Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:00, курс лекций
Источниками МЭП являются те же документы, что вообще во всём остальном международном публичном праве. Это могут быть либо формальные источники права – т.е. те формы, в которых находят своё выражение нормы права. Либо под источником международного права можно понимать результаты процесса нормообразования.
Идеи наделения международной правосубъектностью ТНК, индивидов и т.п. давно не новы. И уже одно то, что эти идеи, оставаясь на уровне доктрины, по сути не воспринимаются реальным международным правом, свидетельствует о нежизненности такого теоретизирования, во всяком случае до тех пор, пока не появится некое общемировое правительство, с апологетами которого по сути смыкаются и апологеты распространения международной правосубъектности на физических и юридических лиц.
Что касается правового статуса ТНК и ФПГ в рамках СНГ, то по аналогии с генетически "родственными" им МХО в рамках сотрудничества в СЭВ отдельные ТНК и ФПГ в зависимости от условий их учредительных документов могут обладать ограниченной функциональной международной правосубъектностью и во всяком случае - внутринациональной правосубъектностью по месту их регистрации*(54).
Для понимания правовой природы ТНК важно обратиться и к международному регулированию их деятельности. Под эгидой ООН были созданы специальные структуры, деятельность которых концентрировалась на комплексном изучении ТНК — с 1974 г. функционировал Центр ООН по ТНК; с 1993 г. над проблемой ТНК работает соответствующее подразделение ЮНКТАД. С их деятельностью связано появление ключевых источников информации по ТНК, в том числе ежегодных докладов по мировым инвестициям (World Investment Report) [18, с. 164; 19, с. 147; 22]. В самом начале работы Центра ООН по ТНК основной целью международного сотрудничества в этой сфере было установление контроля за корпорациями [8, с. 27]. Начиная с 1980-х гг. фокус работы Центра сместился в сторону исследования положительных результатов деятельности ТНК, а также привлечения прямых иностранных инвестиций и максимального извлечения из них выгоды.
Попытки закрепить общепринятое понятие ТНК изначально предпринимались в рамках деятельности указанных международных организаций. При этом международные документы, в которых фигурирует данное понятие, либо не являются обязательными для применения (Кодекс поведения ТНК), либо не носят правового характера (Доклады по мировым инвестициям).
Одним из важнейших международных документов, который разрабатывался в целях регулирования деятельность ТНК, должен был стать Кодекс поведения ТНК, проект которого был представлен к 1990 г. [8, с. 28; 19, с. 148]. Ввиду утраты актуальности этого документа Кодекс так и не был принят. В нем ТНК рассматривалась как предприятие, которое имело отделения, как минимум, в двух государствах. Отделения должны быть таким образом связаны, чтобы иметь возможность оказывать влияние друг на друга и использовать совместные ресурсы. У предприятия должен быть один или несколько центров принятия решений в целях проведения согласованной политики [5, с. 382; 8, с. 28; 19, с. 148; 21, p. 626]. Указанные положения не содержат никаких критериев, которые бы позволили говорить о ТНК и ее структуре как о правовой модели, так как перечисленные признаки могут быть реализованы с помощью различных правовых механизмов, которые содержатся в национальном праве конкретного государства.
В исследованиях, проводимых в рамках ООН, используется понятие ТНК, содержащееся в ряде последних ежегодных докладов ЮНКТАД по мировым инвестициям. ТНК определяется как инкорпорированная или неинкорпорированная компания, включающая в себя материнскую компанию (parent enterprise) и ее зарубежные отделения (foreign affiliates) — дочерние компании (subsidiary enterprise), ассоциированные компании (associate enterprise) и филиалы (branch). Признак контроля со стороны материнской компании определен через установление ее минимальной доли в зарубежном отделении (доля в 10 % простых акций или голосов для инкорпорированного предприятия либо ее эквивалент для неинкорпориванного предприятия) [23]. Данные положения с большей детализацией описывают понятие ТНК. Оно содержит четкое определение критерия контроля со стороны материнской компании, а также указание на наличие определенной структуры ТНК. В то же время в определении отсутствует привязка к какой-либо национальной правовой системе.