Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 13:35, контрольная работа
Международно – правовая ответственность – это юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно – правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно – правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специально международным договором.
Международно – правовая ответственность – один из старейших институтов международного права, сложившихся на базе обычно - правовых норм.
Введение.........................................................................................................2
1. Виды международно – правовой ответственности................................3
2. Материальная ответственность за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом.................................................................5
3. Формы международно правовой ответственности................................9
4. Ответственность за международные преступления.............................11
5. Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств..............................................................................................................13
Заключение..................................................................................................16
Список используемой литературы............................................................17
От репрессалий следует отличать реторсии – ответные акции в связи с недружественными действиями, которые не составляют деликта (например, временный отзыв своего посла в ответ на недружественные заявления в адрес страны, которую посол представляет). Реторсии не считаются одной из форм ответственности, поскольку предпринимаются при отсутствии факта правонарушения.
Считается, что репрессалии и реторсии должны быть соразмерными тем действиям, которыми вызваны.
Международное преступление влечет ответственность в форме коллективных санкций, которые, согласно Уставу ООН, могут предприниматься на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии.
Принцип соразмерности на санкции не распространяется. Санкции по существу могут представлять собой форму наказания за совершение международного преступления.
Материальная ответственность также реализуется в различных формах.
Реституция означает восстановление материального положения, существовавшего до правонарушения. Репарации означают денежную или иную материальную компенсацию убытков потерпевшей стороне. Субституция – это передача пострадавшему субъекту объектов, равнозначных по значению и стоимости, в замен утраченных.
Международное право признает возмещение лишь непосредственных убытков (прямых и косвенных), но не упущенной выгоды.
Когда война считалась одним из средств разрешения международных сторон, возмещение побежденной стороной победителю военных издержек именовалось контрибуциями. В настоящее время контрибуции не выплачиваются.
Ответственность за международные преступления
Международные преступления – это тягчайшие международно – противоправные деяния, которые нарушают основополагающие нормы международного права, имеющие жизненно важное значение для всего международного сообщества, и угрожают международному миру и безопасности. В проекте статей об ответственности государств, подготовленных Комиссией международного права, подчеркивается, что «международно – противоправное деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление перед международным сообществом в целом, составляет международное преступление».
В качестве тягчайших международных преступлений впервые в истории в уставах Международных военных трибуналов в Нюрнберге 1945 года и Токио 1946 года были названы преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности.
В дальнейшем квалификацию преступлений против человечности получили геноцид (Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него 1948 г.), расизм и расовая дискриминация (Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.), апартеид (Международная конвенция о пресечении преступления апартеида и наказании за него 1973 г.), применение ядерного оружия (Декларация Генеральной Ассамблей ООН 1961 г. о запрещении применения ядерного оружия для целей войны), колониализм (Декларация ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.).
Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 95 (I) 1946 года подтвердила принципы Нюрнбергского трибунала как отражающие деяния, составляющие преступления против мира и безопасности человечества. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1974 года утверждает: «Агрессивная война является преступлением против международного мира. Агрессия влечет за собой международную ответственность».
В 1953 году Комиссия международного права подготовила проект кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, который, однако, не был в 1954 году одобрен Генеральной Ассамблеей ООН. В 1997 году Комиссия международного права подготовила новый проект кодекса. В него включены следующие составы международных преступлений: агрессия, угроза агрессией, вмешательство во внутренние дела государства, колониальное и другие формы иностранного господства, геноцид, апартеид, систематические и массовые нарушения прав человека, исключительно серьезные военные преступления, вербовка, использование, финансирование и обучение наемников, международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств, преднамеренный и серьезный ущерб окружающей среде.
Что же следует считать исключительно серьезными военными преступлениями? Это нарушения международного гуманитарного права, то есть законов и обычаев войны и Женевских конвенций 1949 года, дополненных в 1977 году двумя протоколами. К ним относится умышленное убийство лиц, находящихся под покровительством Женевских конвенций, пытки и другое бесчеловечное обращение, умышленное причинение тяжелых страданий или серьезного увечья, принуждение военнопленного или гражданского лица служить в неприятельской армии, незаконное депортирование гражданских лиц, взятие гражданских лиц в качестве заложников и др.
К нарушениям законов и обычаев войны относят, в частности, применение отравляющих веществ и видов оружия, предназначенных причинять излишние страдания; бессмысленное разрушение населенных пунктов; нападение на незащищенные населенные пункты; захват.
Проект статей Комиссии международного права об ответственности государств
Даже если проект статей Комиссии международного права и не стал пока международной конвенцией, он может рассматриваться как вспомогательный источник международного права. В статьях сформулированы нормы обычного права в области реализации международной ответственности, а в комментариях специальных докладчиков Комиссии по данной теме исследовано большое число прецедентов, решений арбитражных и судебных органов, а также проанализировано огромное количество специальных трудов и отдельных высказываний юристов различных школ по международно – правовой ответственности.
Обращаться к материалам Комиссии международного права полезно и юристам – практикам при подготовки претензии другому субъекту за нарушение обязательств или при формулировании ответа на претензию, которая предъявлена нам.
