Международное морское право

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Международное морское право является одной из старейших отраслей международного права и представляет собой совокупность международно-правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств и регулирующих отношения между государствами, другими участниками правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и их ресурсов.

Содержание

Международное морское право .................................................................................. 3
Список использованных источников ........................................................................

Работа содержит 1 файл

КР_ММП.doc

— 82.50 Кб (Скачать)
y">     Правовой  режим исключительной экономической  зоны включает права и обязанности, как прибрежного государства, так  и других государств в отношении  этой части морского пространства. Он впервые определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года и конкретизирован принятыми в соответствии с ее положениями законодательными актами государств. В необходимых случаях международными договорами определяются методы разграничения исключительных экономических зон.

     Согласно  ст.1 Конвенции об открытом море 1958 года «открытое море означает все части  моря, которые не входят ни в территориальное  море, ни во внутренние воды какого-либо государства». Это определение не соответствует современному разграничению морских пространств по их правовому режиму.

     В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года открытое море свободно для всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю (внутриконтинентальных). Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю, о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их использовании. Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету.

     Правовой  режим открытого моря в отличие  от других видов морских пространств  регламентируется исключительно нормами  международного права.

     Согласно  Конвенции об открытом море 1958 года свобода открытого моря включает в себя:

     1) свободу судоходства;

     2) свободу рыболовства;

     3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

     4) свободу летать над открытым морем.

     Конвенция 1982 года расширила понятие свободы открытого моря, дополнительно включив в указанный перечень:

     1) свободу возводить искусственные острова и другие установки, допускаемые в соответствии с международным правом;

     2) свободу научных исследований.

     Все государства должны осуществлять эти свободы, должным образом учитывая интересы других государств. Иными словами, свобода открытого моря не носит абсолютного характера. 

     Свобода судоходства означает, что каждое государство, как прибрежное, так  и не имеющее выхода к морю, имеет  право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Аналогичное право имеют и суда, состоящие на официальной службе ООН, ее специализированных учреждений и МАГАТЭ, плавающие под флагом ООН. Каждое государство самостоятельно определяет условия предоставления своей национальности судам, регистрации судов и права плавать под его флагом.

     Между государством и судном, которое несет  его флаг, должна быть реальная связь. В практике международного морского судоходства нередко использование  «удобного» флага. Имеются ввиду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положение объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации судна (Либерия, Панама, Мальта и другие).

     Торговое  судно в открытом море подчиняется  исключительно юрисдикции государства  флага, и ни одно государство не имеет  права вмешиваться в его законную деятельность. Из этого общепризнанного правила есть исключения, точно установленные Конвенцией 1982 года. Военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море и подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается:

     - пиратством;

     - работорговлей;

     - несанкционированным вещанием;

     - не имеет национальности;

     - имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг (или оно отказывается поднять флаг);

     - при осуществлении права преследования.

     Во  всех выше указанных случаях военный корабль может осуществит проверку права судна на плавание под флагом, который оно несет. С этой целью он может послать шлюпку под командой офицера к подозреваемому судну. Если после проверки документов подозрения остаются, он может произвести дальнейший осмотр на борту этого судна со всей возможной осмотрительностью. Если подозрения оказались необоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб.

     Кроме того, акт вмешательства возможен, если он основан на правилах, установленных международными договорами. Например, Международной конвенцией по охране подводных кабелей 1884 года предоставлено право военным кораблям преследовать и останавливать суда, подозреваемые в разрыве или повреждении телеграфного кабеля, проверять национальную принадлежность судна, составлять протокол о допущенном судном нарушении.

     Преследование по «горячим» следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного государства  имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого государства. Такое преследование должно начаться тогда, когда иностранное судно или его шлюпка находится во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне преследующего государства, и может продолжаться за пределами территориального моря или прилежащей зоны только при условии, если оно не прерывается. Если иностранное судно или его шлюпка находится в прилежащей зоне, преследование может начаться только в связи с нарушением прав, для защиты которых установлена эта зона.

     Право преследования по «горячим» следам, осуществляемое военным кораблем или  военным летательным аппаратом  или судами, специально уполномоченными  на то прибрежным государством, применяется  аналогично к нарушениям в экономической зоне или на континентальном шельфе прибрежного государства. Преследование прекращается, как только преследуемое судно входит в территориальное море своего или какого-либо третьего государства. Зрительные или звуковые сигналы при преследовании передаются по Международному своду сигналов в соответствии с Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974\78 годов.

     Военные корабли и летательные аппараты могут применять оружие против судов-нарушителей  в ответ на применение ими силы, а также в других исключительных случаях при преследовании таких судов в соответствии с международным правом по «горячим» следам, когда исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для прекращения нарушения и задержания судна-нарушителя.

