Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 14:11, реферат
За более чем полувековое свое существование ЕС превратился в крупнейший международный экономический и политический центр. В его состав входят в настоящее время 27 европейских государств. На очереди прием еще ряда стран, получивших статус государств - кандидатов на вступление. Население ЕС достигло полумиллиарда человек. Его территория составляет 4 241 500 кв.км. Вполне естественно, что программа реформ, подлежащих осуществлению в предстоящие годы внутри ЕС, имеет весьма серьезные международные последствия.
1.1. История создания…………………………………..............................3
1.2. Основное содержание Лиссабонского договора…............................4
1.3. Значение договора для ЕС и России...………………………............9
1.4. Список используемой литературы……………….............................11
До 2014 г. Комиссия, главный орган исполнительной власти, как и сейчас, будет состоять из
числа членов, равного численности государств, входящих в Союз, а с 1 ноября 2014 г. предполагалось включать число членов, в том числе председателя и Верховного представителя, соответствующее 2/3 численности государств, входящих в Союз. При обеспечении системы строгой ротации эта мера должна была увеличить эффективность работы Комиссии и подкрепить принцип независимости комиссаров от государств, их представляющих. Европейский Совет, однако, наделен правом изменять число комиссаров, что может потребоваться в случае возникновения какой-либо конфликтной ситуации. Именно такой конфликтной ситуацией стал отрицательный первый референдум по судьбе Лиссабонского договора в Ирландии 13 июня 2008 г. Стремясь развеять опасения Ирландии остаться без «своего» комиссара, а также добиться положительного повторного референдума в этой стране, на саммите в декабре 2008 г. Европейский Совет подтвердил сохранение прежнего принципа, согласно которому каждое государство будет располагать одним мандатом в Европейской Комиссии.
Изменения в судебной системе Союза носили весьма осторожный характер, поскольку она функционирует весьма успешно. Все органы правосудия Союза получили общее новое собирательное название — Суд Европейского Союза (ст. 19 Договора о ЕС). В эту систему входят три звена. Высшее звено — Суд (бывший Суд Европейских сообществ). Среднее — Трибунал (ранее это был Трибунал первой инстанции, который совсем не отвечал этому названию, поскольку был на деле судом второй инстанции по отношению к специализированным трибуналам). Нижний уровень образуют специализированные трибуналы, из которых создан пока еще только один — Трибунал по делам публичной службы Европейского Союза. Для совершенствования отбора кандидатов в высшие эшелоны судебной системы учреждена специальная квалификационная коллегия.
Важнейшим изменением в этой области является предметное расширение юрисдикции судов, которая ранее ограничивалась рамками лишь «первой опоры», т.е. сообществ (почему он и назывался Судом Европейских сообществ). Изъятия остались в сфере общей внешней политики и политики безопасности, где обновленный Суд ЕС не будет иметь полномочий.
Лиссабонский
договор был призван не только
укрепить эффективность и
III. Особое место в структуре Лиссабонского договора занимает Хартия основных прав, разработанная Европейским конвентом и принятая 7 декабря 2000 г. В первоначальных учредительных договорах о Сообществе полностью отсутствовало системное изложение или даже упоминание о каких-либо фундаментальных правах и свободах человека. В какой-то степени они могли быть увязаны с четырьмя свободами, которыми характеризуется функционирование общего рынка, а в последующем его преобразование в единый внутренний рынок (свобода передвижения товаров, капиталов, услуг и лиц). Присутствовали также такие установления, как запрет дискриминации, утверждение равноправия женщины и мужчины и некоторые другие.
Лишь в 1992 г. при подписании Договора об образовании ЕС появляется отсылка к основным правам и свободам. Согласно ст. 6 этого Договора положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной в 1950 г., а равно конституционные положения демократических конституций, относящиеся к правам и свободам, образуют общие принципы права ЕС. Придание этим положениям статуса общих принципов имело определенные правовые последствия. Оно означало, что все акты и действия Европейских сообществ и ЕС не должны противоречить общим принципам в том виде, как они были закреплены в Европейской конвенции и истолкованы Европейским Судом по правам человека, а также должны учитывать положения национальных конституций.
Фиаско конституционного договора привело к отказу и от придания обязательной силы положениям Хартии. К этому вопросу удалось вернуться при подготовке Лиссабонского договора. Интегрировать Хартию непосредственно в текст ДЕС или ДФЕС государства-учредители не пожелали. Некоторые страны, не согласные признать обязательную силу Хартии, категорически выступили против такого решения. Придать Хартии статус протокола, прилагаемого к учредительным актам, означало принизить ее значение. Решения практически так и не нашли. Хартия принимается одновременно с учредительными договорами, но ее юридическое оформление как обязательной для всех государств - членов ЕС отсутствует. Она имеет обязательную юридическую силу не для всех участников договора. Изначально две страны - Великобритания и Польша - выступили против придания Хартии обязательной юридической силы и против права на обращение физических лиц непосредственно в судебные инстанции на основе или в целях защиты нарушенных прав, закрепляемых Хартией. Оговорка этих стран была учтена. В этих целях был подготовлен и принят специальный протокол. К нему затем присоединилась и Чехия, ставшая одним из последних участников ратификационного процесса и оговаривавшая свою особую заинтересованность в решении вопроса о придании Хартии обязательной юридической силы. Несмотря на все изъятия и оговорки отдельных стран, Хартия была ратифицирована в том же порядке, что и Лиссабонский договор, и обретала обязательную юридическую силу.