Претензия может быть выражена в политическом заявлении официального лица или органа, но чаще всего – в официальной дипломатической ноте, к которой прилагаются все материалы, обосновывающие возникновение ответственности, в особенности в отношении требования возместить материальный ущерб.
Необходимо давать точное и достоверное толкование нормы права, которая по мнению потерпевшей стороны, нарушена. Недостаточно обоснованная претензия моет породить международный спор, а иногда необоснованная претензия может быть расценена как недружественный акт и повлечь реторсии.
Возвращаясь к проекту статей Комиссии, отметим лишь некоторые его положения, которые представляют наибольшую важность.
В проекте говориться, что международно – противоправное деяние на лицо, когда какое – либо действие (бездействие) может присваиваться государству и когда такое поведение представляет собой нарушение международного обязательства.
Отметим, что термин «присвоение деяния государству» Комиссия решила использовать вместо традиционного в праве понятия «вменение вины». Представляется, что это новелла Комиссии не бесспорна.
Далее в проекте утверждается, что деяние квалифицируется как международно – противоправное только на основании международного права; на это не может влиять квалификация деяния в качестве правомерного по внутреннему праву.
Деяние любого органа государства, имеющего этот статус по внутреннему праву, рассматривается как деяние государства, если орган действовал в качестве такового. К органам государства относятся органы всех ветвей власти, всех видов функций и иерархии в рамках государственной организации. Государству могут присваиваться деяния других организмов с прерогативами государственной власти (административно – территориальные подразделения и др.). Государству могут присваиваться деяния лиц, фактически действующих от имени государства. Государству присваивается даже поведение органов, действовавших за пределами своих полномочий. С другой стороны, деяния лиц, действовавших не от имени государства, ему не присваиваются. Поведение органов повстанческого движения не рассматривается как деяние государства.
Нарушение международного обязательства налицо, когда деяние не соответствует обязательству. При этом происхождение обязательства (обычай, договор или иное) несущественно. Единственно, что важно, это чтобы обязательство в момент нарушения было в силе.
Нарушение международного обязательства также налицо, когда поведение не соответствует обязательству. Отметим здесь разницу, которую Комиссия проводит между деянием (разовым действием) и поведением (длящимся действием).
Противоправны помощь и содействие со стороны одного государства в противоправном деянии другого государства. Противоправно принуждение другого государства к совершению противоправного деяния.
В проекте Комиссии указываются обстоятельства, которые исключают противоправность; согласие самого потерпевшего государства на совершение другими деяния (это не касается императивных норм международного права), нарушение при противодействии противоправному деянию, форс – мажор, ситуация крайнего бедствия, состояния необходимости, самооборона.
Заметим, что форс – мажор означает непреодолимую силу, то есть не поддающиеся контролю непредвиденные и неотвратимые внешние события чрезвычайного характера: стихийные явления, эпидемии, эпизоотии, вооруженные конфликты, гражданские беспорядки и т. д.
По проекту в порядке реализации ответственности потерпевшее государство имеет право потребовать от делинквента прекратить деяние, принять меры по исправлению положения, восстановить прежнее положение (реституция в натуре), дать гарантии неповторения (сатисфакция),выплатить сумму, необходимую для восстановления положения (репарация). Потерпевшее государство имеет право в порядке взаимности приостановить выполнение своих обязательств (с учетом принципа соразмерности). Это право возникает после исчерпания международных процедур урегулирования.
Если деяние составляет международное преступление, третьи государства не должны признавать ситуацию, возникшую в результате деяния, и не оказывать поддержку делинквенту. Агрессия влечет последствия, предусмотренные Уставом ООН.
Имплементация (реализация) международной ответственности включает уведомление делинквента и предъявление ему требований.
Заключение
В настоящее время над проблемой объективной ответственности идет работа в Комиссии международного права ООН, которая в 1980 году по поручению Генеральной Ассамблеи ООН приступила к изучению комплекса вопросов, связанных с международно – правовой ответственностью за вредные последствия действий, не запрещенных международным правом. В перспективе Комиссия международного права ООН ставит задачу подготовки соответствующей конвенции. В 1992 году Комиссия постановила придерживаться поэтапного подхода при рассмотрении данной темы. На первом этапе рассматриваются вопросы предотвращения трансграничного ущерба. К настоящему времени Комиссия обсудила достаточно большое количество докладов специальных докладчиков, в которых была сделана попытка обобщить практически и доктринальный материал, но пока Комиссии удалось выработать только несколько проектов статей. В данных проектах статей речь идет о видах деятельности, не запрещенных международным правом и осуществляемых на территории или иным образом под юрисдикцией или контролем государства, которые сопряжены с риском нанесения значительного трансграничного ущерба в силу своих физических последствий.
Список используемой литературы
1. Действующее международное право. В трех томах. – Т. 1. – М., 1996. – Разд. XII.
2. Колосов Ю. М. Ответственность в международном праве. – М., 1975.
3. Международное право: Учебник. Отв. ред. Ю. М. Колосов, э. с. Кривчикова. – М.: Международные отношения, 2000.
4. Решетов Ю. А. Борьба с международными преступлениями против мира и безопасности. – М., 1983.
5. Ушаков Н. А. Основания международной ответственности. – М., 1983.
1