     Вмешательство не может осуществляться в отношении  судов, пользующихся иммунитетом (военные  корабли, государственные некоммерческие суда), кроме случаев, когда такие  суда являются пиратскими.

     Пиратство - любой неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или частновладельческого летательного аппарата против лиц или имущества, находящихся на их борту, а также любой акт добровольного участия в таких действиях, любое деяние, являющееся подстрекательством или сознательным содействием совершению таких действий.

     Пиратские действия, когда они совершаются  военным кораблем, государственным  судном или государственным летательным  аппаратом, экипаж которого поднял мятеж и захватил контроль над этим кораблем, судном или летательным аппаратом, приравниваются к действиям, совершаемым частновладельческим судном или летательным аппаратом.

     Любое государство может захватить  пиратское судно или пиратский летательный аппарат в открытом море или другом месте вне юрисдикции какого бы то ни было государства, арестовать находящихся на этом судне или летательном аппарате лиц и захватить находящееся на нем имущество (ст.19 Конвенции об открытом море и ст.105 Конвенции по морскому праву). Судебные органы государства, совершившего захват, могут выносить постановления о наложении наказаний и определять меры, которые должны быть приняты в отношении таких судов, летательных аппаратов или имущества.

     Все государства обязаны принимать  эффективные меры для предотвращения перевозки рабов на их судах. Раб, нашедший убежище на судне под  любым флагом, ipso facto свободен.

     Государства обязаны сотрудничать в пресечении незаконной торговли наркотиками и  психотропными веществами в открытом море, а также в пресечении несанкционированного вещания из открытого моря. Несанкционированное вещание означает передачу, в нарушение международных правил, звуковых, радио- или телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия.

     Любое лицо, занимающееся несанкционированным  вещанием, может быть привлечено к  ответственности в суде:

     - государства флага судна;

     - государства регистрации установки;

     - государства, гражданином которого является это лицо;

     - любого государства, где могут приниматься сигналы;

     Одной из самых ранних конвенций, предусматривавших  вмешательство в открытом море, является Конвенция о рыболовстве в  Северном море 1882 года. Ее положения предусматривают контроль за рыболовством кораблями военных флотов стран-участниц для установления фактов нарушения Конвенции, а также привод судна-нарушителя в порт государства-флага и передачу компетентным властям.

     В конвенции 1982 года подчеркивается неразрывность права государств на промысел в открытом море и их обязанности принимать необходимые меры по его регулированию в целях сохранения живых ресурсов моря и управлении ими и с этой целью создают международные организации.

     Меры  по регулированию промысла и сохранению запасов живых ресурсов моря, которые предусматриваются многосторонними и двусторонними соглашениями:

     а) определение допустимого улова  с учетом новейших научных данных (соглашения по регулированию промысла);

     б) регулирование промысла в определенных районах открытого моря (Конвенция по сохранению живых ресурсов Юго-Восточной Атлантики 1969 года, Конвенция о рыболовстве и сохранении живых ресурсов в Балтийском море и Бельтах 1973 года и другие);

     в) регулирование промысла отдельных  видов живых ресурсов (Конвенция о сохранении котиков в северной части Тихого океана 1957 года, Конвенция по регулированию китобойного промысла 1949 года, Международная конвенция о сохранении атлантических тунцов 1966 года, Международная конвенция о рыболовстве в открытом море в северной части Тихого океана 1952 года, Конвенция о защите, сохранении и увеличении промысла нерки в системе реки Фрейзер 1930 года).

     В задачу создаваемых государствами  органов входит исследование морской  фауны и разработка рекомендаций по ее использованию таким образом, чтобы не допустить истребления (Комиссия по рыболовству в Юго-Восточной Атлантике, Комиссия по рыболовству в Балтийском море, Конвенция о сохранении промысла палтуса в северной части Тихого океана и Беринговом море и другие).

     Защита  и сохранение морской среды являются важнейшими принципами международного морского права. Связанное с развитием  технологического прогресса во второй половине 20 века загрязнение морской  среды обусловило решимость государств принимать меры по нормативно-правовому регулированию деятельности государств в Мировом океане для предотвращения дальнейшего загрязнения морской среды.

     Правовому регулированию защиты и сохранения морской среды посвящена часть 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Статья 192 Конвенции содержит определение общего обязательства государств в отношении морской среды: «Государства обязаны защищать и сохранять морскую среду».

     Правовое  содержание принципа защиты и сохранения морской среды заключается в  ограничении свободы государств в осуществлении ими своих суверенных прав при разработке природных ресурсов, обязанностью предотвращать загрязнение морской среды, а также предпринимать меры по сокращению уже имеющего место загрязнения (ст.193,194 Конвенции).

     Данный, в общих понятиях сформулированный принцип находит своё развитие в конкретных обязательствах государств по защите и сохранению морской среды в соответствии с частью 12 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Информация о работе Международное морское право