Международное космическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 15:18, контрольная работа

Описание работы

Контрольная работа посвящена понятию и принципам международного космического права. В последние годы - годы научно-технического прогресса - одной из ведущих отраслей народного хозяйства является космос. Достижения в исследовании и эксплуатации космоса являются одним из важнейших показателей уровня развития страны.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие, особенности, объекты, субъекты и принципы международного космического права, источники международного…….......5
1.1 Понятие, особенности, объекты, субъекты и принципы международного космического права……………………………………………………………….5
1.2 Источники международного космического права………………………….8
Глава 2.Павовой режим космического права, ответственность за космическую деятельность, статус космонавтов и космических аппаратов...11
2.1 Правовой режим космического пространства……………………………..11
2.2 Ответственность за космическую деятельность…………………………...12
2.3 Статус космонавтов и космических аппаратов……………………………13
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованной литературы…………………………………………..17

Работа содержит 1 файл

mezhdunarodno.docx

— 44.10 Кб (Скачать)

До сих пор не решен  важный вопрос о разграничении воздушного пространства, на которое распространяется государственный суверенитет, и  космического пространства. Наименьшая высота полета космических аппаратов 100 - 110 км. Очевидно, исходя из этого и следует установить границу.

Небесные тела и их природные  ресурсы являются общим наследием  человечества. Их исследование и использование  осуществляются на благо и в интересах  всех стран, а результаты являются достоянием всего человечества.

Вся деятельность в космосе  должна осуществляться в интересах  поддержания мира и безопасности, а также развития сотрудничества. Запрещен вывод на орбиту любых объектов с ядерным и любым иным оружием  массового уничтожения (химическим, бактериологическим, радиологическим  и др.). Луна и иные небесные тела используются исключительно в мирных целях.14

На космос распространяют свое действие Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой 1963 г., а также Конвенция о запрещении военного или иного враждебного использования средств воздействия на окружающую среду 1977 г.

Принцип защиты окружающей среды является одним из принципов  международного космического права. Применительно  к космосу он обладает существенной спецификой. Вся деятельность должна осуществляться так, чтобы избегать вредного загрязнения, а также неблагоприятных  изменений земной среды в результате доставки внеземного вещества. К сожалению, деятельность государств, связанная  с космосом, привела к значительному  засорению космического пространства остатками отслуживших аппаратов, исчисляемых многими тысячами.15

 

2.2 Ответственность за космическую деятельность

 

По понятным причинам международное  космическое право уделяет особое внимание ответственности за космическую  деятельность. Договор о космосе 1967 г. установил общее правило, согласно которому государство несет ответственность  за всю национальную деятельность независимо от того, осуществляется она правительством или физическими и юридическими лицами. Оно должно обеспечить соответствие этой деятельности международному праву. Даже в том случае, если такая  деятельность осуществляется международной  организацией, солидарную ответственность  несут и государства-члены.

Вопросам ответственности  за ущерб, причиненный космическими объектами, посвящена Конвенция  о международной ответственности  за ущерб, причиненный космическим  объектам, 1972 г. (далее - Конвенция об ответственности за ущерб). Она установила абсолютную ответственность запускающего государства за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете (ст. 2). Следовательно, государство несет ответственность за ущерб независимо от наличия его вины. Это один из примеров международной ответственности за источник повышенной опасности.16

Если ущерб причинен не на поверхности Земли, а в космосе  или воздушном пространстве космическому объекту одного государства таким  же объектом другого, то последнее несет  ответственность лишь при наличии  вины. Когда в запуске участвует  несколько государств, все они  несут солидарную ответственность. Данная Конвенция не относится к  случаям ответственности за ущерб  гражданам запускающего государства, а также иностранцам, участвующим  в запуске.

Вопросы ответственности  решаются на межгосударственном уровне даже в том случае, если ущерб  причинен физическим и юридическим  лицам. Претензия о возмещении ущерба передается по дипломатическим каналам, а в случае недостижения урегулирования - в Комиссию по рассмотрению претензий. Каждая из сторон назначает по одному члену, которые избирают третьего. Комиссия выносит определение рекомендательного характера, если стороны не договорились об ином.17

Вопросы ответственности  за ущерб, причиненный деятельностью  в космосе, имеют большое значение, т.к. она способна оказать воздействие  на окружающую среду, привести к потерям  жизни и собственности и др. Государства и ООН ведут регистрацию  космических объектов. Сами объекты  должны нести знаки национальной принадлежности и номера.

 

2.3 Статус космонавтов и космических аппаратов

 

Международное космическое  право придает особое значение деятельности космонавтов, рассматривая их как "посланцев  человечества в космосе". Соответственно все государства обязаны оказывать  им помощь в случае аварии. При вынужденной  посадке они подлежат немедленному возвращению в государство регистрации  аппарата. В космическом пространстве и на небесных телах космонавты оказывают  помощь друг другу.18

Космонавты, независимо от гражданства, находятся под юрисдикцией и  контролем государства регистрации  космического аппарата. Право собственности  на космические объекты и их части, обнаруженные на территории других государств, сохраняется, и они подлежат возвращению  за счет государства регистрации. Сказанное  относится ко всем видам космических  аппаратов, космическим станциям, геофизическим  спутникам.19

Особенно широко используются спутники связи, имеющие большое  экономическое и военное значение. Они породили немало сложных вопросов: о распределении частот, о защите радиосвязи, об исключении помех и  др.

