По
данным научно-технического подкомитета
Комитета Генеральной Ассамблеи ООН
по космосу, в настоящее время вокруг Земли
обращается более 10 тыс. объектов, поддающихся
наблюдению, и примерно 100 - 150 тыс. таких,
которые не могут быть обнаружены существующими
ныне средствами; 20% из них являются нефункционирующими
спутниками или их частями, остальные
- осколками, несущимися в пространстве
со средней скоростью 10 км/с. В октябре
1999 г. МКС пришлось маневрировать на орбите
из-за угрозы столкновения с отработавшим
разгонным блоком американской ракеты-носителя
«Пегасус».
К
объектам международного космического
права следовало бы отнести также
ряд наземных объектов, без которых
невозможна космическая деятельность:
оборудование для запуска, стационарные
и передвижные платформы для запуска,
в роли которых в практике России выступила
подводная лодка в Арктике, центры управления
полетами, ангары для хранения и ремонта
космической техники. Однако правовое
решение вопросов статуса перечисленных
объектов отсутствует.
4.
Субъекты международного
космического права
Субъектом
международного космического права, с
учетом общих положений международного
права, являются государства и образованные
ими международные межгосударственные
организации. Вместе с тем, в космической
деятельности участвуют также физические
и юридические лица. Международное право
возлагает всю ответственность за их деятельность
на соответствующие государства. Эта деятельность
регулируется внутренним правом.
Государства,
реально занимающиеся космической
деятельностью, соответственно степени
участия и особенностям правового статуса,
подразделяются на так называемые «запускающие»
государства и государства регистрации.
Космический объект, независимо от его
вида, вносится в национальный регистр
и ведущийся с 1961 г. Реестр Генерального
секретаря ООН. Правовые последствия этого
действия выражаются в том, что юрисдикция
государства регистрации относительно
космического объекта и его экипажа сохраняется
на весь период времени от взлета до возвращения
на Землю, включая пролет через воздушное
пространство третьих государств. «Запускающее»
государство, в том числе участвующее
в запуске как член международной организации
(например, по Соглашению о создании МКС
каждое европейское государство - член
Евросоюза и соответственно - ЕКА), рассматривается
как европейский партнер, действующий
через свою организацию (ст. 5, 6), имеет
статус участника, осуществившего запуск,
организовавшего запуск, предоставившего
территорию, установки, участвовавшего
в оснащении космического объекта или
давшее экипажу поручение о выполнении
какого-либо задания, эксперимента, включившего
в состав экипажа своего гражданина или
туриста. Определение статуса государства
в качестве «запускающего» важно при распределении
в случае аварии и причинения вреда.
Международные
межгосударственные организации, участники
космического сотрудничества могут быть
участниками правоотношений и субъектами
отрасли только тогда, когда большинство
их участников являются сторонами Договора
по космосу 1967 г. и других договоров. В
остальном их деятельность, осуществляемая
в соответствии с основными принципами
международного права и специальными
принципами отрасли, определяется уставными
документами. В последнее время, публичный
характер деятельности межгосударственных
космических организаций дополнился частноправовым,
коммерческим сегментом, что позволяет
говорить о производственно-коммерческом
или промышленно-политическом характере
ряда межгосударственных космических
организаций.
Выводы
Учитывая
все вышеизложенное, можно сделать
несколько выводов:
1)
несмотря на свою относительную
молодость, международное космическое
право уже оформилось в совершенно самостоятельную
отрасль международного права;
2)
несмотря на расплывчатость некоторых
формулировок (или даже отсутствие
их) международному космическому праву
вполне по силам самостоятельно регулировать
все международные отношения, связанные
с освоением и использованием космоса;
3)
правовое регулирование международных
отношений, возникающих в связи с освоением
космоса, способствует созданию прочной
базы международного сотрудничества в
освоении космоса.
Список
использованной литературы
1. Международное
морское, воздушное и космическое право.
п/р А.П.Мовчан и др. М, Ин-т гос-ва и права
РАН, 1992.
2. Курс
международного права. М, 1989.
3. Договор
о принципах деятельности государств
по исследованию и использованию космического
пространства, включая Луну и другие небесные
тела. 1967. (Из сборника действующих договоров,
соглашений и конвенций, заключенных СССР
с иностранными государствами, выпуск
25, М, 1972).
4. Конвенция
о международной ответственности за ущерб,
причиненный космическими объектами.
(Указ. сборник, выпуск 29, М, 1975).
5. Конвенция
о регистрации объектов, запускаемых в
космическое пространство. (Указ. сборник,
выпуск 34, М, 1980).
6. С.В.Черниченко.
Международное право: современные теоретические
аспекты. М, МО, 1993.