Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций
Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.
Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Необходимость такого шага была продиктована желанием подвести черту под разъединением Европы, длившимся с момента окончания Второй мировой войны, и прочно привязать к Западу страны Восточной Европы, чтобы не допустить их отката обратно к коммунистическим методам правления[источник?]. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настояла Греция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.
По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002. Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.
16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.
1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза.
После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.
Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решений консенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живет по целому ряду основополагающих договоров.
1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит еще немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.
Из прочих государств, полностью или частично находящихся в Европе, не вели никаких переговоров и не предпринимали никаких попыток начать процесс евроинтеграции:
Армения
Республика Беларусь
Казахстан.
С 1993 г. Азербайджан заявил о своей заинтересованности в отношениях с ЕС и приступил к планированию связей с ним в различных областях. В 1996 г. Президент Азербайджанской Республики Г.Алиев подписал «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве» и установил официальные связи. Россия устами официальных лиц неоднократно объявляла о нежелании полностью вступать в Евросоюз, предлагая вместо этого реализовать концепцию «четырёх общих пространств», сопровождаемых «дорожными картами» и облегчающих трансграничное перемещение граждан, экономическую интеграцию и сотрудничество в ряде других областей. Единственным исключением стало сделанное в конце ноября 2005 Президентом России В. В. Путиным заявление о том, что он «был бы счастлив, если бы Россия получила приглашение вступить в ЕС»[источник?]. Однако, это заявление было сопровождено оговоркой о том, что сам он не будет выступать с просьбой о принятии в ЕС.
Важным моментом является то, что Россия и Белоруссия, подписавшие договор о создании Союза и не могли бы в принципе начать никакие действия по самостоятельному вступлению в ЕС, не расторгнув этот договор.
Из стран, находящихся за пределами Европейского Континента, неоднократно заявляли о своих евроинтеграционных намерениях африканские государства Марокко и Кабо-Верде (бывшие Острова Зелёного мыса) — последняя при политической поддержке своей бывшей метрополии — Португалии, в марте 2005 начала официальные попытки подать заявку на вступление.
Регулярно муссируются слухи о возможном начале движения к полному вступлению в ЕС Туниса, Алжира и Израиля, однако пока что такую перспективу следовало бы считать призрачной. Пока что этим странам, а также Египту, Иордании, Ливану, Сирии, Палестинской национальной администрации и упомянутому выше Марокко в качестве компромиссной меры предложено участие в программе «партнёры-соседи», подразумевающей получение в некоем отдалённом будущем статуса ассоциированных членов ЕС.
2.3 Анализ эффективности экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС
Еврази́йское экономи́ческое соо́бщество (ЕврАзЭС) — международная экономическая организация ряда постсоветских государств, занимающаяся формированием общих внешних таможенных границ, выработкой единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка.
10 октября 2000 года в Астане (Республика Казахстан) главами государств (Белоруссия, Казахстан, Россия, Таджикистан Узбекистан) был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества. В Договоре заложена концепция тесного и эффективного торгово-экономического сотрудничества для достижения целей и задач, определённых Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве. Предусмотрены организационно-правовые инструменты реализации достигнутых договоренностей, система контроля за реализацией принимаемых решений и ответственности Сторон.
В августе 2006 на Межгосударственном совете ЕврАзЭс было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в составе лишь трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана. Проект ЕврАзЭС безусловно учитывает международный опыт интеграции, но приоритет, тем не менее, отдает собственным традициям и собственной позитивной практике в плане отстаивания общих интересов и ценностей. Трезвый расчет показывает, что без объединения экономических потенциалов страны СНГ могут оказаться вытесненными на периферию мировой экономики, ибо уже сегодня в результате разрыва экономических связей они потеряли преимущества и выгоды, от конкуренции и эксплуатации мирового рынка.
Вследствие этого страны СНГ уже сегодня стоят перед выбором: либо они окончательно становятся частью сырьевого сектора всемирного хозяйства, либо добиваются более достойного и перспективного места в международном разделении труда. В этом плане, то есть в плане реализации на практике и укрепления конкурентных позиций в мировой экономике, защиты и продвижении национально-политических интересов, идея ЕврАзЭС является наиболее перспективной.
Проект ЕврАзЭС составлялся с учетом того, что в ближайшее время страны СНГ не войдут в развитые экономические блоки как равноправные партнеры. Так и случилось, интеграция таких невероятных прорывов в экономические зоны с иной технологией и инфраструктурой сегодня более чем очевидна.
Необходимо иметь в виду, как подчеркивал Н.А. Назарбаев - нынешние реалии, географическое положение Казахстана, этнический состав его населения диктуют необходимость многополюсной ориентации на Запад и Восток, ближайших и отдаленных соседей. В этом плане проект ЕврАзЭС в контексте интеграции СНГ есть одновременно проект интеграции в мировое экономическое сообщество, максимально возможного его использования и достижения соответствующих результатов всеми народами евразийского пространства. Он аккумулирует их стремления и направляет на решения проблем, наиболее значимых и актуальных в нынешних условиях. К сожалению, при разработке стратегии внешнеполитической и социально-экономической деятельности страны СНГ совершенно недостаточно учитывают эту глубокую взаимозависимость интеграции бывших республик СССР и интеграционных процессов в других регионах Европы и Азии.
Обосновывая особую настоятельность интеграционного сотрудничества в области экологической безопасности, проект ЕврАзЭС учитывает несовпадение границ республик, входящих ранее в СССР и ставшими ныне государственными, с природно-географическими границами, очертаниями целостных природно-экологических комплексов, которые в бытность СССР были объектами совместного негативного воздействия и эксплуатации. Основные зоны экологического бедствия, как правило, расположены именно в пограничных районах. Речь идет об Арале, Каспии, Чернобыле, Семипалатинском ядерном полигоне и многих других.
В целом ЕврАзЭС явился в числе первым и наиболее перспективным проектом интеграции на постсоветском пространстве и всего евразийского континента, который базируется на принципах независимости, суверенитета и равноправия в процессе принятия коллективных решений. Многие его положения уже использованы в создании реальных механизмов интеграции.
Идея ЕврАзЭС вызвала неоднозначную реакцию в странах СНГ и получила разноречивые оценки глав государств Содружества и лидеров различных общественно-политических движений, партий, учёных, а также представителей средств массовой информации.
Позицию Армении по проекту ЕврАзЭС в целом можно расценить как положительную. Лидеры этой страны рассматривают его как один из вариантов дальнейшего развития взаимоотношений между членами СНГ, хотя не исключают и другие варианты его развития в дальнейшей интеграции.
Россия, как становой хребет, СНГ не прореагировала на инициативу Казахстана, оставаясь сторонником дальнейшего развития интеграции в рамках СНГ.
1