Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 07:08, контрольная работа
Президент РФ обладает большим разнообразием полномочий, используемых в реализации его функций как главы государства. Эти полномочия охватывают все стороны государственной деятельности и президент несет ответственность за слаженную работу государственных структур. Однако, Россию нельзя в полной мере назвать президентской республикой. В отличии от президентской республики, в которой не существует правительства как органа, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти.
1. Введение
2. Место президента в органах государственной власти
3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.
4. Заключение
Оглавление
1. Введение
2. Место президента
в органах государственной
3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.
4. Заключение
1. Введение
Президент РФ обладает большим разнообразием полномочий, используемых в реализации его функций как главы государства. Эти полномочия охватывают все стороны государственной деятельности и президент несет ответственность за слаженную работу государственных структур. Однако, Россию нельзя в полной мере назвать президентской республикой. В отличии от президентской республики, в которой не существует правительства как органа, в Российской Федерации Президент РФ не является главой исполнительной власти. Высшим органом исполнительной власти выступает правительство. Все полномочия Президента основываются на Конституции и должны быть осуществлены только в рамках Конституции РФ и других Федеральных Законов. В данной контрольной работе я хочу раскрыть основные полномочия президента Российской Федерации, основываясь на литературных источниках, а так же самой Конституции. Для достижения этой цели мне потребуется рассмотреть и проанализировать роль Президента в системе органов гос. власти РФ, а так же проанализировать сами функции, выполняемые президентом.
2. Место президента в органах государственной власти.
В соответствии с
4 главой Конституции РФ, президент
является главой государства
(ч. 1 ст. 80). Подобная дефиниция статуса
президента РФ значит, что он
занимает особое место в
Статус президента как главы гос-ва проявляется в его конституционно и законодательно определённых полномочиях. В ст.80 обобщенно сформулированы эти полномочия: он является гарантом Конституции, прав, свобод человека и гражданина. Он должен не допустить нарушения Конституции и нарушения механизма защиты прав и свобод. В Конституции закреплены отдельные полномочия, обеспечивающие возможность эффективно реализовать эту функцию. К таким можно причислить: право на вето, право законодательной инициативы, право на обращение с запросом в Конституционный Суд РФ, роспуска Государственной думы или отставки Правительства и др.
В ограничении периода
полномочий действующего
3. Полномочия президента, связанные с формированием и деятельностью государственных органов.
Президент РФ согласно
Конституции обладает довольно
широкими полномочиями по
Для начала следует
упомянуть о том, что согласно
ст. 83 (а) Конституции РФ президент
в праве с согласия
Если двигаться по
статьям Конституции дальше, то
уже в той же ст. 83 (б) можно
увидеть еще одну функцию
Как уже вскользь упомянуто выше, президент в соответствии со ст. 83 (в) Конституции вправе принимать решение об отставке Правительства. Правительство так же имеет право подать в отставку и по своей собственной инициативе ( ч.1 ст. 117 ). Отставка Правительства может произойти вследствие выражения ему недоверия со стороны Государственной Думой (ч. ст. 117), так и в отказе Государственной Думы в доверии действующему Правительству (ч. 4 ст. 117 Конституции РФ). Однако окончательное решение вопроса остается за президентом РФ, что является исключительно его прерогативой, не требующей ни разрешений, ни согласований, ни предварительных консультаций. По Федеральному Конституционному Закону «О правительстве РФ» решение о сложении полномочий Правительства сопровождается распоряжением Правительства РФ в день вступления Президента РФ на должность.
В соответствии со ст. 83 (г) Конституции, президент в праве как представить кандидатуру на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации, так и поставить вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ. Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации» гласит, что кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка Президент представляет не позднее, чем за три месяца до истечения полномочий уже действующего Председателя. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Центрального банка – в двухнедельный срок с момента освобождения. В случае отклонения кандидатуры, президент в течение двух недель вносит новую. Один и тот же человек не в праве занимать должность Председателя Банка России больше, чем три срока подряд. Таким образом, Председатель Центрального банка освобождается от должности: по истечению срока полномочий; по невозможности исполнения его служебных обязанностей по подтверждению мед. комиссии; при личной подаче в отставку; при совершении уголовно наказуемых действий, установленных в законную силу приговором суда; при нарушении федеральных законов, связанных с деятельностью Центрального Банка.
Помимо прочего, президент РФ по предложению Председателя Правительства РФ отвечает за назначение и освобождение от должности заместителей самого Председателя и федеральных министров ( в соответствии со ст. 83 (д) ). Назначение производится на основе кандидатур, предложенных Председателем Правительства.
