира, законности и безопасности.
Формирование
условий добрососедства, неприкосновенности
Российской границы, содействие устранению
имеющихся и предотвращению потенциальных
очагов напряженности и конфликтов
немыслимы без международно-
Основными
задачами международно-правового
♦
удовлетворение потребности личности
в интеллектуальном, культурном и
нравственном развитии посредством
получения международно-
Информация о работе Международное право в правовой системе РФ