Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 16:51, реферат
Зарождение международного космического права совпадает с началом практической деятельности государств в космическом пространстве. 4 октября 1957 года в Советском Союзе был запущен первый искусственный спутник Земли. Сейчас их ежегодно во всем мире запускается около ста двадцати.
1.Понятие международного космического права, его
источники и принципы.
2. Правовой режим космического пространства и
небесных тел.
3. Правовой режим космических объектов и статус
космонавтов.
4. Список литературы
Общность принципов международного космического права и международного права в целом позволяет утверждать, что первое является составной частью второго как единого целого. Специфичность принципов и норм космического права не дает возможности отождествлять его с другими отраслями международного права. Этим, в сущности, и определяется роль и место отрасли международного' космического права в общей системе международного права. Учитывая, что в ряде государств появляются правовые национальные нормы, регулирующие внутренние правоотношения по поводу космической деятельности, необходимо различать национальное космическое право и международное космическое право.
Цели,
метод регулирования и
В
основе международного космического права,
так же как и современного общего
международного права, лежит идея мира
и мирного сосуществования
Метод правового регулирования является единым для международного космического и общего международного права. Это — согласование воль государств относительно содержания конкретного правила поведения и признания его юридически обязательным. Отсюда вытекает идентичность источников международного космического и общего международного права.
Ими являются международный договор и международный обычай. Основная, решающая роль в процессе образования норм международного космического права принадлежит международному договору.
Одной из особенностей процесса нормообразования в данной отрасли международного права является то, что он протекает в основном в рамках ООН. Вторая характерная особенность процесса нормообразования в международном космическом праве заключается в том, что в большинстве случаев принятие норм либо предшествует практике, либо происходит одновременно с ней, а не следует за практикой, как это имело место в других отраслях международного права.
В Договоре по космосу 1967 года нашли свое закрепление лишь главные, основные принципы и нормы международного космического права. По мере развития космической науки и техники и дальнейшего проникновения в космос отдельные положения космического права конкретизировались в соглашениях по определенным направлениям деятельности человека в космическом пространстве.
Так, положения ст. V и VIII договора получили развитие в Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство.
Положения ст. VI и VII Договора по космосу были развиты и дополнены принятием Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами.
К договорным источникам международного космического права относятся также различные многосторонние и двусторонние соглашения о сотрудничестве государств в освоении космоса. Все эти соглашения специального характера основываются на общих для данной отрасли международного права принципах и нормах, закрепленных в Договоре по космосу и указанных соглашениях общего характера.
Однако принятие и вступление в силу Договора по космосу и других многосторонних соглашений общего характера никоим образом не означает, что работа по кодификации и прогрессивному развитию космического права завершена. Существует ряд вопросов, настоятельно требующих регламентации.
Несмотря на сравнительно молодой возраст космического права, в нем уже есть правовые принципы, сформировавшиеся в качестве обычая. Речь идет о двух основополагающих принципах—свободы исследования и использования космического пространства и небесных тел и не присвоения космического пространства и небесных тел. Эти принципы, логически тесно связанные между собой, сформировались как обычно-правовые на основе практики космической деятельности и в результате всеобщего признания со стороны международного сообщества. То обстоятельство, что впоследствии оба эти принципа были закреплены в качестве договорных норм в Договоре по космосу, не меняет сути дела, так как они являются юридически обязательными для всех участников международного общения в качестве международно-правового обычая.
Международный обычай—это правило поведения, которое в результате постоянного систематического применения признается юридически обязательным участниками международного общения.
Резолюции
Генеральной Ассамблеи ООН
В единогласно принятых резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г., 1802 (XVII) от 14 декабря 1962 г. и 1962 (XVIII) от 13 декабря 1963 г. указывается, что космическая деятельность государств должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав ООН, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Договор по космосу 1967 года установил, что космическая деятельность осуществляется в соответствии с международным правом, включая Устав ООН. Отсюда следует, что к космической деятельности применимы общие принципы права. Одним из таких принципов является принцип равноправия государств. Одной из целей ООН, согласно ее Уставу, является развитие дружественных отношений между народами на основе уважения, принципа равноправия. Пункт 1 ст. 2 Устава гласит: «Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов».
Применительно к космической деятельности этот принцип означает равенство прав всех государств, вне зависимости от уровня их экономического и научно-технического развития, как в осуществлении космической деятельности, так и в решении вопросов правового и политического характера, возникающих в связи с ее осуществлением.