Особенно остро проходила  выработка правил, относящихся к  прямому радио- и телевещанию. Декларация Генеральной Ассамблеи по этому  вопросу 1982 г. одобрила следующие принципы: консультации между передающими  и принимающими государствами; предварительное  извещение будущих принимающих  государств и консультации с ними.

Относительно аппаратов  дистанционного зондирования Земли  имеется Резолюция Генеральной  Ассамблеи 1986 г. Суть ее в том, что  зондирование не должно наносить ущерб  законным интересам и правам государства - объекта зондирования. Эта деятельность должна осуществляться в интересах  всех стран. Полученные данные сообщаются Генеральному Секретарю ООН.20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В международной жизни  недопустимо высок уровень стихийности. Взаимосвязанный, единый мир складывается как бы на ощупь. Как и в прошлом, значительная часть проблем решается методом проб и ошибок, что чревато  серьезной опасностью.

Одним из основных и необходимых  инструментов управления международными отношениями служит международное  право. Необходимость надежного  международного правопорядка определяется тем, что произвол угрожает миру и  препятствует сотрудничеству. Никто  не может обладать монополией на принятие решений. Государства имеют равное право на участие в решении  международных проблем, затрагивающих  их интересы.

Международное космическое  право в этом смысле не является исключением из общего правила. Неуклонное соблюдение всеми государствами  принципов международного космического права - важнейшее условие дальнейшего  успешного развития отношений в  деле исследования и использования  космоса.

По прежнему оставаясь малоизученной областью человеческого познания, космос, тем не менее, являет собой грандиозное поле деятельности. Трудно переоценить исключительную важность космической деятельности для человечества, ведь даже самые смелые прогнозы и ожидания, связанные с космосом, не в состоянии даже в самой малой степени дать представление о том, какие выгоды может принести деятельность человека в космосе. Подкрепленная и обеспеченная правовыми нормами, эта деятельность будет служить обеспечению жизненно важных интересов человека, народа, государства и всего международного сообщества, способствуя укреплению культурных, политических, экономических и иных связей между странами.

 

 

Список использованной литературы

 

Нормативные правовые акты:

 

  1. Декларация о принципах международного права, касающихся, дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, 1970 г. Международное публичное право. Сборник документов. Т.1. М. БЕК. 1996.
  2. Заключительный акт СБСЕ от 1 августа 1975 года. – Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М. БЕК. 1996.
  3. Устав ООН от 26 июня 1945 года. - Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. М. БЕК. 1996.
  4. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 1967 г. 
  5. Закон РФ о космической деятельности 1993 г. С изменениями и дополнениями 1996 г. 
  6. Конвенция о международной организации морской спутниковой связи (ИНМАРСАТ) от 3 сентября 1976 года. 
  7. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 1977 г. 
  8. Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. 1972 г. 
  9. Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство. 1975 г. 
  10. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1962 г. (XVIII) "Декларация правовых принципов деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства . 1963 г.
  11. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 "принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания. 1982 г. 
  12. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах. 1979 г. 
  13. Соглашение о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях. 1977 г.

 

Учебная литература:

 

  1. Броунли Я. Международное право. В 2 т. М., 2008.
  2. Верещетин В.С. Международное сотрудничество в космосе: правовые вопросы. - М., 2009.
  3. Действующее международное право. В 3-х т. - т.3. - М., 2011.
  4. Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2009. 
  5. Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК,2009. 
  6. Международное право. // Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 2010. 
  7. Международное право. // Колосова Ю.М. М., Международные отношения, 2009. 
  8. Международное космическое право // А.С. Пирадова. М., 2009.
  9. Международное право. //Тучкина Г.И. М., Юридическая литература, 2008.
  10. Пирадов А.С., Блищенко И.П., Верещетин В.С., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 2009.
  11. Рудев А. И. Международно-правовой статус космических станций. М., 2007.
  12. Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические аспекты. М., 2009.
  13. Яковенко А.В. Прогрессивное развитие международного космического права. М., 2009.

1 Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК,2009. – С. 77 

2 Действующее международное право. В 3-х т. - т.3. - М., 2011. – С. 107

3 Международное космическое право // А.С. Пирадова. М., 2009. – С. 56

4 Международное право. // Колосова Ю.М. М., Международные отношения, 2009. - С. 178

5 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические аспекты. М., 2009. – С. 204

6 Пирадов А.С., Блищенко И.П., Верещетин В.С., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 2009. – С. 25

7 Черниченко С.В. Международное право: современные теоретические аспекты. М., 2009. – С. 210

8 Пирадов А.С., Блищенко И.П., Верещетин В.С., Колосов Ю.М. Международное космическое право. М., 2009. – С. 31

9 Международное космическое право // А.С. Пирадова. М., 2009. – С. 69

10 Международное право. // Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 2010. – С. 101

11 Лукашук И.И. Международное право. В 2 т. - М.,: БЕК,2009. -  С. 79

12 Там же – С. 80

13 Международное космическое право // А.С. Пирадова. М., 2009. – С. 70

14 Международное право. // Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 2010. - С. 105

15 Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2009. – С. 67

16 Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2009. – С. 69

17 Международное право. // Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 2010. – С. 156

18 Международное право. //Тучкина Г.И. М., Юридическая литература, 2008. – С. 99

19 Ковалев Ф. Н., Чепров И. И. На пути к космическому праву. М., 2009. – С. 70

20 Международное право. // Игнатенко Г.В. М., Высшая школа, 2010. – С. 159


Информация о работе Международное космическое право