Статья 83 (е) утверждает, что президент представляет Совету Федерации кандидатуры на назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного, а так же назначает Генерального прокурора Российской Федерации. Их назначение осуществляет Совет Федерации. Кандидатуры на должности в Конституционном Суде предварительно обсуждаются Комитетом Совета Федерации. Кандидатуры на должности судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются Комитетом по правовым и судебным вопросам. Если кандидатура, представленная президентом РФ на должность судьи какого-либо из вышеперечисленных судов не набирает большинство голосов от общего числа членов Совета Федерации, то она будет отклонена. Федеральный Закон «О статусе судей в РФ» от 26 июня 1992 г. устанавливает, что президент представляет кандидатуры судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда с учетом мнения председателей судов. Судьи проходят отбор, в который входит сдача квалификационного экзамена, заключения квалификационной коллегии судей и т.д. Впоследствии президент либо отклоняет, либо назначает кандидатуры в двухмесячный срок. Представленная президентом кандидатура Генерального прокурора РФ рассматривается в течении тридцати дней. Всё так же, если кандидат не наберет нужного количества голосов, в течение 30 дней президент должен представить новую кандидатуру на данный пост. Судьи судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Судьи военных судов назначаются при представлении только Председателем Верховного Суда. В рамках двух месяцев со дня получения необходимой информации президент назначает судей федеральных судов или отклоняет предложенные кандидатуры, сообщив об этом председателю соответствующего суда.
Судя по статье 83 (ж)
Конституции Российской
В соответствии с пунктом «к» все с той же статьи 83 Конституции Российской Федерации, Президент РФ обладает полномочиями по формированию своей Администрации. Статус и функции Администрации определяются по усмотрению Президента, т.к. в Конституции не установлен характер данного органа. Однако, Администрация Президента обязана действовать исключительно в пределах полномочий самого Президента и не может вмешиваться в дела, попадающие под компетенцию других государственных органов власти. Общее руководство Администрацией лежит на плечах Президента. Положением об Администрации Президента Российской Федерации из Указа Президента от 2 октября 1996 г. установлено, что Администрацией называют государственный орган, отвечающий за обеспечение деятельности президента.
Так же, по пункту «к» Конституции РФ Президент вправе назначать или освобождать своих полномочных представителей, отвечающих за представление его интересов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители могут действовать на основе положений, утверждаемых Президентом Российской Федерации. Официальным представителем президента может выступать любое лицо, в том числе не занимающее никакой должности непосредственно в Администрации Президента.
Президент вправе назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации (по п. «л» ст. 83 Конституции РФ). Здесь проявляется функция Президента РФ как верховного Главнокомандующего страны. По ФЗ от 31 мая 1996 г. «Об обороне» президент утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах Российской Федерации; иных войсках, формированиях и органах; присваивает воинские звания; назначает на воинские должности; освобождает от воинских должностей и увольняет с военной службы в порядке, предусмотренном данным федеральным законом.
4. Заключение
На протяжении работы я еще раз убедился, что Президенту РФ отведена уникальная роль в сфере государственной власти. Он обладает своей компетенцией, которая определена Конституцией РФ и которая охватывает все аспекты государственной деятельности. В каких-то вопросах Президент Российской Федерации обладает в большом количестве случаев правом на принятие окончательного решения, но, к примеру, он не вправе навязать парламенту принятие какого-либо закона. Однако, конституция РФ дает Президенту возможность опираться на поддержку большинства депутатов Государственной Думы и задавать направление для движения внутренней и внешней политики. Таким образом, Конституция РФ дает главе государства в полной мере участвовать в управлении государственными делами, а именно в разделении властей. Задачей моей работы было последовательно показать функции и возможности президента в участии в разделении властей. Я считаю, что я в полной мере описал основные его функции в этой сфере деятельности, тем самым достигнув поставленной цели: «Показать полномочия Президента РФ в системе разделения властей».
Использованная литература
- Конституция РФ от 12.12.1993 г.
- Федеральный
конституционный закон от 17.12.97 №
2-ФКЗ "О Правительстве
- Федеральный
закон от 10.06.2002 № 86-ФЗ "О Центральном
банке Российской Федерации (
- Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации".
- Закон РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации".
- Указ Президента
РФ от 2 октября 1996 г. N 1412 «Об утверждении
Положения об администрации
- Конституционное право России. (Учебное пособие) Анисимов Л.Н. 2006
- Конституционное право России. (Учебник) Козлова Е.И., Кутафин О.Е. 2003, 3-е изд.
Информация о работе Место президента в органах государственной власти