Принцип равноправия нашел отражение в Договоре по космосу, в преамбуле которого говорится о том, что исследование и использование космического пространства должны быть направлены на благо всех народов, независимо от степени их экономического или научного развития, а в ст. I устанавливается, что космическое пространство открыто для исследования и использования всеми государствами без какой бы то ни было дискриминации на основе равенства и в соответствии с международным правом, при свободном доступе во все районы небесных тел. «Принцип запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях распространяется на космическую деятельность государств и возникающие в этой связи взаимоотношения между ними. Все члены ООН должны воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями ООН (п. 4 ст. 2 Устава ООН)» Устав ООН также постановляет, что все международные споры государства — члены ООН должны разрешать мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость.
Это означает, что космическая деятельность должна осуществляться всеми государствами так, чтобы при этом не подвергались угрозе международный мир и безопасность, а споры и расхождения по всем касающимся освоения космоса вопросам должны решаться мирным путем.
Действующие соглашения в области космического права не только основываются на этих общепризнанных принципах, но и углубляют их применительно к отдельным аспектам космической деятельности.
Статут Международного Суда ООН относит к вспомогательным источникам международного права судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов.
Вопросы, связанные с использованием и исследованием космического пространства и небесных тел, пока не являлись предметом рассмотрения в Международном Суде ООН или третейских судах, так как до настоящего времени между государствами не возникало практических споров относительно применения и толкования положений международного космического права.
Вторым вспомогательным источником являются труды наиболее квалифицированных юристов, специалистов в области международного публичного права, и в первую очередь международного космического права.
Решения
международных организаций, и прежде
всего ООН, принятые единогласно, служат
доказательством становления норм международного
космического права и намерения государств
следовать им.
Правовой
режим космического
пространства и небесных
тел.
объектами международного космического права являются космическое пространство, небесные тела, космонавты, искусственные космические объекты, наземные компоненты космических систем, результаты практической космической деятельности, космическая деятельность.
Правовой режим космического пространства и небесных тел тесно связан с некоторыми общими принципами космической деятельности государств и должен рассматриваться в связи с этими принципами.
Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется прежде всего тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо государства; это— пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился ныне общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за пределами пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.
Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из двух принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. I говорится:
«Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества». Статья IX предусматривает, что государства должны осуществлять всю свою деятельность в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела, с должным учетом соответствующих интересов всех других государств—участников Договора».
Приведенные положения отражают заинтересованность в освоении космоса и результатах такого освоения всех стран, независимо от уровня их экономического и научно-технического развития. Хотя эти положения носят общий, декларативный характер и не влекут за собой прямого обязательства безвозмездно делиться с другими странами результатами исследования и использования космического пространства, они содержат требование о том, чтобы деятельность государств в космосе не причиняла вреда другим государствам и служила на пользу всему человечеству. Именно такой политики в исследовании и использовании космоса придерживается Россия, которая стремится к тому, чтобы проникновение человека в космос содействовало развитию взаимопонимания и дружественных отношений между государствами, и рассматривает свои достижения в космосе как достояние всех народов.
Положение о том, что «международное право, включая Устав ООН, распространяется на космическое пространство», впервые было включено в резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г. Свое окончательное закрепление это положение нашло в ст. I и III Договора по космосу. В ст. III говорится: «Государства—участники Договора осуществляют деятельность по исследованию и использованию космического пространства, в том числе Луны и других небесных тел, в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопонимания».
В приведенной статье имеются в виду, прежде всего основные принципы международного права, закрепленные ныне в таких документах, как Устав ООН, Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Содержащиеся в этих документах основные принципы международного права выступают в качестве общих по отношению к специальным принципам международного космического права, закрепленным в Договоре по космосу 1967 года и в других многосторонних соглашениях по космосу, разработанных в рамках ООН. В свою очередь, принципы международного космического права являются общими по отношению к нормам международных соглашений по космосу научно-технического характера. Последние должны соответствовать как основным принципам общего международного права, так и принципам международного космического права. Статья II Договора по космосу гласит: «Космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, не подлежит национальному присвоению ни путем провозглашения на них суверенитета, ни путем использования или оккупации, ни любыми другими средствами». Впервые этот принцип был сформулирован в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1721 (XVI) от 20 декабря 1961 г.