Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2011 в 18:50, контрольная работа
Международное морское право - это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира.
НАЦИОНАЛЬНАЯ
АВИАЦИОННАЯ АКАДЕМИЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
по
теме «МЕЖДУНАРОДНОЕ
МОРСКОЕ ПРАВО»
МЕЖДУНАРОДНОЕ
МОРСКОЕ ПРАВО - ПОНЯТИЕ
И ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО
МОРСКОГО ПРАВА
Международное морское право - это отрасль международного права, состоящая из принципов и норм, определяющих режим морских пространств и регулирующих отношения субъектов международного права в связи с их деятельностью в Мировом океане. Данная отрасль является одной из старейших, потому что с давних времен Мировой океан, составляющий 71 % планеты Земля, играл большую роль в удовлетворении хозяйственных нужд и транспортных потребностей народов мира. В течение долгого времени обычное право составляло основу данной отрасли, регулируя, прежде всего отношения, связанные с мореплаванием и рыболовством. Международный договор также применялся для этих целей на ранних стадиях развития международного морского права, но довольно редко. Так, в VI, V и IV вв. до н.э. были заключены договоры между Древним Римом и Карфагеном об установлении границ и режима плавания в заливах Карфагенском и Лациума, у берегов Испании, Ливии, Сардинии. Данные договоры оказали впоследствии влияние на формирование международно-правового режима территориальных вод.
Международное морское право - одно из самых древних частей международного права, уходящая своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря.
Многие правила, касающиеся
Все эти многообразные и многочисленные договорные и обычные нормы и принципы образуют международное морское право - совокупность юридических норм, регулирующих отношения между субъектами международного права, возникающие в связи с их деятельностью по исследованию и использованию морей и океанов, а также их ресурсов.
Международные конвенции;
Международные соглашения;
Акты международных организаций;
Прочие международные соглашения глобального характера;
Прочие международные соглашения регионального характера;
Прочие международные соглашения субрегионального характера;
Понятие и история международного морского права :
Кодификация международного морского права :
Кодификация международного морского права:
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года :
Внутренние морские воды:
Территориальное море и прилежащая зона :
Воды государств-архипелагов (архипелажные воды) :
Открытое море :
Континентальный шельф :
Исключительная экономическая зона :
Проливы, используемые для международного судоходства:
Международные каналы :
Международный район морского дна (Район) :
Международно-правовой механизм защиты и сохранения морской среды
Международные морские организации :
Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др.). В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.
Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.
Правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.
Понятие внутренних морских вод. В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.
Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.
Правовой режим морских портов. Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.
Понятие территориального моря. Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага — за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов.
В территориальном
море суверенитет прибрежного
Ширина территориального
моря. Нормальной исходной линией для
измерения ширины территориального моря
является линия наибольшего отлива вдоль
берега. В местах, где береговая линия
глубоко изрезана и извилиста или где
имеется вдоль берега и в непосредственной
близости к нему цепь островов, для проведения
исходной линии может применяться метод
прямых исходных линий, соединяющих соответствующие
точки.
Понятие открытого моря в историческом развитии. Пространства морей и океанов, которые находятся за пределами территориального моря и не входят, следовательно, в состав территории ни одного из государств, традиционно именовались открытым морем. И хотя отдельные части этих пространств (прилежащая зона, континентальный шельф, исключительная экономическая зона и т. д.) имеют различный правовой режим, все они имеют одинаковый правовой статус: они не подчинены суверенитету какого-либо государства. Исключение открытого моря из-под действия суверенитета государства или группы государств было составной частью единого исторического процесса, сопровождавшегося одновременно признанием за каждым из государств права свободно пользоваться открытым морем.
В морских пространствах за внешней границей территориальных вод суда, как и раньше, подчиняются исключительной юрисдикции государства, под флагом которого они плавают. Никакой иностранный военный, пограничный или полицейский корабль или любое другое иностранное судно не вправе препятствовать, судам других государств пользоваться на законных основаниях свободами открытого моря или применять к ним принудительные меры. Из данного принципа допускаются строго ограниченные изъятия, применяемые в конкретных, четко определенных международным правом случаях.
Охрана морской среды. Принципиально важные положения, формулирующие обязанности государств по защите и сохранению морской среды, содержатся в Конвенции ООН по морскому праву. Они касаются предотвращения и сокращения загрязнения морской среды из источников, находящихся на суше, в результате деятельности на морском дне, загрязнения с морских судов, а также путем захоронения токсичных, вредных и ядовитых веществ или загрязнения из атмосферы или через нее.
Государствами
были заключены специальные конвенции
по борьбе с загрязнением моря нефтью.
Это, в частности, Конвенция по предотвращению
загрязнения моря нефтью 1954 года, Конвенция
о гражданской ответственности за ущерб
от загрязнения моря нефтью 1969 года, Международная
конвенция о вмешательстве в открытом
море в случаях аварий, приводящих к загрязнению
моря нефтью 1969 года, которая в 1973 году
была дополнена Протоколом о вмешательстве
в открытом море в случаях загрязнения
веществами иными, чем нефть.
В 1972 году была заключена Конвенция по
предотвращению загрязнения моря с судов
(имеется в виду сброс отходов и материалов,
содержащих ртуть, радиоактивные вещества,
отравляющие газы и подобные опасные вещества).
Конвенция приравнивает к сбросу преднамеренное
затопление судов, самолетов, платформ
и других сооружений. Предотвращению загрязнения
морской среды радиоактивными отходами
содействуют также Договор о запрещении
ядерных испытаний в трех средах и Договор
о запрещении размещения на дне морей
и океанов ядерного оружия и других видов
оружия массового уничтожения.
Начиная с
середины XIX века некоторые страны,
у которых ширина территориального
моря составляла 3—4—6 морских миль,
стали устанавливать
Конвенция ООН по морскому праву 1982 года тоже признает право прибрежного государства на прилежащую зону, в которой оно может осуществлять контроль, необходимый для: а) предотвращения нарушения таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря; б) наказания за нарушение вышеупомянутых законов и правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.