Хартия
основных прав имеет своеобразную структуру.
В отличие от всех известных международно-
Интересен не только новый подход к систематизации основных прав и свобод, но и включение новейших установлений. Таковы, например, содержащиеся в Хартии запрет на клонирование человеческих существ, запрет на торговлю человеческими органами и ряд других установлений, отражающих современные тенденции общественного развития или научно-технического прогресса.
Непосредственно к Хартии приложен еще один чрезвычайно интересный и важный документ. Это разъяснение Хартии об основных правах. Практически каждая статья Хартии сопровождается развернутым комментарием со ссылками на действующие нормативные правовые акты и, что особенно важно, на судебную практику Европейского Суда по правам человека. Поскольку сама Хартия в значительной степени воспроизводит положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, а Суд ЕС призван обеспечивать юрисдикционную защиту закрепленных в Конвенции положений, то соответственно эти разъяснения обязывают субъектов права ЕС, признающих обязательное действие Хартии, руководствоваться теми разъяснениями и толкованиями, которые даны в рамках судебной практики Европейского Суда по правам человека.
Лиссабонский договор не ограничивается, однако, провозглашением обязательной юридической силы Хартии основных прав. Он предусматривает вступление ЕС в состав участников Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод в качестве коллективного члена. В связи с этим напомним, что такого рода попытка уже предпринималась. Однако Суд ЕС посчитал, что правовых оснований для подобного присоединения к указанной Конвенции в учредительных актах ЕС нет. Принятие решения было отложено. Теперь Лиссабонский договор создает такое законодательное основание. Необходимо, однако, чтобы соответствующее положение содержалось и в самой Европейской конвенции. Для этого был принят специальный Протокол N 14, который, вводя некоторые новеллы в организацию судопроизводства, предусматривает также возможность коллективного членства. Вступление в силу Протокола N 14 было на некоторое время задержано Российской Федерацией. Однако после уточнения отдельных условий судопроизводства Государственная Дума приняла решение о его ратификации. Таким образом, с правовой точки зрения все условия для вступления ЕС в состав участников Конвенции налицо. Остается решить еще одну немаловажную проблему, связанную со столкновением юрисдикций Европейского Суда по правам человека и Суда ЕС. Некоторые шаги в этом направлении предприняты, но окончательное решение еще не найдено. Очевидно, однако, что в перспективе акты и действия институтов и органов ЕС могут быть обжалованы при наличии достаточных оснований непосредственно в Европейский Суд по правам человека.
Лиссабонским
договором в ст. 2 Договора о ЕС
впервые включена новая правовая
категория — «ценности Союза». Эти ценности
представляют собой морально-нравственные
начала европейской, а по сути дела — и
мировой цивилизации. Уважать и следовать
им — долг и обязанность как Союза в целом,
так и каждого входящего в него государства.
Это одновременно и непреходящее требование
к каждому государству, вступающему в
Союз. Неуважение к этим ценностям может
повлечь применение к государству — нарушителю
санкций в виде приостановления отдельных
прав, связанных с членством в ЕС (ст. 7
Договора о Европейском Союзе). К ценностям
Союза относятся: человеческое достоинство,
свобода, демократия, равенство, правовое
государство, права человека (в том числе
и меньшинств).
1.3. Значение договора для ЕС и России
После десятилетий войн, стоивших миллионы жизней, создание ЕС стало началом новой эры, в которой европейские страны разрешают противоречия между собой с помощью переговоров, а не с помощью оружия. В настоящее время страны-члены Европейского Союза пользуются множеством преимуществ от своего членства в Союзе, однако правила, в соответствии с которыми осуществляется работа ЕС, были разработаны для Союза с меньшим числом стран-участниц; тогда перед ним ещё не стояли такие глобальные проблемы, как изменение климата, мировой экономический кризис и международная преступность. ЕС, обладая значительным потенциалом, твердо намерен приложить все силы для решения этих проблем, улучшив систему, на основе которой он работает. Именно этой цели и послужил Лиссабонский договор. Он делает Европейский Союз более демократичным, эффективным и прозрачным. Он даёт гражданам и парламентам европейских стран большее влияние на происходящее на общеевропейском уровне и делает голос Европы на общемировом уровне более ясным и сильным, при этом позволяя защищать национальные интересы
Лиссабонский
договор дополняет и
Лиссабонский договор поможет ЕС лучше защищать ваши интересы и позволит вам напрямую высказывать своё мнение по вопросам, касающимся Европы в целом, благодаря включённым в него новым положениям о Гражданских Инициативах.
Лиссабонский договор будет обеспечивать защиту ваших прав в соответствии с Хартией ЕС по Правам Человека. Лиссабонский договор расширяет роль Европейского Парламента и предоставляет новые рычаги власти национальным парламентам. Лиссабонский договор делает процесс принятия решений на общеевропейском уровне более эффективным. Лиссабонский договор помогает ЕС единодушно высказываться по вопросам международной политики.
Особый интерес для России во внешнеполитическом плане представляет собой признание ЕС в Лиссабонском договоре важности «европейской политики соседства» как специфического направления сотрудничества с соседними государствами. Она предполагает установление «привилегированных отношений» с близлежащими странами, которые могут оформляться в соответствии со ст. 8 Договора о ЕС специальными международными соглашениями. Россия и Европейский Союз должны суметь извлечь из европейской политики соседства взаимную выгоду.